Статья:

Казачество России. Историография вопроса

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(100)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Пименова В.В. Казачество России. Историография вопроса // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 7(100). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/100/67302 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Казачество России. Историография вопроса

Пименова Виктория Владимировна
студент, Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

COSSACKS OF RUSSIA. QUESTION HISTORIOGRAPHY

 

Viktoriya Pimenova

Student, Higher School of Social Sciences and Humanities and International Communication, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Russia, Arkhangelsk

 

Аннотация. В данной работе рассмотрено понятие казачества, дана краткая характеристика сословия, представлены основные точки зрения историков по наиболее дискуссионным проблемам в отношении российского казацкого сословия.

Abstract. In this work, the concept of the Cossacks is considered, a brief description of the estate is given, the main points of view of historians on the most controversial issues regarding the Russian Cossack estate are presented.

 

Ключевые слова: казачество;  история казачества в России; историография.

Keywords: Cossacks; the history of the Cossacks in Russia; historiography.

 

В современной исторической науке существует немало дискуссионных вопросов на наиболее острые и малоизученные проблемы истории России. Один из таких спорных вопросов – о российском казачестве.

Казачество Российской империи – это особое сословие, которое состояло на военной службе и защищало границы государства от внешних угроз. Исследование происхождения и роли данного сословия в Российской империи довольно актуально в современном мире. Изучая историю нашего отечества, наполненную множеством военных перипетий и междоусобиц, нельзя не заметить вклад представителей казачества для страны в различные исторические эпохи: они могли быть как опасностью для государства, так и его спасителем и помощником  в различных войнах.

Сам термин «казаки» был принят на Руси для обозначения самостоятельного и самоуправляемого вооружённого населения на полупустынных и малонаселённых территориях. Уже к концу XV века образовалось несколько таких сообществ, проживавших в центральной Евразии возле рек — в низовьях Днепра, Дона, Волги, Яика. А уже к XVI веку некоторые группы преобразовались в вольные воинские формирования – казачьи войска. Эти формирования входили в вооружённые силы Российской империи, требовавшей от них преданности и верной службы, что часто вступало в противоречие с их вольным образом жизни и приводило к множеству восстаний, самые крупные из которых — Болотникова, Разина, Булавина и Пугачёва.

К началу XIX века казаки выделились в отдельное сословие, которое охраняло государственные и внутренние этнические границы. За службу казаки имели значительную социальную автономию, широкие плодородные земли, освобождались от налогов.

В XX веке в ходе Гражданской войны казачье сословие стало главной опорой Белого движения, а впоследствии – крупной частью белой эмиграции. Уже с распадом Советского Союза началось систематическое возрождение казачества, которое принимало участие в различных постсоветских конфликтах. Существует множество казачьих обществ на территориях современных России, Белоруссии, Казахстана, Украины и других стран.

Историография вопроса о российском казачестве довольно обширна. Существует множество точек зрения, выделяемых в рамках дореволюционной, советской и современной исторической науки.

Вопрос об идентификации казачества – один из дискуссионных. Здесь существуют два противоположных мнения: традиционная научная школа рассматривают казачество как историческое сословие в составе славянских народов; сторонники новых подходов – как этническое образование, небольшой этнос в составе русского народа.

Вопрос о происхождении казачества в России – самый спорный среди историков всех времен. Здесь господствуют две полярные теории. Первая возводит казачество к вольнице беглецов из русских земель в Дикое Поле, которые создали особую организацию - "казачество". Такое мнение окончательно сформировалась в советское время. Вторая теория называет казаков особым этносом, возникшим еще в античную эпоху от смешения туранских, скифских, меото-славянских, аланских и прочих племен с торжеством среди них славянской речи.  

