Статья:

Механизм окупаемости инвестиций в комплексное обустройство участка автомобильной дороги М-4 «Дон»

Конференция: VI Международная заочная научно-практическая конференция "Научный форум: технические и физико-математические науки"

Секция: Строительство и архитектура

Выходные данные
Забейворота В.А. Механизм окупаемости инвестиций в комплексное обустройство участка автомобильной дороги М-4 «Дон» / В.А. Забейворота, О.А. Лыкова, А.А. Симакова, М.В. Фарниева // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. — № 5(6). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 92-100.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Механизм окупаемости инвестиций в комплексное обустройство участка автомобильной дороги М-4 «Дон»

Забейворота Виктория Алексеевна
студент 4-го курса, направление подготовки: «Строительство уникальных зданий и сооружений», Донской государственный технический университет, ДГТУ, РФ, г.Ростов-на-Дону
Лыкова Олеся Александровна
канд. экон. наук, доц., Донской государственный технический университет, ДГТУ, РФ, г.Ростов-на-Дону
Симакова Анастасия Анатольевна
студент 4-го курса, направление подготовки: «Строительство автомагистралей, аэродромов и специальных сооружений», Донской государственный технический университет, ДГТУ, РФ, г.Ростов-на-Дону
Фарниева Марина Вячеславовна
студент 4-го курса, направление подготовки: «Строительство автомагистралей, аэродромов и специальных сооружений», Донской государственный технический университет, ДГТУ, РФ, г.Ростов-на-Дону

 

The mechanism of recoupment of investments into the complex arrangement of the section of the motor road M-4 "Don"

 

Olesya Lykova

candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Don State Technical University, DSTU, Russia, Rostov-on-Don

Viktoriya Zabeivorota

student of the 4th year, direction of training: "Construction of unique buildings and structures",Don State Technical University, DSTU, Russia, Rostov-on-Don

Anastasia Simakova

student of the 4th year, direction of training: "Construction of highways, airfields and special structures", Don State Technical University, DSTU, Russia, Rostov-on-Don

Marina Farnieva

student of the 4th year, direction of training: "Construction of highways, airfields and special structures", Don State Technical University, DSTU, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. Проведена оценка социально-экономической эффективности инвестиций в комплексное обустройство участка автомобильной дороги М-4 «Дон». По итогам анализа чувствительности проекта на основании финансово-экономического расчета были получены значения показателей чистого дисконтированного дохода, индекса доходности дисконтированных инвестиций, внутренней нормы доходности и срока окупаемости.

Abstract. The social and economic efficiency of investments in the complex development of the section of the M-4 Don highway was assessed. Based on the results of the sensitivity analysis of the project on the basis of the financial and economic calculation, the values of net discounted income, the discount rate of the discounted investment, the internal rate of return and the payback period.

 

Ключевые слова: социально-экономической эффективности инвестиций; эффективность проекта; внетранспортная составляющая; транспортная составляющая эффекта.

Keywords: social and economic efficiency of investments; Project efficiency; In-transport component; Transport component of the effect.

 

Автомобильные дороги отличаются высокой общественной значимостью, а инвестиции в строительство и реконструкцию автомобильных дорог могут привести к существенному изменению их социально-экономической эффективности.

Под эффективностью инвестиционного проекта понимается степень соответствия его результатов целям и интересам его участников, в качестве которых могут выступать как общество в целом, так и отдельные субъекты инвестиционной деятельности по данному проекту.

Существует три вида инвестиций в проекты дорожной отрасли, которые следует различать при оценке их эффективности: общественную, коммерческую и бюджетную.

Общественную эффективность следует рассчитывать при реализации народно-хозяйственных и крупномасштабных инвестиционных проектов, которые существенно влияют на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в стране или отдельных регионах. К таким проектам относятся все объекты строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования.

Расчет экономической эффективности был выполнен в соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов», утвержденными Госстроем России (№ ВК 477 от 21.06.99), с применением отдельных положений «Указаний по определению экономической эффективности капитальных вложений в строительство и реконструкцию автомобильных дорог» (ВСН 21-83 Ми- навтодора РСФСР).

Для оценки эффективности инвестиций в комплексное обустройство автомобильной дороги М-4 «Дон» – от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1459+805 – км 1542+215 в Краснодарском крае произведена с использованием следующих основных критериев: интегральный эффект или чистый дисконтированный доход (ЧДД), индекс доходности дисконтированных инвестиций (ИДД), внутренняя норма доходности(ВНД) и срок окупаемости (Т0).

Все виды рассматриваемых эффектов рассчитываются в системе электронных таблиц Microsoft Excel в текущих ценах на принятый двадцатилетний срок сравнения базового и проектного вариантов транспортно-экономической ситуации в рассматриваемом регионе.

