Статья:

Создание единого транспортно-логистического информационного пространства в РФ - проблемы и перспективы

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»

Секция: Информатика, вычислительная техника и управление

Выходные данные
Ефимова Т.Б., Мананков А.С. Создание единого транспортно-логистического информационного пространства в РФ - проблемы и перспективы // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(13). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 33-41.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Создание единого транспортно-логистического информационного пространства в РФ - проблемы и перспективы

Ефимова Татьяна Борисовна
канд. экон. наук, доц. кафедры «Корпоративные информационные системы, электронные сервисы и интеллектуальные информационные технологии» Самарский государственный экономический университет - СГЭУ, РФ, г. Самара
Мананков Александр Сергеевич
студент, Самарский государственный университет путей сообщения - СамГУПС, РФ, г. Самара

 

The creation of a unified transport and logistics information space in Russia - problems and prospects

 

Tatyana Efimova

candidate of economic Sciences, associate Professor of chair "the Corporate information system, e-services and intelligent information technology» Samara state University of Economics - sgeu, Russia, Samara

Alexander Manankov

student of "Information systems and technologies" training direction" Samara state transport University - Samara state, Russia, Samara

 

Аннотация. Статья посвящена проблемам развития единого транспортно-логистического информационного пространства РФ. Проанализирована деятельность ОАО "РЖД" в данном направлении, рассмотрены основные информационные системы, позволяющие осу­ществлять взаимодействия традиционных видов транспорта. Предложена реализация алгоритма поиска оптимального маршрута доставки груза несколькими видами транспорта, сделаны выводы.

Abstract. The article is devoted to the problems of development of the unified transport and logistics information space of the Russian Federation. The activity of JSC "RZD" in this direction, the basic information system that allows interaction between traditional modes of transport. The implementation of the algorithm for finding the optimal route of cargo delivery by several modes of transport is proposed, conclusions are drawn.

 

Ключевые слова: единое информационное пространство; транс­портные услуги; логистика; алгоритм Дейкстры; методы оптимизации.

Keywords: unified information space; transport services; logistics; Dijkstra algorithm; optimization methods.

 

В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года сделан акцент на необходимость внедрения единой автоматизированной информационно-аналитической системы управ­ления транспортным комплексом, которая позволит обеспечить полноту, актуальность и достоверность информации, анализировать эффективность развития транспортной инфраструктуры, контроли­ровать развитие рынка транспортных услуг и реализацию транзитного потенциала. Система позволит повысить эффективность управления программами и проектами, снизить издержки взаимодействия органов управления транспортным комплексом с организациями, деятельность которых связана с транспортом [1].

Российский рынок транспортных услуг представлен всеми традиционными видами транспорта, и в современных условиях как никогда актуально развитие единого транспортно-логистического информационного пространства. Об этом говорится и в Транспортной стратегии РФ: работа морских и речных портов должна быть увязана с работой удаленных железнодорожных узлов и транспортно-логисти­ческих комплексов (так называемые "эшелонированные порты"), должно быть усилено взаимодействие участников транспортного рынка в рамках обеспечения эффективных логистических цепочек товародвижения. Также должна быть создана интегрированная сеть транспортно-логистических комплексов, обеспечивающих предостав­ление широкого спектра конкурентоспособных услуг, ускорено развитие интермодальных перевозок и формирование территориально-производственных кластеров [1]. Необходимо учитывать и рост объемов автомобильных перевозок, которые реагируют на запросы экономики наиболее гибко.

Большой объем работ, связанный с созданием единого транспорт­ного пространства, выполняет ОАО «РЖД», в частности, специалисты ТЦФТО (территориальный центр фирменного транспортного обслу­живания) – организации, призванной соблюдать баланс интересов ОАО «РЖД» и грузовладельцев. Основными задачами ТЦФТО являются [2]:

· организация и ведение на железной дороге работы в сфеҏе оказания услуг по пеҏевозке грузов, использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО "РЖД", для осуществления пеҏевозок грузов, информационных и иных дополнительных услуг, а также по продаже и аренде железнодорожного подвижного состава;

· обеспечение формирования доходной части бюджета железной дороги от оказания услуг, связанных с пеҏевозками грузов, а также от продажи и аренды железнодорожного подвижного состава.

Укрупненная схема работы ТЦФТО приведена на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Укрупненная схема работы ТЦФТО

 

Заявка на перевозку проходит согласование в АС ЭТРАН. Доступ к подаче и согласованию заявки возможен из любого удобного места (при условии наличия автоматизированного рабочего места для подготовки перевозочных документов (АРМ ППД)), со своего персонального компьютера, что является безусловным признаком клиентоориентированного подхода. Основой для регистрации клиентов АС ЭТРАН является Единая база данных грузоотправителей и грузополу­чателей (ЕГРПО) Госкомстата России с кодом общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) и база данных пользователей услуг железнодорожного транспорта (БДПУЖТ) с уникальными кодами регистрации и однозначными сведениями. Имеет место сквозной документооборот: для каждого перевозочного документа в АС ЭТРАН - свой технологический процесс.

