Статья:

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ГРУЗОПОДЪЁМНЫХ И ПОДЪЁМНО-ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ВСЕСТОРОННЕМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: LX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»

Секция: Машиностроение и машиноведение

Выходные данные
Кибатьяров А.М. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ГРУЗОПОДЪЁМНЫХ И ПОДЪЁМНО-ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ВСЕСТОРОННЕМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам LX междунар. науч.-практ. конф. — № 1(60). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ГРУЗОПОДЪЁМНЫХ И ПОДЪЁМНО-ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ВСЕСТОРОННЕМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кибатьяров Арман Маликович
магистр, Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

ANALYSIS OF THE USE OF LOAD-LIFTING AND HANDLING VEHICLES WITH COMPREHENSIVE LIFE SUPPORT

 

Arman Kibatyarov

master, Combined Arms Academy of the Armed Forces of the Russian Federation, Russia, Moscow

 

Аннотация. На современном этапе растёт потребность в увеличении уровня механизации грузоподъёмных работ постоянно. В статье рассмотрены особенности применения грузоподъёмных и подъёмно-транспортных средств при всестороннем обеспечении жизнедеятельности.

Abstract. At the present stage, there is a growing need to increase the level of mechanization of lifting operations constantly. The article discusses the features of the use of load-lifting and hoisting vehicles with comprehensive life support.

 

Ключевые слова: грузоподъёмные средства; подъёмно-транспортные средства; при всестороннее обеспечении жизнедеятельности.

Keywords: lifting equipment; hoisting and transport vehicles; with comprehensive life support.

 

Грузоподъёмные и подъёмно-транспортные средства (ГП и ПТС) – широко применяются в обеспечении жизнедеятельности для механизации погрузочно-разгрузочных, строительных, монтажных и специальных работ при выполнении инженерных работ[1].

Для этих целей предусматривается укомплектование соответствующих строительных компаний грузоподъемными средствами и подъемно-транспортными средствами.

Потребность в увеличении уровня механизации грузоподъёмных работ постоянно растёт.

Необходимость увеличения уровня механизации грузоподъёмных работ обусловлена продолжающимся процессом расширения контейнерной транспортной системы, внедрение которой было начато в 70-е годы. Постоянно растёт доля грузов, которые поступают в пакетах и контейнерах. Масса пакетов составляет в среднем 500…1800 кг, контейнеров 1250…20000 кг. Контейнеризация неизбежно коснулась всех видов грузов. Возросшая контейнеризация требует повышения уровня механизации работ и создания новых современных грузоподъемных и подъемно-транспортных средств.

Однако, в настоящее время парк грузоподъемных и подъёмно-транспортных машин сильно устарел как морально, так физически. Закуп и поставка ГП и ПТС намного снизился (80%). Например, в 80-е годы, в среднем, поставлялось около 800 кранов и самопогрузчиков ежегодно. Такое положение вызвано, прежде всего, сложной экономической ситуацией[2].

В связи с распадом Советского Союза ряд заводов-изготовителей грузоподъёмных и подъёмно-транспортных средств (Одесский, Дрогобычский) остались за рубежом. В настоящее время большинство ГП и ПТС закуп производиться в Российской Федерации, которые выпускают стреловые самоходные краны грузоподъемностью от 20 до 100 т на колесных шасси, а также большегрузные краны грузоподъемностью 63, 80 и 100 т на гусеничных шасси. Выпуск кранов осуществляют около 20 предприятий.

Предприятиями промышленности освоено производство основной номенклатуры автомобильных кранов грузоподъемностью от 16 до 50 т, кранов-манипуляторов.

ОАО «Автокран» (г. Иваново) завершило разработку крана-манипулятора КМ-10, предназначенного для выполнения погрузочно-разгрузочных и монтажных работ с обычными и опасными грузами, в том числе на неподготовленных площадках.

Сегодня ОАО «Автокран» (г. Иваново), ОАО «Угличмаш» (г. Углич) и ОАО «Клинцовский автокрановый завод» (г. Клинцы) способны и готовы выпускать современные краны грузоподъемностью 16 т на шасси автомобиля КАМАЗ-53501 и разрабатывать краны грузоподъемностью 32 и 50 т.

Развитие производства кранов и автопогрузчиков в целом происходит в соответствии с тенденциями мирового краностроения. В связи с этим увеличения выпуска высокомобильных большегрузных гидравлических стреловых самоходных кранов на специальных колесных шасси и кранов-манипуляторов, вытесняют малотоннажные автомобильные краны грузоподъемностью 6,3...16,0 т. выпуск которых к настоящему времени прекращён. Переход ведущих предприятий краностроения страны на выпуск нового поколения ГП и ПТС требует проведения исследований по обоснованию необходимости производства аналогичных средств, определению их типов и номенклатуры. Необходимость в проведении этих исследований продиктована ещё и тем, что в последние годы (10 – 15 лет) на снабжении появилось большое количество новых перспективных средств. Современные грузы, которые теперь необходимо перерабатывать, не соответствуют структуре грузов, под которую разрабатывался существующий типаж ГП и ПТС.

Возможности грузоподъемных средств по переработке грузов оценивается по двум взаимосвязанным характеристикам – грузоподъемности и вылету стрелы[3].

Конструктивные особенности грузоподъемных средств таковы, что грузоподъемность их при увеличении вылета стрелы резко падает. Это необходимо учитывать при определении возможности использования подвижных грузоподъемных и подъемно-транспортных средств.

