Статья:

Анализ монографии Е. С. Юрловой «Женщины Индии. Традиции и современность»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(100)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Ефимова Н.И. Анализ монографии Е. С. Юрловой «Женщины Индии. Традиции и современность» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 7(100). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/100/67342 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ монографии Е. С. Юрловой «Женщины Индии. Традиции и современность»

Ефимова Наталья Ильинична
студент Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

Юрлова Евгения Степановна - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра индийских исследований, сотрудник института востоковедения РАН. В 1954 г. окончила Кишиневский государственный педагогический институт. В сфере научных интересов Евгении Степановны находится изучении истории современной Индии: социальные проблемы, положение женщин, проблема положения низших каст в индийском обществе и др.

За годы своей продолжительной работы Евгения Степановна многократно сотрудничала с рядом научных и образовательных центров Индии. На данный момент она является автором шести книг и многочисленных научных статей (в том числе на английском языке) по проблемам каст, религии, положения женщин в Индии и других странах. Одной из ключевых работ Е.С. Юрловой является монография «Женщины Индии. Традиции и современность», посвященная женщинам кастового общества.

Ключевой проблемой данной монографии является рассмотрение вопроса о том, каково положение женщины в Индии и каким образом оно менялось с древнейших времен и до начала XX века.

При написании работы автором были использованы следующие исторические источники:

  • письменные источники – делопроизводственные документы, статистические данные;
  • периодическая печать – газеты;
  • устные источники – интервью.

При анализе делопроизводственных материалов автор обращает особое внимание на отчеты государственных органов, проводивших в XX веке социологические исследования о положение женщин в обществе. Благодаря исследованию данных отчетов автору удается сделать качественные и обоснованные выводы, приводить примеры и аргументы в подтверждение теоретических фактов. Статические данные дают представление о численном изменении количества мужского и женского населения в разные исторические периоды, о количестве населения различных населенных пунктов и пр., что позволяет рассмотреть динамику изменения населения.

Из источников периодической печати автор извлекает различного рода информацию, начиная от статистических данных и заканчивая различными жизненными ситуациями, которыми можно подтвердить теоретические факты.

Благодаря тому, что автор монографии неоднократно посещал Индию и имел возможность лично общаться с местным населением, в монографии приведены личные истории и рассказы из жизни, которыми поделились жители Индии.

В данной монографии автор концептуально освещает проблемы, которые существовали у женщин в индийском обществе и то, каким образом они трансформировались с течением времени и сменяемости эпох. Названных в монографии проблем приведено немало, но стоит предполагать, что список далеко неисчерпывающий себя.

Ключевой проблемой индийских женщин является культурная традиция, по которой изначально, с момента рождения, женщина ценилась намного меньше, чем мужчина. Отсюда все вытекающие прочие проблемы: восприятие девочки, как нежеланного ребенка в родительской семье, полное повиновение в семья мужа, традиции затворничества, сати, социальной бесполезности и угнетенности и пр.

На протяжении многих веков устоявшиеся традиции и обычаи существовали в исходном виде и не претерпевали никаких изменений. Но с течением времени, появления западных демократических воззрений в ортодоксальном индийском обществе, положение женщин также стало меняться. Происходило и происходит это крайне медленными темпами, но изменения очевидны.

С середины XX века после принятия Конституции и ряда законодательных актов женщина в Индии официально получила равные права вместе с мужчинами. Все большее количество женщин стало приобщаться к светскому образованию, участвовать в политической жизни страны, иметь собственную работу и обретать экономическую независимость, вести светскую жизнь, вступать в брак по любви, а не по воле родителей и пр.

Ключевой проблемой на пути эмансипации женщин в Индии является кастовый строй и строгая приверженность традициям. Поэтому то, насколько женщина «раскрепостилась» также во многом зависит то, в какой именно общине она родилась. Секулярные тенденции, по мнению автора, на данный момент в большей мере проявляются в городах, а не в деревнях.

Сейчас женская часть населения Индии находится на переходной стадии от ортодоксальных устоев к светской жизни. В жизни женщин произошло уже много изменений, но еще больших предстоит достичь и сделать это можно будет только при яром стремлении самих женщин изменить существующую ситуацию и при готовности общества принять изменения для более эффективного развития общества и страны.

Данная монография доступна для чтения как профессионалам в предложенной тематике, так и читателю-любителю, так как написана легким и понятным языком.  Работа содержит богатый исторический материал, яркие жизненные примеры, обширные статистические данные, что вызывает огромный интерес при ее прочтении.

 

Список литературы:
1. Юрлова, Е. С. Женщины Индии. Традиции и современность [Текст]: монография / Е.С. Юрлова. – Москва: Институт востоковедения РАН, 2014. – 540 с.