Помимо непосредственно перевозок, структуры, входящие в состав ОАО «РЖД», предлагают другие виды сервиса:

1. ПАО «ТрансКонтейнер» - услуги, связанные с контейнерными перевозками и терминальной обработкой.

2. АО «РЖД Логистика» осуществляет перевозки грузов железно­дорожным транспортом, международные перевозки (в том числе и железнодорожно-паромным сообщением).

3. АО «ФГК» предоставляет подвижной состав (в том числе в аренду), занимается экспедированием и информационным сопро­вождением грузов, выполняет ремонт запасных частей вагонов.

4. ООО «Gefco» - ведущий мировой поставщик интегрированных логистических услуг - позволяет осуществлять организацию и управ­ление грузоперевозками, оформлять фрахтовую и экспортно-импортную документацию, хранение груза.

5. Дирекция по управлению терминально-складским комплексом (ЦМ) располагает грузовыми дворами на всей сети железных дорог России и предоставляет услуги автотранспорта, погрузо-разгрузочные работы любой сложности, терминально-складские услуги и т. д., что позволяет осуществлять оптимальное взаимодействие железнодорожного и автомобильного транспорта.

Все названные структуры связаны единым информационным пространством, в которое входит и ОАО «РЖД», и грузовладельцы, партнеры, ФТС и ФНС РФ, что предоставляет ОАО «РЖД» несомненные конкурентные преимущества на рынке транспортных услуг.

Рассмотрим указанное информационное взаимодействие. АС ЭТРАН содержит полную информацию обо всех принятых и согласованных заявках, оформленных перевозочных документах и выполненных услугах. Информация из АС ЭТРАН передается в системы для бухгалтерских проводок и оформления документов налоговой отчетности (ЕК АСУФР).

Ежедневно агенты и коммерческие диспетчеры формируют проект уточненного сводного заказа на следующие сутки по станциям. Заказ уточняется, согласовывается и передается из АС ЭТРАН в АСОУП-2 в виде таблиц с данными о грузоотправителях, номенклатуре и объеме отправок подвижном составе, станциях отправления и назна­чения. Таким образом, АС ЭТРАН обеспечивает ведение ЕМПП АСОУП (единой модели перевозочного процесса) в рамках данных о заявках, отправках грузов, их раскредитовании и событиях в пути следования; ведение лицевого счета плательщика совместно с ЕК АСУФР; подготовку перевозочных документов; расчет провозной платы производится центральным модулем расчета провозной платы (ЦРПП). АС ЭТРАН также взаимодействует с АСУ МР, ЕАСАПР, АС ЭТД, через АСОУП – с Сетевой интегрированной российской информационно-управляющей системой (СИРИУС) и АСУ станций (АСУ СТ), АСУ контейнерным пунктом (АСУ КП), Автоматизированной системой управления станции передачи вагонов и поездов (АСУ СПВ), с таможенными органами при таможенном оформлении грузов и т. д.

В систему ЭТРАН передается вся информация по импортным, транзитным и экспортным перевозкам с момента пересечения границы за счет съема информации с перевозочных документов в электронном виде, что позволяет контролировать и оптимизировать работу с экспедиторскими организациями.

В рамках оптимального логистического взаимодействия важным вопросом является комплексный подход к контейнерным перевозкам. ПАО «ТрансКонтейнер» предлагает интернет-сервис ISales, который позволяет минимизировать время оформления заказа на перевозку грузов за счет оформления заказов в режиме "on-line", оперативно рассчитать стоимость услуг, отследить статус исполнения заказа и дислокацию контейнера, просматривать архив заказов, оплачивать их [3].

Используется и АСУ «Грузовой экспресс» с целью повышения эффективности управления перевозками грузов железнодорожным транспортом через морские порты и пограничные переходы.

В рамках развития корпоративного web-портала в части перевозок грузов по инициативе ЦФТО ОАО «РЖД» была внедрена ЭТП ТУ (электронная торговая площадка транспортных услуг), которая представляет собой современное средство интеграции системы фирменного транспортного обслуживания в открытый электронный рынок для продажи транспортных услуг [4].

ЭТП ТУ информирует пользователей об операциях с грузами, вагонами, контейнерами, их дислокации, техническому состоянию, предоставляет доступ к справочникам НСИ (нормативно-справочной информации), позволяет рассчитать провозную плату, при необходи­мости - отслеживать ход претензионной работы, проверять наличие регистрации пользователя в БД ПУЖТ [4].

