Статья:

Разработка базы данных по учету работы СТО (на примере «Автотехцентр»)

Конференция: XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»

Секция: Информатика, вычислительная техника и управление

Выходные данные
Мальцев А.В., Ахтамова С.С. Разработка базы данных по учету работы СТО (на примере «Автотехцентр») // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам XXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 5(24). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 15-19.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Разработка базы данных по учету работы СТО (на примере «Автотехцентр»)

Мальцев Александр Владимирович
студент, педагогический институт филиал СФУ, РФ, г. Лесосибирск
Ахтамова Светлана Станиславовна
канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры высшей математики, информатики и естествознания, Лесосибирский педагогический институт филиал СФУ, РФ, г. Лесосибирск

 

АННОТАЦИЯ

Предмет. Предметом исследования является «Разработка базы данных по учету работы СТО (на примере «Автотехцентр»)».

Цели. Целью работы является разработка базы данных по учету работы станции технического обслуживания

Методология. Для достижения поставленной  цели необходимо решить следующие задачи:

  • Проанализировать научную и специальную литературу по теме исследования.
  • Раскрыть теоретические основы базы данных.
  • Спроектировать организационную и процессную модели СТО.

 

Ключевые слова: информационная система; базы данных; проектирование; модель.

 

Автомобильный транспорт представляет собой отрасль народного хозяйства, обладает значительными резервами повышения эффективности использования подвижного состава, кроме этого выполняет важную роль для экономики нашей страны.

Во время использования транспортного средства постепенно снижаются его эксплуатационные свойства из-за изнашивания материалов, появления коррозии, повреждения и поломок деталей и узлов, усталости свойств материала, из которого они были изготовлены. Из-за этого в машине образуются различные поломки, которые в итоге сокращают эффективность его использования. Для того чтобы снизить вероятность появления дефектов и своевременно устранить их создается станция технического обслуживания (ТО) и ремонта.

Одна из основных областей применения компьютеров является  хранение и переработка больших объемов информации в различных сферах деятельности человека: в экономике, банковском деле, торговле, транспорте, медицине, науке и т. д.

Информационная система – это система, в которой реализуется автоматизированный сбор, обработка и манипулирование данных, включающая технические средства для обработки данных, программное обеспечение и обслуживающий персонал.

Целью любой информационной системы является обработка данных об объектах реального мира. Основа информационной системы – база данных. В широком смысле слова база данных – это совокупность сведений о конкретных объектах реального мира в какой-либо предметной области. Предметная область – часть реального мира, которая подлежит изучению для организации управления его объектами и, в конечном итоге, автоматизации, например предприятие, вуз и т. д.

Для того чтобы создать базу данных, пользователю нужно упорядочить информацию по разным признакам и быстро произвести выборку с произвольным сочетанием признаков. При этом необходимо выбрать правильную модель данных. Модель данных – это формальное представление ключевых категорий восприятия реального мира, которые представлены его объектами, связями, свойствами, а также их взаимодействиями.

Система управления базами данных (СУБД) – система программ, которая позволяет создавать базу данных, обновлять хранимую в ней информацию, обеспечить удобный доступ к ней с целью просмотра и поиска.

Объединение базы данных и программы системы управления базами данных образует информационно-поисковую систему, которая называется банком данных.

Организационная модель создается в начале моделирования бизнес-процессов. В иерархической модели отображаются подразделения предприятия, наименование должностей, фамилии руководителей подразделений и отдельных сотрудников.

Сложные иерархические структуры могут быть декомпозированы, например, структура подразделения может быть раскрыта на более детальной схеме. Также могут быть построены модели иерархии подчиненности во временных коллективах, группах и т.д. Все объекты организационных моделей могут быть использованы при построении моделей бизнес-процессов.

Организационная модель (рисунок 1) предприятия станции технического обслуживания выглядит следующим образом:

 

Рисунок 1. Организационная модель СТО

 

В управлении предприятия стоит директор, в его подчинении находится механик (он  выполняет функцию контроля за исполнение работы по ремонту и обслуживанию транспортного средства, а так же он отвечает за контроль поставки запчастей от курьера). Далее следом идет штат рабочих (отвечающих за услуги выполнения работ по обслуживанию транспортных средств), затем курьер (поставляет расходные материалы автозапчастей).

На основе созданной модели, ярко выделены связи отчетностей. Для разработки информационной системы требуется создание одного прикладного приложения, формирующего отчет деятельности работы предприятия в виде базы данных.

Процессная модель представляет собой описание предприятия, как целостная система со всеми неразрывно связанными в ней бизнес-процессами, структурными подразделениями, производственными и управленческими функциями.

В каждой организации ежедневно протекает множество процессов. Чтобы систематизировать и упорядочить бизнес-процессы, протекающие на предприятии, их принято делить на следующие основные группы:

  • Основные процессы: генерируют доходы компании. Примерами процессов закупки, продажи и производства продукта; ее складирования и транспортировки.
  • Процессы обеспечения: поддерживают инфраструктуру компании. В эту категорию входит техническое, информационное и административно – хозяйственное обеспечение; обеспечение безопасности, социальной сферы и финансовых операций; консультационное и аудиторское обеспечение.
  • Процессы управления: управляют компанией. К этой категории относят такие процессы как процессы управления финансами, маркетингом, персоналом и логистикой; экономическое, стратегическое и организационное управление, а также управленческий учет.
  • Процессы развития: развивают компанию. Представляют инвестиционные виды деятельности, нацеленные на прибыль от сегодняшних вложений в долгосрочной перспективе.

На основании анализа осуществляемых процессов, на предприятии формируется процессная модель (рисунок 2):

 

Рисунок 2. Процессная модель станции технического обслуживания

 

Описание процесса:

  • Приём заявки заказчика на обслуживания транспортного средства;
  • Регистрация транспортного средства в базе данных;
  • Диагностики выявления неисправностей транспортного средства;
  • Ремонт выявленных неисправностей транспортного средства;
  • Формирование отчёта по выполненной работе для последующей сдачи транспортного средства заказчику.

Для того чтобы результат на выходе максимально соответствовал ожиданиям клиента, предприятие нуждается в слаженной организованной информационной системе, которая бы помогала персоналу в осуществлении процессов, и могла хранить большие объемы данных.

Таким образом, спроектированная информационная система готова к реализации. Для её реализации необходимо разработать программный код, спроектировать пользовательский интерфейс и внедрить в действующее предприятие.

 

Список литературы:
1. Гаврилов, М.В. Информатика и информационные технологии: Учебник для бакалавров / М.В. Гаврилов, В.А. Климов; Рецензент Л.В. Кальянов, Н.М. Рыскин. - М.: Юрайт, 2013. - 378 c.
2. Диго, С.М. Проектирование и использование баз данных. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 487 с.
3. Когловский, М.Р. Технология баз данных на персональных ЭВМ. - М. Финансы и статистика, 1992. - 315 с.