ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ОБРАЗОВАНИИ
Конференция: LVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»
Секция: Информатика, вычислительная техника и управление
LVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ОБРАЗОВАНИИ
ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN EDUCATION
Kamolakhon Rakhimova
Leading Specialist of the Department of Information Communications and Technologies, State Testing Center under the Cabinet of Ministers, Republic of Uzbekistan, Tashkent
Orolbek Hayitov
Chief specialist of the department of information communications and technologies, State Testing Center under the Cabinet of Ministers, Republic of Uzbekistan, Tashkent
Аннотация. В статье представлена информация о развитии искусственного интеллекта во всем мире, его применении в различных областях, видах и механизмах работы, а также повышении качества образования за счет его использования в образовательном процессе. В целях обеспечения реализации Постановления Президента Республики Узбекистан от 17 февраля 2021 года №ПП-4996 «О мерах по созданию условий для ускоренного внедрения технологий искусственного интеллекта» Приводится краткий обзор информации системы, разработанные с использованием интеллекта. Несмотря на ряд недостатков искусственного интеллекта, отмечается, что при его безупречной реализации на практике можно добиться определенных преимуществ в каждой области.
Abstract. The article provides information on the development of artificial intelligence around the world, its application in various fields, types and mechanisms of operation, as well as improving the quality of education through its use in the educational process. In order to ensure the implementation of the Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan dated February 17, 2021, No. PP-4996 "On measures to create conditions for the accelerated introduction of artificial intelligence technologies" There is a brief overview of information systems developed using intelligence. Despite a number of shortcomings of artificial intelligence, it is noted that if it is perfectly implemented in practice, it is possible to achieve some advantages in each area.
Ключевые слова: искусственный интеллект; системы; образование; программное обеспечение для прокторинга искусственного интеллекта; система онлайн-тестирования.
Keywords: artificial intelligence; systems; education; proctoring artificial intelligence software; online testing system.
Введение. Сегодня искусственный интеллект стал одной из самых важных технологий в мире. Многие сцены которые мы видели только в кино и различных фантастических романах, становятся реальностью с внедрением в нашу жизнь искусственного интеллекта. По данным ООН к 2024 году ожидается, что почти четверть мирового ВВП будет зависеть от цифровых технологий и исходя из этого лучше всего сосредоточиться на ускорении и развитии работ в этой сфере. На сегодняшний день такие страны, как Канада, Сингапур, ОАЭ, Финляндия, Япония, Китай, Италия, Тунис, Великобритания, США, Швеция, Мексика, Евросоюз, Кения, Дания, Франция, Австралия, Республика Корея, Индия и Германия объявили о стратегиях развития искусственного интеллекта.
Джон Маккарти, автор термина «искусственный интеллект», дал несколько определений искусственного интеллекта. Он описал искусственный интеллект как «науку и разработку человекоподобных интеллектуальных машин». Соответственно, компьютер можно охарактеризовать как искусственный интеллект, если он демонстрирует человеческое поведение. По словам Нильса Нильссона, другого великого ученого, автора исследований по искусственному интеллекту и многочисленных научных публикаций в этой области, «искусственный интеллект — это теория, призванная создать имитацию естественного интеллекта». Его также можно описать как последовательность алгоритмов имитирующих человеческий разум. Из вышесказанного видно, что исследования искусственного интеллекта показали, что все во Вселенной работает в рамках определенного алгоритма [2].
Если ориентироваться на мировое образование в сфере работы в этой сфере, то, по данным Минобразования России, с 2022 года в школах проводят апробацию учебного модуля «Искусственный интеллект». Уроки искусственного интеллекта будут введены в корейских государственных школах c 2023 года. Когда темы будут включены в школьную программу в следующем году, учащиеся 2-го и 3-го классов средней школы смогут пройти курс искусственного интеллекта или уроки математики искусственного интеллекта [3]. Китай и США являются лидерами исследований и образования в области искусственного интеллекта. Помимо размещения в этих странах ведущих мировых университетов и научно-исследовательских институтов, государства полностью урегулировали механизмы поддержки инноваций и оказывают существенную финансовую поддержку институтам. В результате Китай и США привлекают все больше и больше образованных специалистов со всего мира.
