ВНЕДРЕНИЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ТРУДА
Конференция: LXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»
Секция: Безопасность деятельности человека
LXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»
ВНЕДРЕНИЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ТРУДА
Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты развития системы государственного контроля и надзора в сфере труда и трудовых отношений, возникновения органов государственного контроля и надзора в сфере труда, исторический путь образования Федеральной службы по труду и занятости, особенности осуществления контрольно-надзорной деятельности предшественниками Федеральной службы по труду и занятости.
Ключевые слова: контрольно-надзорная деятельность; органы государственного контроля и надзора; Федеральная служба по труду и занятости; профсоюз; работники; работодатели; трудовое законодательство.
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Развитие института контроля определяется преобразованиями в системе органов государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства, а именно, образованием в 1994 г. Федеральной инспекции труда, основной функцией которой является обеспечение гарантий конституционного права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, усиление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда.
Следует обратить внимание на то, что определение Федеральной инспекции труд как единой централизованной системы, состоящей из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, в отличие от положений Конвенции Международной организации труда 1947 г., нашло свое отражение лишь в Трудовом кодексе Российской Федерации.
В зависимости от категории риска периодичность проведения плановых проверок будет составлять:
− для категорий высокого риска – 1 раз в 2 года;
− для категорий значительного риска – 1 раз в 3 года;
− для категорий среднего риска – не чаще чем 1 раз в 5 лет;
− для категорий умеренного риска – не чаще чем один раз в 6 лет.
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к низкой категории риска, плановые проверки проводиться не будут. К категории высокого риска работодатели будут относиться решением главного государственного инспектора труда РФ, а к категориям значительного, среднего и умеренного – главным государственным инспектором труда субъекта РФ.
Ключевой показатель для отнесения работодателя к той или иной категории риска – показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда. К ним относятся:
− жизнь и здоровье работников;
− трудовые права работников, связанные с невыплатой в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений
На сегодняшний день совокупная структура организации федерального надзора в сфере труда РФ имеет свою структуру, которая в общем виде представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура органов надзора в сфере труда
Как можно заметить из данных рисунка 1., все органы, которые осуществляют контроль и надзор за сферой труда, условно делят на де большие группы:
- государственный надзор и контроль;
- общественный контроль и надзор.
Стоит отметить, что в территориальных органах Федеральной службы по труду и занятости, в государственных инспекциях труда, имеет место разделение инспекторов по сферам контроля и надзора, что отличает их от технических инспекторов: образованы отделы, занимающиеся правовыми вопросами, и отделы по охране труда. Подобное разделение функций инспекторов структурирует работу контрольно-надзорного органа в целом.
Территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости, то есть государственные инспекции труда, взаимодействуя с аппаратом прокуратуры, комитетами по труду и занятости населения, фондами социального страхования, следственными комитетами и иными органами, осуществляют свою деятельность посредством проведения проверок предприятий на предмет соблюдения трудового законодательства, отвечают на обращения граждан по вопросам, касающимся трудового права, ведут административное производство в отношении работодателей, нарушающих обязательные требования трудового законодательства, выдают предписания об устранении выявленных нарушений, проводят определенные комиссии с участием работодателей, на которых обсуждаются актуальные вопросы применения трудового права и прорабатываются варианты профилактических мероприятий по недопущению нарушений в сфере труда.
Длительные преобразования органов, осуществляющих надзор и контроль в сфере труда, обеспечивали структуризацию подобных органов, влекли за собой преобразования в трудовом законодательстве и формировали более точные очертания факта необходимости контроля и надзора за соблюдением требований такого законодательства.
В настоящее время в полной мере сформировано законодательство о труде и охране труда, образована единая централизованная система, осуществляющая свои функции через территориальные органы – Федеральная служба по труду и занятости, которая наделена определенным перечнем полномочий, направленных на совершенствование взаимодействия работодателей и работников, защиту их трудовых прав, здоровья и жизней в процессе трудовой деятельности.
Трудовая деятельность занимает большую часть жизни людей и обеспечивает качество их жизни в условиях рыночной экономики. Каждый работник имеет право на безопасные условия труда, на своевременную и заслуженную оплату труда, гарантии, соблюдение их конституционных прав, за что ответственно, в первую очередь, само государство. Ведь изначально государство создано для защиты своих граждан.
Таким образом, государство, имея различные структуры, содержащие определенные ведомства, обеспечивает соблюдение правовых основ в тех или иных сферах деятельности, а в данном случае – соблюдение трудовых прав работников и законодательства о труде в целом посредством функционирования Федеральной службы по труду и занятости.