Анализ монографии Е. С. Юрловой «Женщины Индии. Традиции и современность»
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(100)
Рубрика: История и археология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(100)
Анализ монографии Е. С. Юрловой «Женщины Индии. Традиции и современность»
Юрлова Евгения Степановна - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра индийских исследований, сотрудник института востоковедения РАН. В 1954 г. окончила Кишиневский государственный педагогический институт. В сфере научных интересов Евгении Степановны находится изучении истории современной Индии: социальные проблемы, положение женщин, проблема положения низших каст в индийском обществе и др.
За годы своей продолжительной работы Евгения Степановна многократно сотрудничала с рядом научных и образовательных центров Индии. На данный момент она является автором шести книг и многочисленных научных статей (в том числе на английском языке) по проблемам каст, религии, положения женщин в Индии и других странах. Одной из ключевых работ Е.С. Юрловой является монография «Женщины Индии. Традиции и современность», посвященная женщинам кастового общества.
Ключевой проблемой данной монографии является рассмотрение вопроса о том, каково положение женщины в Индии и каким образом оно менялось с древнейших времен и до начала XX века.
При написании работы автором были использованы следующие исторические источники:
- письменные источники – делопроизводственные документы, статистические данные;
- периодическая печать – газеты;
- устные источники – интервью.
При анализе делопроизводственных материалов автор обращает особое внимание на отчеты государственных органов, проводивших в XX веке социологические исследования о положение женщин в обществе. Благодаря исследованию данных отчетов автору удается сделать качественные и обоснованные выводы, приводить примеры и аргументы в подтверждение теоретических фактов. Статические данные дают представление о численном изменении количества мужского и женского населения в разные исторические периоды, о количестве населения различных населенных пунктов и пр., что позволяет рассмотреть динамику изменения населения.
Из источников периодической печати автор извлекает различного рода информацию, начиная от статистических данных и заканчивая различными жизненными ситуациями, которыми можно подтвердить теоретические факты.
Благодаря тому, что автор монографии неоднократно посещал Индию и имел возможность лично общаться с местным населением, в монографии приведены личные истории и рассказы из жизни, которыми поделились жители Индии.
В данной монографии автор концептуально освещает проблемы, которые существовали у женщин в индийском обществе и то, каким образом они трансформировались с течением времени и сменяемости эпох. Названных в монографии проблем приведено немало, но стоит предполагать, что список далеко неисчерпывающий себя.
Ключевой проблемой индийских женщин является культурная традиция, по которой изначально, с момента рождения, женщина ценилась намного меньше, чем мужчина. Отсюда все вытекающие прочие проблемы: восприятие девочки, как нежеланного ребенка в родительской семье, полное повиновение в семья мужа, традиции затворничества, сати, социальной бесполезности и угнетенности и пр.
На протяжении многих веков устоявшиеся традиции и обычаи существовали в исходном виде и не претерпевали никаких изменений. Но с течением времени, появления западных демократических воззрений в ортодоксальном индийском обществе, положение женщин также стало меняться. Происходило и происходит это крайне медленными темпами, но изменения очевидны.
С середины XX века после принятия Конституции и ряда законодательных актов женщина в Индии официально получила равные права вместе с мужчинами. Все большее количество женщин стало приобщаться к светскому образованию, участвовать в политической жизни страны, иметь собственную работу и обретать экономическую независимость, вести светскую жизнь, вступать в брак по любви, а не по воле родителей и пр.
Ключевой проблемой на пути эмансипации женщин в Индии является кастовый строй и строгая приверженность традициям. Поэтому то, насколько женщина «раскрепостилась» также во многом зависит то, в какой именно общине она родилась. Секулярные тенденции, по мнению автора, на данный момент в большей мере проявляются в городах, а не в деревнях.
Сейчас женская часть населения Индии находится на переходной стадии от ортодоксальных устоев к светской жизни. В жизни женщин произошло уже много изменений, но еще больших предстоит достичь и сделать это можно будет только при яром стремлении самих женщин изменить существующую ситуацию и при готовности общества принять изменения для более эффективного развития общества и страны.
Данная монография доступна для чтения как профессионалам в предложенной тематике, так и читателю-любителю, так как написана легким и понятным языком. Работа содержит богатый исторический материал, яркие жизненные примеры, обширные статистические данные, что вызывает огромный интерес при ее прочтении.