В настоящее время происходит модернизация рассмотренных информационных технологий с целью оптимизации предоставляемых ими услуг.

Если рассматривать рынок автоперевозок, то можно указать большое количество разрозненных сайтов, позволяющих заказать автомобильную перевозку и сопутствующие услуги.

Рассмотрим создание программного модуля, позволяющего определить оптимальный маршрут доставки груза с использованием различных видов транспорта. В модуле использована нормативно-справочная информация, касающаяся всех видов транспорта. Для решения задачи применен алгоритм Дейкстры, позволяющий находить кратчайшие пути. Данный алгоритм широко применяется в программировании и компьютерных технологиях, например, его используют протоколы маршрутизации OSPF и IS-IS.

Каждой вершине ставим метку — минимальное известное расстояние от этой вершины до a. Алгоритм работает пошагово — на каждом шаге он «посещает» одну вершину и пытается уменьшать метки. Работа алгоритма завершается, когда все вершины посещены.

Инициализация. Метка самой вершины a полагается равной 0, метки остальных вершин — бесконечности (так как расстояния от a до других вершин пока неизвестны). Все вершины графа помечаются как непосещённые.

Шаг алгоритма. Если все вершины посещены, алгоритм завер­шается. В противном случае, из непосещённых вершин выбирается вершина u, имеющая минимальную метку, и рассматриваются всевозможные маршруты, в которых u является предпоследним пунктом. Вершины, в которые ведут рёбра из u - соседи этой вершины. Для каждого соседа вершины u, кроме отмеченных как посещённые, рассматривается новая длина пути, равная сумме значений текущей метки u и длины ребра, соединяющего u с этим соседом. Если полученное значение длины меньше значения метки соседа, значение метки заменяется полученным значением длины. Рассмотрев всех соседей, вершина u помечается как посещённая, и шаг алгоритма повторяется.

Ниже приведена часть кода обработчика кнопки "Рассчитать цену".

if (begin_city == end_city) //"Заглушка" на ввод данных пользователем

            {

begin_city = 0;

end_city = 0;

MessageBox.Show("Начальный и конечный город совпадают! Пожалуйста, измените их!","Внимание");

            }

for (i = 0; i <number_of_city; i++)    //Обнуляем флаги всех городов

{

flag [i] = false;

price [i] = 60000;

}

price [begin_city] = 0; //"Встаём" в начальный город

flag [begin_city] = true;

current_city = begin_city;

do

            {

for (i = 0; i<number_of_city; i++)

if ((city_matr [current_city, i] < 60000) && (!flag [i]) && (i != current_city))

                   {

price [i] = mins(price [i], price [current_city] + city_matr [current_city, i]);    //Находим минимум от текущего города до остального, связанного с ним

                    }

current_city = minimum (number_of_city); // Переходим к другому городу

flag [current_city] = true;

            }

while (current_city != end_city);

 

if (price [current_city] < 60000)

            {

                label5.Text = "Цена пути составит " + price [current_city] + " тысяч рублей!";

}

else

MessageBox.Show("Путь не существует!","Внимание");

 

Результат работы программы (на примере выбора пути "Сызрань - Калининград") приведен на рисунке 2. Данный модуль может быть использован для поиска оптимальных маршрутов при использовании различных видов транспорта в случае его интеграции с информацион­ными пространствами ОАО "РЖД", автомобильного и воздушного транспорта.

 

Рисунок 2. Пример работы программы

 

Для создания единого транспортно-логистического информацион­ного пространства РФ необходимо обеспечить доступность транспортных сервисов для участников рынка транспортных услуг, которые должны быть гибкими и динамичными. Кроме того, необходимо стремиться к уменьшению эксплуатационных расходов при одновременном оптимальном использовании существующей инфраструктуры, повы­шению безопасности движения.

 

Список литературы:
1. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 11.06.2014) «О Транспортной стратегии Российской Федерации»
2. Распоряжение «Об утверждении типового положения о ТЦФТО структурном подразделении ЦФТО — филиала ОАО «РЖД» от 21 августа 2009 г. Москва.
3. http://cargo.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5128&layer_id=3290&refererLayerId=3290&id=2084.
4. Информационные системы по управлению сбытом грузовых перевозок: учебно-методическое пособие для вузов ж.д. транспорта / Н.В. Эрлих, А.В. Эрлих, Л.И. Папировская, Т.Б. Ефимова. – Самара: СамГУПС, 2010. – 112 с.
5. Эрлих Н.В. Электронный технологический документооборот / Н.В. Эрлих, Л.И. Папировская, Т.Б. Ефимова//Вестник транспорта Поволжья. - 2010. -№ 3 - С. 108-112.