ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ У МОРЯ
Конференция: L Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»
Секция: Строительство и архитектура
L Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»
ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ У МОРЯ
THE DEVELOPMENT PROCESS OF COASTAL CITIES
Vadim Bashirov
Student, Volgograd State Technical University, Russia, Volgograd
Yulia Yanushkina
Candidate of Architecture, Associate Professor, Volgograd State Technical University, Russia, Volgograd
Аннотация. В данной статье освещены проблемы развития городов у моря. Определена лучшая концепция развития прибрежных городов, а также выделены этапы её реализации. Выделены основные проблемы, которые мешают процессу развития городов у моря.
Abstract. This article highlights the problems of the development of coastal cities. The best concept for the development of coastal cities has been determined, as well as the stages of its implementation have been highlighted. The main problems that hinder the development of coastal cities are highlighted.
Ключевые слова: города у моря; прибрежная территория; комплексное управление прибрежными зонами.
Keywords: сoastal cities; coastal territory; integrated coastal zone management.
Усиливающееся антропогенное воздействие и последствия изменения климата делают береговые линии более уязвимыми, особенно для эрозии и наводнений. Изменение климата, безусловно, распространяется далеко за пределы побережья и включает в себя такие последствия, как крупные оползни, которые с меньшей вероятностью произойдут вблизи границы между сушей и морем. Поэтому целесообразно включить меры по адаптации к изменению климата в прибрежных районах в общую систему управления природными опасностями. Эти последствия влияют на многие сферы нашей жизни. Кроме того, они могут еще больше угрожать ценным экосистемам и наносить ущерб таким отраслям промышленности, как рыболовство, туризм и судоходство [2, с. 168]. Нам необходимо лучше понять текущие процессы в этой сложной и чувствительной системе взаимодействия природы и человека и уменьшить негативное воздействие на прибрежные зоны. Для достижения этой цели мы должны опираться на опыт исследований не только в области естественных и технических наук, но также в области социальных наук и экономики при четком и эффективном привлечении заинтересованных сторон для разработки комплексной политики. Эффективное участие всех заинтересованных сторон необходимо для создания справедливых процессов принятия решений в рамках комплексного управления рисками прибрежных наводнений [3, с. 18]. Будущее побережий является сложным, зависит от изменения климата и содержит много неопределенностей. Поэтому в прибрежных районах необходимы долгосрочные стратегические подходы к управлению. Последствия изменения климата, безусловно, гораздо шире, и поэтому адаптация к его последствиям охватывает отрасли промышленности, выходящие далеко за пределы прибрежных районов, в частности строительную, сельскохозяйственную, водную и транспортную отрасли. Было показано, что их деятельность оказывает воздействие, которое может привести к социальному и экологическому ухудшению прибрежной среды. Прибрежные города, особенно расположенные вдоль морских побережий, образуют важные узлы для многих отраслей промышленности, обеспечивая географические условия для портов, аэропортов, богатых питательными веществами аллювиальных почв и доступа к воде [4]. Проблемы прибрежных городов по всему миру приблизительно одинаковы, за исключением некоторых характерных различий, о которых стоит упоминать в каждом конкретном случае. Мы выделили основные, на наш взгляд, проблемы, свойственные прибрежным городам, они представлены ниже, на схеме 1.
Рисунок 1. Проблемы прибрежных городов
Концепция комплексного управления прибрежными зонами (КУПЗ) рассматривается как благоприятный подход к решению различных потребностей и интересов сложных социально-экономических и экологических систем на стыке суши и моря. В последнее время интересы правительств, политиков и исследователей начали сосредотачиваться на вопросе о том, как преобразовать и внедрить концепции и подходы КУПЗ в существующие структуры управления и системы принятия решений, затрагивающие прибрежную зону [1, с. 107].
КУПЗ сосредоточено на устойчивых результатах и разделяет озабоченность интеграцией между секторами, административными границами и масштабами управления, субсидиарностью и принятием решений на основе широкого участия, а также использованием адаптивного управления. Таким образом, теоретически политический импульс, способствующий адаптации к изменению климата, должен поддерживать КУПЗ, а существующая политика и правовые рамки КУПЗ должны обеспечивать легко трансформируемую платформу для продвижения стратегий адаптации. Не менее важно рассмотреть вопрос о том, каким образом соответствующие функции, обязанности и информация должны распределяться между различными уровнями правительства, государственными и частными организациями и местными жителями [5]. Мы выделили 7 этапов реализации КУПЗ с целью устойчивого развития любого прибрежного города мира.
Рисунок 2. Реализация КУПЗ
Стоит отметить, что процесс развития городов у моря на сегодняшний день невозможен без реализации концепции комплексного развития прибрежной территории, однако существуют определённые трудности, которые стоят на пути реализации подобных стратегий развития. В частности:
- проблемы с созданием хорошо скоординированной управленческой структуры, которая обеспечит горизонтальную и вертикальную интеграцию управления;
- проблемы с отсутствием чёткой законодательной базой и ответственным соблюдением всех законодательных норм и иных правовых актов;
- проблемы с финансированием.
Процесс развития городов у моря предполагает разработку дорогостоящих стратегий, реализация которых помимо финансовых проблем осложнена отсутствием чёткой координацией деятельности между заинтересованными лицами.