К вопросу освещения в архитектурном пространстве
Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»
Секция: Строительство и архитектура
XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»
К вопросу освещения в архитектурном пространстве
To the question of lighting in the architectural spaces
Abylay Madyarov
Master, International Educational Corporation (campus KazGASA), Kazakhstan, Almaty
Аннотация. В статье рассмотрены ключевые моменты в истории создания освещения в архитектурном пространтсве.
Abstract. The article considers the key moments in the history of lighting in the architectural space.
Ключевые слова: архитектура; освещение; свет; пространство
Keywords: architecture; lighting; light; space
Искусственное освещение в развитии города и жизнедеятельности общества имеет особое значение, которое формирует удобства жизни, а также влияет на культурную эволюцию. В большинстве случаев вопросы, связанные с освещением и дизайном являются двигателем и одновременно признаком экономического роста и повышения уровня городской жизни. На сегодняшний день осветительные системы значительно эффективней, интересней и технически совершенней предыдущих. И дело не только в том, что серьезная эволюция наблюдается в самой сфере осветительных приборов и источников света, а еще и в безусловно возросшем понимании и усилении внимания к световым технологиям со стороны пользователей, потребителей и технических исполнителей.
Световое оформление становится значимым для создания определенного акцента, облика, который отличает фасад от остальных объектов в общей массе. Освещение в архитектурном пространстве уже довольно давно стало неотъемлемой частью градостроительства. В настоящее время основным способом создания систем архитектурной подсветки является использование систем, основанных на применении светильников прожекторного типа с различными лампами, в том числе и накаливания. Довольно широко используются также неоновые светильники, однако их применение в основном ограничивается созданием светящихся рисунков и надписей. Поэтому данный вариант к архитектурному освещению можно отнести только с большой натяжкой, и в дальнейшем мы рассматривать его не будем.
Комплексы внешнего архитектурного освещения являются важной составляющей облика любого города. А отдельные здания и комплексы нуждаются в таких решениях, для того чтобы стать более самобытными и узнаваемыми. Наружная подсветка фасадов зданий имеет практическое и эстетическое значение. С ее помощью можно осветить подъездные пути и вход, также сделать архитектурный объект уникальным и привлекательным сооружением. Свет обладает способностью скрывать имеющиеся недостатки и выделять достоинства любого сооружения.
Направление освещение зданий зародилось в Соединенных Штатах Америки, после окончания Первой мировой войны. В 1969 году была создана первая организация, объединяющая специалистов по архитектурному освещению - Международной Ассоциации Дизайнеров Освещения(ILAD). Специалисты получили возможности профессионального роста, обмена опытом, получения профильного образования. Сейчас существует более 20 крупных профессиональных международных объединений по архитектурному освещению.
Европейские решения в освещении зданий характеризовались утончённым чувством стиля, утонченным вкусом архитекторов, изначальными особенностями архитектуры: подчас на одной улице стояли здания в различных стилях – классицизма и неоклассицизма, готики, барокко, ампира.
Города Средней Азии обладают ярко выраженной самобытностью традиционной архитектуры, которая имеет глубокие местные корни, а также свою историю. К архитектурным элементам, отличающим монументальные среднеазиатские постройки прошлых веков, можно отнести следующие: большие купола, минареты, внутренние дворы, арабески, симметрию, стрельчатые арки. В такой среде светодизайн объекта просто необходим. Стиль архитектурного освещения в Азиатских странах зарождался постепенно. Индивидуальный подход к объектам, пластичным формам и плавным линиям поставил перед архитекторами и дизайнерами новую задачу.
Чтобы обеспечить безопасность на дорогах необходимо использовать приоритетное направление в организации освещения проезжих частей транспортных дорог и магистралей. В данном случае светотехническими средствами решаются следующие нижеперечисленные задачи:
· достижение уровня освещенности, необходимого для достоверного и своевременного восприятия дорожной ситуации;
· обеспечение равномерности освещения;
· обеспечение допустимого уровня прямой и отраженной блескости;
· обеспечение необходимых спектральных характеристик источников света;
· обозначение направления движения транспорта и пешеходов.
Для любителей езды на мотоциклах, велосипедах, самокатах, роликовых коньках и так далее создается необходимость учитывать освещение, которое позволяло бы отчетливо различать мельчайшие препятствия на дорогах (в том числе незначительные дефекты в дорожном покрытии, камни, ветки, мусор) все то, что может создать травму для владельцев специфического транспорта.
В жилых районах, где наряду с пешеходными зонами имеется развитая транспортная сеть, наружное освещение в темное время суток должно выполнять следующие функции:
· обеспечение безопасного движения транспорта и пешеходов;
· обеспечение безопасного движения транспорта и пешеходов;
· беспрепятственная ориентация на местности;
· создание визуального и психологического комфорта и придание архитектурной среде дополнительных аспектов визуального восприятия.
При организации освещения жилых районов необходимо учитывать криминогенную ситуацию города и ночное освещение должно создавать безопасную среду, а также обеспечивать возможность различать приближающиеся лица людей на расстоянии, позволяющем избежать нежелательные ситуации и успеть принять меры предосторожности.
Памятники и монументы – это важный элемент архитектурного портрета города, нуждающийся в правильном освещении. Уникальные в дневное время суток, исторические памятники с наступлением темноты теряются на фоне городских зданий и деревьев или потопляются в окружающей световой среде города. Правильная подсветка памятника выделяет его на общем фоне, позволяет создать художественно-выразительной световой образ, приобретающий ночью буквально фантастический, сказочный ареол.
Освещение зданий вызывало массовый интерес по всему миру. Ажиотаж на освещение зданий крупных компаний, без использования названия компаний, совершила огромный переворот в рекламе, особенно торговых заведений. Ночной пейзаж города стал популярнее, чем дневной вид зданий. В целом освещение зданий являлось пропагандой электроэнергетики, а еще это направление рассматривалось как эффективная реклама компаний.