Статья:

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВОКЗАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Конференция: LXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»

Секция: Строительство и архитектура

Выходные данные
Трещева Е.Д. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВОКЗАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам LXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 7(66). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВОКЗАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Трещева Елизавета Дмитриевна
магистрант, Сибирский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Новосибирск

 

MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF RAILWAY STATION COMPLEXES

 

Trecheva Elizaveta Dmitrievna

master's student, Siberian State University of Railway Engineering, Russia, Novosibirsk

 

Аннотация. Изучение мировых тенденций развития железнодорожных вокзалов дает возможность преобразовать традиционные вокзалы в терминалы, которые позволят обеспечить взаимодействие различных видов транспорта на всех территориальных уровнях. В качестве материалов исследования были взяты вокзалы Западно-Сибирской железной дороги, на их примере были рассмотрены тенденции изменения нормативных требований.  Были определены основные тенденции и направления развития вокзальных комплексов в условиях цифровизации.

Abstract. The study of global trends in the development of railway stations provides an opportunity to transform traditional stations into terminals that will allow to ensure the interaction of different modes of transportation at all territorial levels. The stations of the West Siberian Railway were taken as materials for the study, and the trends in changing regulatory requirements were considered on their example.  The main trends and directions of station complexes development in the conditions of digitalization were identified.

 

Ключевые слова: вокзалы; тенденции развития; проектирование.

Keywords: stations; development trends; design.

 

Поездка на поезде начинается и заканчивается в здании вокзала. Свою историю развития вокзалы начали с одноэтажного здания, но сейчас здание вокзала это величественное, монументальное творение. Здание современного вокзала должно быть оснащено новейшими техническими средствами, а многоэтажные корпуса вмещать в себя одновременно несколько десятков тысяч пассажиров.

Среди тенденций развития железнодорожных вокзалов можно выделить преобразование традиционных вокзалов в терминалы, способные выполнять функции бизнес-центров или торгово-развлекательных центров (например: вокзалы в Берлине, Сеуле, Пекине и т.д.). Так же широко применяется практика интеграции железнодорожного транспорта с системой городского метро путем размещения платформ метро внутри вокзала.

Проектирование зданий вокзалов и вокзальных комплексов требует соблюдение определенных норм и правил. Развитие инфраструктуры железной дороги и потребностей пассажиров, повлекло за собой изменения в нормах и правилах проектирования. С начала 30-х годов 19 века в России сформировались «Единые нормы строительного проектирования» [4].

«Единые нормы строительного проектирования» — это нормы, устанавливающие правила составления проектов, ставшие обязательными для строительства и утверждённые в 1930г.

В 1955 году в силу вступили первые Строительные нормы и правила (СНиП) изданные в 1954г. Проведение научных исследований в области строительства позволило нарастить опыт проектирования, возведения и эксплуатации зданий. Благодаря этим исследованиям пересматривались и редактировались отдельные главы СНиПов [4].

В 1989 был утвержден СНиП II-85-80 «Пособие по проектированию вокзалов». Пособием к СНиП II-85-80 «Пособие по проектированию вокзалов» и на сегодняшний день пользуются в качестве справочной информации [3].

Начиная с 01.07.2021 вводится новый СП 417.1325800.2020, устанавливающий требования к зданиям железнодорожных вокзалов [2]. Его предшественник, а именно СП 417.1325800.2018 будет не подлежать применению сразу после вступления обновленной версии СП [2]. Данный свод правил затронет деятельность специалистов, осуществляющих эксплуатацию зданий железнодорожных вокзалов.

СП 417.1325800.2020 устанавливает требования для реконструируемых зданий железнодорожных вокзалов. Нормы, касающиеся эксплуатации зданий, в целом изменений не претерпели. Стоит отметить, что СП 417.1325800.2020 не входит в «Перечень национальных стандартов и сводов правил», вследствие чего не является документом обязательным к применению. Несмотря на то, что СП 417.1325800.2020 не является документом, обязательным к применению, исполнение его требований на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" [2].

Таким образом, с 01.07.2021 специалистам, осуществляющим эксплуатацию зданий железнодорожных вокзалов, при реконструкции зданий следует руководствоваться требованиями СП 417.1325800.2020 [2].

С годами требования к строениям меняются, вследствие чего большинство железнодорожных станций стали нуждаться в реконструкции. В связи с усиливающейся конкуренцией между различными видами транспорта, необходимо оценить современное состояние вокзалов [1].