Существуют и "промежуточные" теории. По мнению крупнейшего российского историка Р. Скрынникова, казачество возникло из слияния немногочисленных русских переселенцев с населением татарских станиц в степях. Историк И.Я. Куценко приписывает казачество к современной и "самобытной народной демократии..., превратившейся в служилое сословие" [2, с. 24]. О.В. Матвеев отмечает, что  нельзя казаков считать единой структурой, не рассматривая их отдельными группами [3, с. 265].

Кроме современных теорий существует и целый ряд исторически более давних гипотез. В XVIII в. основываясь на созвучии в названиях, историки начинают видеть в казаках остатки или потомков различных народов: хозар (Грабянка, А. Ригельман), косогов (Ян Потоцкий), тюркского народа (Н.М. Карамзин, С. Соловьев, В.Б. Броневский). Н.И.Костомаров  считал казаков за мещан, которые ходили на юг сначала на промыслы, а затем условиями жизни они принуждены были вооружаться и вести военный образ жизни.

Самобытность казаков позволяет говорить о них как о чем-то этнически специфическом: будь это самостоятельный этнос, этнографическая группа русских или особая этносословная группа населения.

Среди историков нет единой точки зрения и по вопросу о взаимоотношениях казачества с политической властью во все времена  существования нашего государства.

С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, С.Ф.Платонов – историки  российской государственности, а потому казачество интересовало их в первую очередь как исторический конкурент политических и управленческих институтов России. Отсюда и взгляд Соловьева на казачество как на силу, которая для России “иногда была опаснее самих кочевых орд” [5, с. 61-62]. В.О. Ключевский залог благополучного развития российской государственности видел в «укрощении степной стихии».

Донские историки дореволюционного периода пропагандировали реабилитацию казачества. В.М. Пудавов делал вывод о казаках как “людях царелюбивых и мужественных”, а многие авторы пытались нарисовать исторические портреты казаков-защитников “веры и Отчества” даже в эпоху “Смуты” [1, с. 25].

Идеологическая заданность отличала исследования советских историков, которые рассматривали противоборство казаков и государства в контексте классовой борьбы и истории социальных противоречий внутри самого казачества. Профессор С. Г. Сватиков использовал в своем исследовании новый массив источников: законодательные акты, стенограммы заседаний Государственной думы. Он впервые исследовал историю казаков с социально-политической и правовой точки зрения, дал периодизацию от XVI в. до советского периода (единственную на сегодняшний день) [4, с. 34].

Современные российские исследователи в основном приводят тезис о казачестве как защитнике Отечества и делают выводы о патриотизме и верности государству (русской идее) как о чертах, присущих казакам.

Автор данной статьи солидарен с точкой зрения историка В.И.Лесина – казаки сохраняли позиции и стражей империи, и свободолюбцев, готовых в любую минуту к ниспровержению царского трона.

На основании вышесказанного можно сделать ряд  выводов. Казачество – это уникальный, своеобразный феномен, который постоянно является объектом пристального изучения и дискуссий множества историков. Однако многие точки зрения в историографии довольно субъективны и поэтому сложно говорить о каком-либо едином понимании определения термина «казачество», что затрудняет изучение и понимание данного феномена.

Тем не менее, казаки  – неотъемлемая часть русского народа, которая существует еще с древних времен и сейчас активно возрождается. Изучение истории данного особого этноса – важная задача исторической науки, необходимая для формирования у современного поколения гражданственности, патриотизма, толерантности и понимания важности каждого народа нашей многонациональной страны.

 

Список литературы:
1. Елкин М. В. Смутное время на Руси и донские казаки. Новочрекасск.1913.  
2. Куценко И.Я. Кубанское казачество. - Краснодар, 199З. 
3. Матвеев О.В. Кубанское казачество в сословной структуре Российской империи и тенденции его развития в 60-80 гг. XIX в. // Проблемы истории казачества: Сб. научных трудов. - Волгоград, 1995.
4. Сватиков С.Г. Происхождение служилого казачества //Путь казачества.- 1927.- № 22 (115).
5. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1959.