Архитектура объектов придорожного сервиса: зарубежный опыт и перспективы для Казахстана
Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»
Секция: Строительство и архитектура
XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»
Архитектура объектов придорожного сервиса: зарубежный опыт и перспективы для Казахстана
ARCHITECTURE OF SURVEY SERVICE OBJECTS: FOREIGN EXPERIENCE AND PROSPECTS FOR KAZAKHSTAN
Ilnara Seitzhanova,
Master of Architecture Faculty of KazGASA, Almaty, Kazakhstan
Gulnara Abdrasilova,
doctor of architecture KazGASA Almaty, Kazakhstan
Аннотация. В статье рассматриваются особенности архитектурного формообразования зарубежных объектов придорожного сервиса в современных условиях. Во всём мире к развитию придорожной инфраструктуры подходят комплексно: помимо типовых автозаправочных пунктов и мотелей, можно встретить оригинальные комплексы услуг. По сравнению с западными странами и США, в Республике Казахстан придорожный сервис развивается недостаточно комплексно: объекты обслуживания водителей и пассажиров автотранспорта не отвечают современным условиям, независимо от категории и вида трассы. Учитывая, что через территорию Республики Казахстан проходят важнейшие транспортные магистрали, то в целях формирования имиджа страны на мировом рынке услуг развитие и совершенствование сервисного продукта является одной из актуальных задач.
Abstract. In the article features of architectural shaping of foreign objects of roadside service in modern conditions are considered. All over the world, the development of roadside infrastructure is suitable in a comprehensive way: in addition to the standard filling stations and motels, one can find original complexes of services.Compared with Western countries and the United States, roadside service in the Republic of Kazakhstan is not developing in a comprehensive manner: the service facilities for drivers and motor transport passengers do not meet modern conditions, regardless of the category and type of route. Considering that the main transport routes pass through the territory of the Republic of Kazakhstan, in order to form the country's image on the world market of services, development and improvement of the service product is one of the urgent tasks.
Ключевые слова: Придорожный сервис; архитектура объектов придорожного сервиса.
Keywords: Roadside service; architecture of roadside service facilities.
Казахстан – страна, расположенная в глубине Евразии, представляет собой транзитную территорию, связывающую Китай и Западную Европу. В 2008 году начато строительство инфраструктурного проекта и транспортного коридора от Западного Китая до Северной Европы протяженностью 8445 км: 2233 км проходит по территории Российской Федерации, 2787 км – Республики Казахстан, 3425 км – Китайской Народной Республики.
Формирование на территории Казахстана магистрали международного класса требует создания соответствующей инфраструктуры.
Срединное географическое положение Казахстана стало использоваться в качестве транзитной территории после обретения страной независимости. Рост грузоперевозок из Китая в страны Центральной Азии и Россию сформировали основы современной трансконтинентальных магистрали. Придорожный сервис имеет давнюю историю, включающую историю Великого Шелкового пути, европейских и американских дорог, объектов, где находили приют караваны и путники.
Введение в строй новых путей трансграничных коммуникаций международного значения требует обеспечения дорог объектами придорожного сервиса, отвечающих современным архитектурным требованиям.
Республика Казахстан имеет выгодное географическое положение в центре Евразии, масштабные территории, что позволяет улучшить формирования отраслевых комплексов экономики республики путем развития транспортного сектора. Отсутствие научных разработок по архитектурно-планировочному формированию придорожных комплексов для условий Казахстана придает этой проблеме особую актуальность [1].
В Республике Казахстан для решения задач, связанных с проектированием объектов придорожного обслуживания, необходимо комплексно исследовать вопросы их архитектурно-планировочного формирования на примере других стран.
В этом аспекте большой интерес представляет опыт организации сервиса и строительства объектов на транспортных магистралях стран, имеющих давние традиции придорожного обслуживания. Этот опыт показывает, что придорожный сервис способствует развитию как экономики страны в целом, так и туризма, в частности.
В Соединённых Штатах Америки, где практически все дороги – платные, придорожная инфраструктура отличается многофункциональностью, представлена разными предприятиями сервиса. Как правило, участки вдоль дорог сдаются в аренду частным лицам, которые организуют комплексы: автопутешественник имеет доступ к полному пакету необходимых услуг - заправку и ремонтные услуги, магазины, кафе, мотели и другие объекты сервиса.
