Статья:

К вопросу освещения в архитектурном пространстве

Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»

Секция: Строительство и архитектура

Выходные данные
Мадьяров А.С. К вопросу освещения в архитектурном пространстве // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — № 5(15). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 43-46.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу освещения в архитектурном пространстве

Мадьяров Абылай Серикулы
магистрант, Международной образовательной корпорации (кампус КазГАСА), Республика Казахстан, г. Алматы

 

To the question of lighting in the architectural spaces

 

Abylay Madyarov

Master, International Educational Corporation (campus KazGASA), Kazakhstan, Almaty

 

Аннотация. В статье рассмотрены ключевые моменты в истории создания освещения в архитектурном пространтсве.

Abstract. The article considers the key moments in the history of lighting in the architectural space.

 

Ключевые слова: архитектура; освещение; свет; пространство

Keywords: architecture; lighting; light; space

 

Искусственное освещение в развитии города и жизнедеятельности общества имеет особое значение, которое формирует удобства жизни, а также влияет на культурную эволюцию. В большинстве случаев вопросы, связанные с освещением и дизайном являются двигателем и одновременно признаком экономического роста и повышения уровня городской жизни. На сегодняшний день осветительные системы значи­тельно эффективней, интересней и технически совершенней предыдущих. И дело не только в том, что серьезная эволюция наблюдается в самой сфере осветительных приборов и источников света, а еще и в безусловно возросшем понимании и усилении внимания к световым технологиям со стороны пользователей, потребителей и технических исполнителей.

Световое оформление становится значимым для создания определенного акцента, облика, который отличает фасад от остальных объектов в общей массе. Освещение в архитектурном пространстве уже довольно давно стало неотъемлемой частью градостроительства. В настоящее время основным способом создания систем архитектурной подсветки является использование систем, основанных на применении светильников прожекторного типа с различными лампами, в том числе и накаливания. Довольно широко используются также неоновые светильники, однако их приме­нение в основном ограничивается созданием светящихся рисунков и надписей. Поэтому данный вариант к архитектурному освещению можно отнести только с большой натяжкой, и в дальнейшем мы рассматривать его не будем.

Комплексы внешнего архитектурного освещения являются важной составляющей облика любого города. А отдельные здания и комплексы нуждаются в таких решениях, для того чтобы стать более самобытными и узнаваемыми. Наружная подсветка фасадов зданий имеет практическое и эстетическое значение. С ее помощью можно осветить подъездные пути и вход, также сделать архитектурный объект уникальным и привлекательным сооружением. Свет обладает способностью скрывать имеющиеся недостатки и выделять достоинства любого сооружения.

Направление освещение зданий зародилось в Соединенных Штатах Америки, после окончания Первой мировой войны. В 1969 году была создана первая организация, объединяющая специалистов по архи­тектурному освещению - Международной Ассоциации Дизайнеров Освещения(ILAD). Специалисты получили возможности профессиональ­ного роста, обмена опытом, получения профильного образования. Сейчас существует более 20 крупных профессиональных международных объединений по архитектурному освещению.

Европейские решения в освещении зданий характеризовались утончённым чувством стиля, утонченным вкусом архитекторов, изначальными особенностями архитектуры: подчас на одной улице стояли здания в различных стилях – классицизма и неоклассицизма, готики, барокко, ампира.

 

   
Рисунок 2. Пример архитектурно-художественного освещения в Азии
 

Города Средней Азии обладают ярко выраженной самобыт­ностью традиционной архитектуры, которая имеет глубокие местные корни, а также свою историю. К архитектурным элементам, отличающим монументальные среднеазиатские постройки прошлых веков, можно отнести следующие: большие купола, минареты, внутренние дворы, арабески, симметрию, стрельчатые арки. В такой среде светодизайн объекта просто необходим. Стиль архитектурного освещения в Азиатских странах зарождался постепенно. Индивидуальный подход к объектам, пластичным формам и плавным линиям поставил перед архитекторами и дизайнерами новую задачу.

 

   
Рисунок 2. Пример архитектурно-художественного освещения в Азии

 

Чтобы обеспечить безопасность на дорогах необходимо исполь­зовать приоритетное направление в организации освещения проезжих частей транспортных дорог и магистралей. В данном случае светотехни­ческими средствами решаются следующие нижеперечисленные задачи:

·      достижение уровня освещенности, необходимого для досто­верного и своевременного восприятия дорожной ситуации;

·      обеспечение равномерности освещения;

·      обеспечение допустимого уровня прямой и отраженной блескости;

·      обеспечение необходимых спектральных характеристик источников света;

·      обозначение направления движения транспорта и пешеходов.

Для любителей езды на мотоциклах, велосипедах, самокатах, роликовых коньках и так далее создается необходимость учитывать освещение, которое позволяло бы отчетливо различать мельчайшие препятствия на дорогах (в том числе незначительные дефекты в дорожном покрытии, камни, ветки, мусор) все то, что может создать травму для владельцев специфического транспорта.

В жилых районах, где наряду с пешеходными зонами имеется развитая транспортная сеть, наружное освещение в темное время суток должно выполнять следующие функции:

·      обеспечение безопасного движения транспорта и пешеходов;

·      обеспечение безопасного движения транспорта и пешеходов;

·      беспрепятственная ориентация на местности;

·      создание визуального и психологического комфорта и придание архитектурной среде дополнительных аспектов визуального восприятия.

При организации освещения жилых районов необходимо учиты­вать криминогенную ситуацию города и ночное освещение должно создавать безопасную среду, а также обеспечивать возможность различать приближающиеся лица людей на расстоянии, позволяющем избежать нежелательные ситуации и успеть принять меры предосторожности.

Памятники и монументы – это важный элемент архитектурного портрета города, нуждающийся в правильном освещении. Уникальные в дневное время суток, исторические памятники с наступлением темноты теряются на фоне городских зданий и деревьев или потопляются в окружающей световой среде города. Правильная подсветка памятника выделяет его на общем фоне, позволяет создать художественно-выразительной световой образ, приобретающий ночью буквально фантастический, сказочный ареол. 

Освещение зданий вызывало массовый интерес по всему миру. Ажиотаж на освещение зданий крупных компаний, без использования названия компаний, совершила огромный переворот в рекламе, особенно торговых заведений. Ночной пейзаж города стал популярнее, чем дневной вид зданий. В целом освещение зданий являлось пропагандой электроэнергетики, а еще это направление рассматривалось как эффективная реклама компаний.

 

Список литературы:
1. Журнал «Современное архитектурное освещение».
2. Интернет-журнал «Opodsvetke.ru».
3. Интернет-журнал «Светотехника».