Следует отметить, что показатель чистого дисконтированного дохода (ЧДД) рассматривается как основной критерий эффективности проекта, так как он интегрирует все без исключения: выгоды и затраты, связанные с реализацией проекта [1].

Стоимость намеченных работ и затрат в комплексное обустройство участка магистрали «Дон» определена в ценах 4 квартала 2014 года и составит 4 435,376 млн. рублей, в том числе с разбивкой:

по годам

2015 год – 1 995,919 млн.руб;

2016 год – 2 439,457 млн.руб;

Затраты на ремонт и содержание участка дороги рассчитаны в соответствии с Нормативами денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и Правилами расчета денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.08.07 № 539.

Нормативы учитывают полный комплекс наиболее распространенных работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, своевременное выполнение которых необходимо в соответствии с действующими нормативами.

В расчете учтены дополнительные затраты в период проведения работ по комплексному обустройству рассматриваемого участка магистрали «Дон» под движением.

Расчеты отдельных составляющих экономического эффекта от реализации проекта произведены в соответствии со следующими основными исходными данными:

· существующие и ожидаемые на перспективу размеры транспортных потоков по каждому из участков рассматриваемой дороги, рассчитанные по двум сценариям – «без проекта» и «с проектом» и дифференцированные по видам транспорта;

· данные о существующем техническом состоянии рассматриваемого участка дороги и участков примыкающих к ней автомобильных дорог;

· проектируемое состояние рассматриваемого участка дороги;

· горизонт планирования принят в интервале от 2015 до 2037 года, т.е. от начала производства работ до момента окончания расчетного срока назначения параметров по действующим нормативам на проектирование дорог и их элементов;

· расчет эффективности выполнен для основного (базисного) сценария развития при норме дисконта принятой на уровне ставки рефинансирования Центробанка России без учета влияния инфляции;

· корректирующий коэффициент для расчета составляющих внетранспортного эффекта, определенный с учетом влияния проведенных мероприятий по комплексному обустройству рассматриваемого участка магистрали «Дон» км1459+805 – км1542+215 на скорость, составит для грузового движения – 0,52, для легкового движения – 0,40 и автобусного движения – 0,53.

Ожидаемый экономический эффект, получаемый пользователями автомобильной дороги в результате реализации проектных решений, складывается из транспортного эффекта и внетранспортного в сфере материального производства и социальной сфере.

Транспортная составляющая эффекта складывается из эффекта, полученного от сокращения транспортно-эксплуатационных затрат вследствие снижения себестоимости пробега автомобилей на 1 км, который определен в соответствии с «Методикой оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий», Р-03112199-0502-00 (Трансконсалтинг, Москва, 2001).Так же к транспортной составляющей относят эффект от сокращения капитальных вложений в автомобильный транспорт и ежегодных дополнительных капитальных вложений, обеспечивающих прирост объема перевозок грузов. (Таблица 1).

Таблица 1.

Себестоимость пробега автомобилей в существующих условиях и проектных условиях на первый год после реализации проекта

Вид транспорта

Себестоимость пробега автомобилей на 1 км, руб.

существующие условия

проектируемые условия

грузовые

19,62

15,89

легковые

11,52

8,45

автобусы

14,80

11,64

 

Внетранспортная составляющая эффекта складывается из эффекта от улучшения дорожных условия в сфере материального производства, эффекта в социальной сфере, сфере здравоохранения, эффекта от повышения занятости населения и социально-экономического эффекта. Последний учитывает сокращение времени пребывания пассажиров в пути вследствие повышения скоростей движения при условии комфортности движения. Внетранспортный эффект был определен в соответствии с «Руководством по учету внетранспортного эффекта в дорожных проектах» (НЦКТП, Москва, 1997). Средняя величина потерь в расчете на 1 чел.-час пребывания в пути, включая потери от транспортной усталости, составляет 51,3 руб.

Комплексное обустройство участка магистрали «Дон» улучшит условия движения транспорта по нему и обусловит сокращение ущерба от ДТП.

Результаты расчетов стоимостных показателей эффекта (суммарных выгод) на первые два года эксплуатации участка магистрали «Дон» км1459+805 – км1542+215 приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Результаты расчетов стоимостных показателей

Наименование составляющих эффекта

Стоимостные показатели эффекта, млн.руб/процент к итогу

2017 год

2018 год

ВСЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА

3 779,704/100

2 369,445/100

Транспортная составляющая, всего в том числе:

2 301,440/60,9

839,442/35,4

вследствие снижения себестоимости перевозок

445,605/11,18

774,809/32,7

эффект от сокращения капитальных вложений в автомобильный транспорт

1 855,835/49,1

-/-

ежегодные дополнительные капитальные вложения в автомобильный транспорт, обеспечивающий прирост объема перевозок грузов