Вдоль автодорог имеются «зоны отдыха». В них входят: небольшие зоны для пикника; парковки, в том числе для большегрузных автомобилей; туалеты, небольшие кафе, информационные центры при въезде в штаты. На выездах с автодорог располагаются заправки (как правило, с небольшим магазином и туалетом), станции техобслуживания, ресторанчики, мотели, отели, магазины, где продается всё необходимое для путешественников (рисунок 1) [2].
Поскольку в США придорожный сервис развивался десятилетиями, здесь сложилась развитая и высокотехнологичная инфраструктура: хорошо обустроенные заправки, стоянки, дорожные гостиницы, мотели, кафе, зоны отдыха и т. д.
Рисунок 1.Объект дорожного сервиса в Техасе. Круглый фасад с кровлей, имитирующий шатер [2]
В странах Европы придорожный сервис также развивается на основе комплексов. В Италии пункты отдыха, которые располагаются через 30-50 км, имеют идентичную планировку и состав сооружений, благоустроенную территорию со стандартным набором услуг.
В Германии и Польше заправки и площадки для автотранспорта располагаются через каждые 40 км. На международных трассах созданы условия для безопасного отдыха дальнобойщиков: немало охраняемых стоянок с мойками для автомашин, душем для водителей. Стоянки хорошо оборудованы, включают магазинчики, кафе, детские площадки (рисунок 2) [2].
Рисунок 2. Детская площадка в структуре дорожного объекта в Германии
Те, кто путешествует продолжительное время (дальнобойщики, туристы), могут принять душ. Подъезды к стоянкам хорошо оборудованы, снабжены информационными знаками.
В Швейцарии, как в Италии и Франции, вдоль скоростных автомагистралей через 20-30 километров можно увидеть площадки для отдыха с заправками и без них. Даже самые компактные площадки регулярно подвергаются санитарной очистке - периодически приезжает служащий на машине, меняет пластиковые мешки в урнах и убирает туалет [4].
На восточном побережье Женевского озера, где автомагистраль проходит высоко над живописным берегом, площадки отдыха совмещают еще и функции смотровых. Выше и ниже скоростной трассы среди виноградных террас обустраиваются небольшие по размерам площадки, рассчитанные всего на одну-две машины. Предусмотрены парковки и на дорогах, идущих вдоль озера, фактически - набережных. Там в тени платанов можно на время оставить автомобиль. Отличительной чертой европейских дорог от стран СНГ является наличие туалетов не только на стоянках, но и биотуалетов - вдоль трасс. Туалеты содержатся в чистоте, снабжены гигиеническими средствами, в большинстве случаев предусмотрена и кабинка для инвалидов. Туалеты – бесплатные, обслуживаются частниками. В Республике Беларусь по состоянию на 01.01.2016г. на республиканских автомобильных дорогах действовало 159 газозаправочных пунктов, 378 АЗС, 40 автомобильных моек, 70 гостиниц, 88 охраняемых стоянок, 402 пункта торговли, 533 пункта общественного питания, 77 пунктов технической помощи и СТО. Согласно Генеральной схеме развития придорожного сервиса Беларуси, расстояние между объектами одного вида составляет: для АЗС – 42 км, пунктов питания – 30 км [3].
Архитектурное решение объектов придорожного сервиса в Беларуси увязывается со сложившимся архитектурным ансамблем автомобильных дорог, их внешний вид соответствует эстетическим требованиям. По материалу и цветовому решению фасады объектов придорожного сервиса выполняются в едином стиле. Каждый объект сервиса должен быть обеспечен автомобильными стоянками, мусорными контейнерами, освещением и тд. (рисунок 3,4).
Рисунок 3, 4. Автозаправочные стации с пунктом питания в Республике Беларусь [3]
Изучение опыта зарубежных стран демонстрирует развитие различных подходов и принципов архитектурно-планировочной организации комплексов придорожного сервиса. В этой связи интересен подход российских архитекторов к трактовке объектов дорожной инфраструктуры в качестве Придорожных Рекреационных Комплексов (ПРК), который позволит разработать принципы градостроительного размещения ПРК в зонах влияния транспортных коммуникаций, рекомендации по рациональному решению генеральных планов и формированию архитектурно-строительных решений ПРК различной мощности. Такой научный подход может быть полезным для условий Казахстана, который имеет сходные с Россией социально-экономические условия, протяженные общие границы [4]. Анализ международного опыта показывает, что в зарубежных странах особое внимание уделяют архитектуре и оборудованию объектов придорожного сервиса, которые рассматриваются как источник информации о регионе, стране в целом.