Основная часть. Как отмечается в Послании Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису, в Узбекистане в развитии науки достигнуты большие успехи, и в социально-экономической сфере можно добиться больших результатов за счет использования цифровых технологий во всех областях. Развитие цифровой экономики является одним из важнейших и приоритетных направлений для Узбекистана на ближайшие годы. В соответствии со Стратегией «Цифровой Узбекистан – 2030» и быстрым внедрением технологий искусственного интеллекта и их широким использованием в нашей стране, обеспечением доступа к цифровым данным и их высоким качеством, созданы благоприятные условия для подготовки квалифицированных кадров в этой сфере [1]. Как подтверждение вышеуказанного можно рассмотреть Постановление № ПП-4996 Президента Республики Узбекистан принято от 17 февраля 2021 года «О мерах по созданию условий для ускоренного внедрения технологий искусственного интеллекта». Постановление направлено на разработку нормативной базы, определяющей единые требования, ответственность, безопасность и прозрачность при разработке и использовании технологий искусственного интеллекта в экономике и социальной сфере страны, в государственном управлении [4]. На основе с Постановлением Государственный центр тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан разработал систему прокторинга с целью внедрения первых систем искусственного интеллекта в системе образования Республики Узбекистан. Следует отметить, что программа Proctoring, основанная на системах искусственного интеллекта, имеет ряд преимуществ в контроле экзаменационного процесса.
Дистанционный контроль заявителя. Искусственный интеллект может предложить несколько способов сделать это. Хотя он не может полностью заменить человеческий контроль, он может быть ближе по качеству. Программное обеспечение Proctoring на основе систем искусственного интеллекта имеет возможность распознавания дополнительных звуков и чужих голосов (рис. 1), а также гарантирует что испытуемые не используют дополнительные инструменты и сосредотачивается на всем тестовом задании, не отвлекаясь на внешние факторы.
Рисунок 1. Распознавание дополнительных звуков
В результате экзамены проводятся точно, эффективно, прозрачно и справедливо. Программное обеспечение Proctoring также имеет некоторые преимущества для супервайзеров. Например, один супервайзер может одновременно дистанционно наблюдать нарушения нескольких кандидатов. При обнаружении нарушения правил экзамена супервайзер посылает онлайн-оповещения (рис. 2). Одним из важнейших преимуществ является то, что все действия, нарушения кандидатов отслеживаются и фиксируются компьютером и сохраняются в базе данных. При возникновение неопределенных ситуаций сохраненные данные позволяют уяснить возникшие вопросы.
Рисунок 2. Дистанционное предупреждение о недостатках, обнаруженных искусственным интеллектом.
В настоящее время Государственный центр тестирования работает над созданием еще одной «Системы онлайн-тестирования». Разрабатывается программа для биометрической идентификации с использованием системы искусственного интеллекта (рис. 3).
Рисунок 3. Распознавание человеческих лиц с помощью искусственного интеллекта
Внедрение систем с искусственным интеллектом в образование позволит оптимизировать и автоматизировать большую часть работы. Это облегчит пользователям работу над своими знаниями и повысит качество образования. Многие ученые обсуждают будущее искусственного интеллекта. Дело в том, что пока одни опасаются что они технологии могут вторгаться в частную жизнь людей и даже быть опасными, другие ученые относятся к этому положительно утверждая, что самоуправляемые машины в системах можно использовать наиболее выгодно, с наименьшим риском и наименьшими потерями.
Вывод. Искусственный интеллект продолжает трансформировать образование в виде следующих процессов:
● В процессе глобализации и научно-технического прогресса возрастает значение искусственного интеллекта в системе образования;
● С помощью систем тестирования с использованием искусственного интеллекта экзамены проводятся точно, эффективно, прозрачно и справедливо;
● Развитие и совершенствование дистанционного обучения;
Возможности технологий искусственного интеллекта безграничны. Системы предназначены для выполнения одной конкретной задачи далеки от многозадачности. То качество технологий искусственного интеллекта, которое мы видим на экранах телевизоров и кино, день за днем входит в нашу жизнь. Разумное и умелое их использование приведет к дальнейшему развитию каждой сферы нашего существования, а также к созданию больших удобств для людей.