Производительность крана определяется скоростями выполнения рабочих операций, величиной коэффициента использования крана по времени и грузоподъёмности, степенью обученности личного состава, его способностью работать в сложных погодных условиях. Кроме того, производительность крана зависит от затрат времени на следующие подготовительные операции: перевод крана из транспортного положения в рабочее и обратно, зачаливание груза и снятие его с крюковой обоймы. Грузоподъемные и подъемно-транспортные средства в ходе выполнения инженерных работ применяются, как правило, в тяжелых условиях работы, что связано с подъемом и опусканием тяжелых грузов, ведением монтажных работ с крупногабаритными грузами, при воздействии ветра, сил инерции.

Таким образом, существующая номенклатура ГП и ПТС не в полной мере соответствует современным и должна быть изменена. Очевидна необходимость увеличения количества ГП и ПТС с более высокими грузоподъемностью и рабочим вылетом стрелы.

Тенденция на увеличение требований к значениям указанных основных параметров прослеживается во всех отраслях промышленности. Парк грузоподъёмных и подъёмно-транспортных машин не соответствует изменяющимся объемам и условиям необходимых погрузочных работ. В связи с этим, были выявлены следующие практические противоречия:

  1. Между естественной убылью (сокращением) количества ГП и ПТС, с одной стороны и объективным увеличением потребности в механизации погрузочно-разгрузочных работ в случае обширных строительных работ, с другой стороны.
  2. Между большим количеством (около 85%) грузов для переработки, которых требуются краны с грузовым моментом не более 16 тм, и переходом ведущих предприятий краностроения страны на выпуск нового поколения ГП и ПТС с грузовым моментом не менее 45 тм.
  3. Между возможностями ГП и ПТС, и не соответствующей им современной структурой грузов, которые данные ГП и ПТС должны обрабатывать[4].

Все указанные противоречия были объединены в одно и сформулированы как несоответствие парка грузоподъёмных и подъёмно-транспортных машин увеличивающимся объемам погрузочных работ и изменяющимся условиям их выполнения. Данный вопрос может быть решён путём пополнения парка ГП и ПТС новыми машинами, списания кранов с истёкшим сроком службы, а также путём модернизации морально устаревших, но не выработавших моторесурс кранов.

На основе вышеизложенного был сделан вывод, что данная задача не может быть решена без разработки нового типажа грузоподъёмных и подъёмно-транспортных машин.

Как известно /3/, типажом вида техники является технически и экономически оптимальная по номенклатуре и параметрам совокупность изделий типоразмерного ряда с указанием модификаций основных моделей, объединённая общностью назначения и технологии производства, учитывающая передовой уровень техники и потребности в ней на конкретный период, определяющая на этот период исходные данные на проектирование новых моделей, обеспечивающая целесообразный уровень их унификации. Типаж принимается на довольно продолжительный период времени, поскольку является активной формой планирования и служит определяющим документом для разработки технических заданий на изделия. В соответствии с ним на основе потребности в виде техники устанавливаются типы и номенклатура изделий, подлежащих разработке и серийному производству, число базовых изделий и их параметры, а также модификации базовых изделий, обеспечивающих экономически эффективное кооперирование и специализацию производства.

Экономические показатели типажа должны содержать анализ фактических данных, тенденций и прогнозов развития соответствующей отрасли машиностроения. Технические показатели также подвержены изменениям, которые следует учитывать и сопоставлять не только с отечественной, но и с зарубежной техникой для характерных типоразмеров и прогнозировать их уровень, достижимый в планируемый период действия типажа /4, 5/.

Основой типажа является экономически оправданный и максимально сжатый типоразмерный ряд, подобранных по наиболее характерному главному параметру, принятому на основе предпочтительных чисел. Являясь сложной технико-экономической задачей, выбор типажа обосновывается с помощью различных подходов. Общим для них является то, что типаж формируется на основе оптимальных параметрических (типоразмерных) рядов упорядоченных числовых значений (обычно главных) параметров изделий в пределах допустимых диапазонов их изменений. Разница между подходами к обоснованию типажа заключается в том, что каждый из них предлагает свой способ решения задачи по выбору оптимальных параметрических рядов изделий.

Под параметрическим рядом понимается совокупность продукции, элементы которой обладают ограниченной заменяемостью, предназначены для удовлетворения заданных потребностей и отличаются друг от друга числовыми значениями параметров.

Таким образом, выполненный анализ позволяет сделать следующие выводы:

  • имеющиеся стреловые самоходные краны не удовлетворяют современным требованиям вследствие их низких грузовых характеристик;
  • парк грузоподъёмных кранов устарел как морально, так и физически;
  • существующий типаж ГП и ПТС не учитывает изменяющиеся потребности в грузоподъёмных работах;
  • оснащение старыми кранами в соответствии с существующим типажом позволяет выполнять возлагаемые на краны задачи лишь частично;
  • для определения перспективного типажа кранов необходимого обосновать их параметрический ряд.

 

Список литературы:
1. Грузоподъемные, строительные и дорожные машины : учебное пособие / В. А. Глотов, А. П. Ткачук, А. Н. Коровин, А. В. Зайцев. — Новосибирск : СГУПС, 2021. — 161 с. 
2. Грузоподъёмные машины и оборудование : учебное пособие / А. Н. Неклюдов, И. В. Трошко, П. А. Григорьев, М. Ю. Чалова. — Москва : РУТ (МИИТ), 2021 — Часть 2 — 2021. — 92 с. 
3. Овтов, В. А. Детали машин, основы конструирования и подъемно-транспортные машины : учебное пособие / В. А. Овтов. — Пенза : ПГАУ, 2021. — 150 с. 
4. Вытовтов, К. А. Основы электробезопасности и охраны труда в системах связи : учебное пособие / К. А. Вытовтов. — Астрахань : АГТУ, 2020. — 104 с.