Таким образом, во всём мире к развитию придорожной инфраструктуры подходят комплексно: помимо типовых стандартных АЗС, мотелей и т. д, можно встретить оригинальные комплексы с развитой развлекательной составляющей.
По сравнению с европейскими странами и США, в Республике Казахстан сегмент придорожного сервиса недостаточно развит. Если автозаправочные станции встречаются на трассах достаточно часто, то объекты придорожного комплекса, такие как мотели, кафе, охраняемые, благоустроенные автостоянки для болшегрузных автомобилей – все еще редкость. Хотя наша страна имеет выгодное положение в центре Евразии, до недавнего времени основной объем международных потоков уходил в обход Казахстана. Ключевыми технико-экономическими проблемами транспортно-логистической системы Республики Казахстан является: инфраструктурная неразвитость, отсутствие собственных внешних терминальных сетей за пределами Казахстана, недостаточная эффективность административных процедур для проведения экспортных, импортных и транзитных операций и т. д. Развитие объектов и комплексов придорожного сервиса тормозит отсутствие методологических разработок по архитектурно-планировочной организации придорожных комплексов для условий Казахстана.
Типичный казахстанский объект придорожного сервиса, чаще всего - АЗС с небольшим магазином, имеет типичную модульную архитектуру. Для таких модулей, как правило, характерны низкий уровень сервиса и обустройства придорожных пространств. Большой проблемой для путешественников являются значительные расстояния между пунктами отдыха.
Современная государственная политика Республики Казахстан по формированию сети современных автодорог, включая трансграничную магистраль «Западный Китай-Западная Европа», направлена на совершенствование транспортной инфраструктуры, повышение качества среды жизнедеятельности.
Проблема обеспечения комфорта придорожного сервиса в условиях резко-континентального климата и обширных территорий Казахстана стоит достаточно остро. Географическое положение Республики Казахстан актуализирует проблему придорожного сервиса для развития страны в качестве международного транспортного хаба.
Студенты Факультета Архитектуры Казахской головной архитектурно-строительной академии (КазГАСА) проводят моделирование объектов и комплексов придорожного сервиса для автомагистралей различного типа в условиях Казахстана. Эти модели предусматривают предоставление набора сервисных услуг для повышения комфорта путешествующих, отражают региональный характер в архитектуре объектов и комплексов (рисунок 5).
Рисунок 5. Автозаправочная станция для условий Казахстана. Разработано автором
Универсальная модель комплекса придорожного сервиса для условий Казахстана включает: автозаправочную станцию, туалет, охраняемую стоянку для автомобилей, мотель, магазин товаров для путешественников, благоустроенную зону для отдыха и пикника (беседка, скамейки, столики), зону вайфай, систему индивидуального энергообеспечения объекта.
Студенты ставят цель - изучать, анализировать отечественный и зарубежный опыт проектирования придорожного сервиса и выработать соответствующие рекомендации для условий Казахстана. Эти исследования позволят сформулировать основы проектирования объектов придорожного сервиса с учетом региональных особенностей нашей страны и с использованием энергоэффективных технологий. Придорожные комплексы могут стать точками притяжения для населения близлежащих поселений, что очень актуально в условиях мелкодисперсного расселения. На базе придорожного объекта планируется размещение небольшого рынка товаров местного производства (кумыс, айран, сушеные грибы, вяленая рыба, мед, ягоды, фрукты и овощи), изделий декоративно-прикладного искусства, представляющего интерес для местных и зарубежных туристов.
Инфраструктура на уровне страны предусматривает обеспечение магистралей разных типов набором объектов придорожного сервиса для решения проблем комфорта потребителей - водителей и пассажиров. Придорожный сервис может стать одним из видов экономически выгодных услуг, предоставляемых как внутренним (гражданам Казахстана), так и внешним (иностранным) пассажирам и туристам. Пространственная организация обширных территорий Казахстана, обеспечение объектами сервиса намного отстает от экономических и технологических возможностей страны. В то же время, высокий уровень логистического развития в перспективе может обеспечить рост экономических возможностей страны.