-/-

64,633/2,7

Внетранспортная составляющая, всего из них:

1 478,264/31,9

1 530,003/64,6

в материальной сфере, всего в том числе:

314,802/8,3

325,820/13,8

в промышленности

181,426/4,8

187,776/7,9

в сельском хозяйстве

19,985/0,5

20,684/0,9

в строительстве

113,391/3,0

117,360/5,0

в социальной сфере, всего в том числе:

1 163,462/30,8

1 204,183/50,8

в сфере торговли и обслуживания

355,292/9,4

367,727/15,5

в здравоохранении

200,324/5,3

207,335/8,7

от повышения занятости населения

200,301/5,3

207,312/8,7

от экономии времени пассажиров в пути

267,579/7,1

276,944/11,7

от предотвращения ДТП

113,387/3,0

117,356/5,0

от сохранения места жительства

11,460/0,3

11,861/0,5

в сфере экологии

15,119/0,4

15,648/0,7

 

При проведении анализа чувствительности проекта выявляются возможные отклонения основных показателей эффективности проекта в зависимости от различных сценариев его реализации. Для проведения анализа чувствительности показателей эффективности проекта к изменению варьируемых факторов выявляется влияние на проект основных характеристик: ставки дисконтирования, интенсивности движения, общей суммы стоимости проекта и срока производства работ [2]. При разработке различных сценариев реализации проекта за основу принят базисный вариант (норма дисконта – 10%). Каждый из вышеперечисленных факторов варьируется от базисного варианта.

Для учета факторов риска и неопределенности использованы следующие методы [4–5]:

· метод корректировки нормы дисконта, предусматривающий величину премии на риск в размере 5% и 10%;

· метод анализа чувствительности показателей эффективности, отражающий оценку степени влияния основных параметров инвестиционного проекта на его результирующие показатели (Таблица 3).

Таблица 3.

Основные показатели эффективности инвестиций

Наименование показателя

Значение показателя при норме дисконта

10%

15%

20%

Чистый дисконтированный доход (ЧДД), млн.руб

22 055,318

14 386,512

9 911,349

Индекс доходности дисконтированных инвестиций (ИДД)

6,345

4,975

3,882

Внутренняя норма доходности (ВНД)

85,5

Срок окупаемости, лет

2,6

2,7

2,8

 

Согласно приведенным расчетам положительная величина интегрального эффекта при норме дисконта 10%, 15% и 20% подтверждает целесообразность и экономическую эффективность инвестиций в комплексное обустройство участка и свидетельствует об устойчивости (низкой чувствительности) к возможным изменениям экономических показателей, сопровождающих реализацию настоящего проекта.

Для анализа чувствительности проекта к изменениям основных его внутренних параметров (стоимость обустройства строительства, увеличение срока комплексного обустройства до 4 лет и снижение темпов роста интенсивности движения) проведены финансово-экономические расчеты, результаты которых приведены в таблице 4.

Таблица 4.

Финансово-экономические расчеты

Наименование показателя

Значение показателя при норме дисконта 10%

Увеличение стоимости на 10%

Увеличение срока производства работ на 2 года (до 4-х лет)

Снижение темпов роста интенсивности движения на 0,5 %

Чистый дисконтированный доход (ЧДД), млн.руб

21 633,957

18 805,867

20 741,715

Индекс доходности дисконтированных инвестиций (ИДД)

6,078

6,443

6,403

Внутренняя норма доходности (ВНД)

75,8

57,0

83,5

Срок окупаемости, лет

2,8

4,5

2,7

 

Согласно приведенным расчетам изменение основных параметров инвестиционного проекта в наиболее вероятных диапазонах изменения не приводит к отрицательным значениям чистого дисконтированного дохода, что свидетельствует об устойчивости проекта к изменениям его внутренних параметров [3].

Таким образом, реализация данного проекта характеризуется положительным социально – экономическим эффектом инвестиций. Проект обеспечивает высокие показатели чистого дисконтированного дохода и внутренней нормы доходности.

 

Список литературы:
1. Лыкова О.А., Шелкунов Р.Б. Современное формирование автодорожной сети на основе инновационного развития дорог регионального значения. Инновационное развитие российской экономики: материалы IX Международной научно-практическая конференции, РЭУ им.Г.В. Плеханова- Москва, 2016 Вып.1 – С. 308–312.
2. «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов» утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 N ВК 477.
3. «ВСН 21-83. Ведомственные строительные нормы. Указания по определению экономической эффективности капитальных вложений в строительство и реконструкцию автомобильных дорог», утв. Минавтодором РСФСР 18.05.1983.
4. «Методика оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий», Р-03112199-0502-00, Трансконсалтинг- Москва, 2001.
5. «Руководство по учету внетранспортного эффекта в дорожных проектах», НЦКТП- Москва, 1997.