Подход к реконструкции, как малых, так и больших вокзалов один: вокзал должен быть безопасным, удобным для пассажиров и эффективным, а размер и набор сервисов определен пассажиропотоком и экономической целесообразностью [1].

Что бы отследить влияние меняющихся нормативных требований к вокзальным комплексам, были выбраны несколько реальных объектов принадлежащих Западно-Сибирской железной дороге.

Станция Мошково включало в себя старое здание вокзала, построенное в 1896 году. Вокзал был деревянным, одноэтажным и рассчитан на 50 пассажиров. В то время эта станция классифицировалась как «крытая платформа», такое определение использовалось для маленьких станций до введения слова «вокзал». Здание включало в себя кассу и кассовый зал. Превышение срока его эксплуатации в три раза, потребовало строительство нового вокзала. В 2001 году было построено новое здание вокзала 3 класса с использованием современных материалов, расчетная вместимость составляет 100 пассажиров. Новое здание вокзала в соответствии с современными нормами стало включать: зал ожидания, туалет, в зале ожидания есть платформа для зарядки мобильных устройств, парикмахерская, банкоматы. Так же на территории появилась бесплатная велопарковка, расположенная на привокзальной площади. Здание вокзала частично оснастили специализированными устройствами и приспособлениями для обслуживания маломобильных пассажиров. Ежегодное обслуживание пассажиров – около 518 тыс. человек.

Вокзальный комплекс станции «Болотная» включает в себя здание вокзала, построенное в 1961 году. В 2002 году был проведен капитальный ремонт вокзала. В соответствии с современными нормами здание стало включать: камеру хранения ручной клади, справочно-информационные услуги; санитарно-гигиенические услуги, платформы для зарядки мобильных устройств; банкоматы. Так же на территории появилась бесплатная велопарковка, расположенная на привокзальной площади. Здание вокзала частично оснастили специализированными устройствами и приспособлениями для обслуживания маломобильных пассажиров. Вокзал относится 3 классу, его общая площадь составляет 323 кв. м, здание вокзала вмещает в себя 100 человек, а ежегодное обслуживание пассажиров составляет около 400 тыс. человек.

Станция Новосибирск — Восточный, тип станции – внутренняя. В состав вокзального комплекса входит здание вокзала и две пассажирские платформы. Одноэтажное кирпичное здание вокзала третьего класса, построено в 1990 году. Общая площадь здания составляет – 285 кв. м. Расчетная вместимость вокзала - 300 пассажиров, среднесуточный пассажиропоток – 1500 пассажиров, ежегодное обслуживание пассажиров – около 1,3 млн. человек. В 2014-2015 годах был проведен капитальный ремонт вокзала и модернизация пассажирских платформ. Старое здание было демонтировано, новое здание возведено из кирпича с облицовкой из природных, искусственных и линейных фасонных камней. В здании вокзала провели новую систему электроснабжения и установили систему климат-контроля. Кроме того, в здании появилась интеллектуальная система видеонаблюдения с функцией распознавания лиц и вещей, оставленных без присмотра. Новый вокзальный комплекс в полной мере соответствует требованиям для обслуживания маломобильных групп населения – вокзал оборудован пандусами и панорамным лифтом для маломобильных пассажиров.

На данный момент все проводимые реконструкционно-восстановительные работы на Западно-Сибирской железной дороги полностью отвечают требованиям охраны и воссоздания памятников архитектуры. При адаптации вокзалов для маломобильных групп населения также применяются типовые решения. Внедряются современные системы информирования пассажиров и навигации, технологии и оборудование в области энергосбережения.

Реализация современных норм проектирования обеспечит комплексную безопасность пассажиров и служащих вокзалов, снизит уровень террористических рисков, повысит качество и контроль обслуживания на вокзалах до уровня лучших мировых стандартов.

 

Список литературы:
1. Аршба Л.Н., Гендикова Е.А. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВОКЗАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018004554.
2. СП 417.1325800.2020 Железнодорожные вокзальные комплексы. Правила проектирования. (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Минстроя России от 31.05.2022 N 434/пр).
3. Пособие по проектированию вокзалов (к СНиП. П-85-80)/ЦНИИП градостроительства. — М.: Стройиздат,. 1987.- 64 с.
4. Крейнис, З. Л. Очерки истории железных дорог. Два столетия. [Текст] / З. Л. Крейнис — 1. — Москва: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2007 — 335 c.