Исследование информационной среды школы, содействующей укреплению здоровья
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(103)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(103)
Исследование информационной среды школы, содействующей укреплению здоровья
Аннотация. В статье приводятся результаты исследования свойств информационной среды школы, содействующей укреплению здоровья. Определена номенклатура измеряемых показателей состояния школьников и приведена процедура расчета обобщенных показателей, характеризующих здоровье школьников в процессе обучения.
Abstract. The article presents the results of a study of the properties of the school's information environment that promotes health promotion. The nomenclature of measured indicators of the state of schoolchildren is defined and the procedure for calculating generalized indicators that characterize the health of schoolchildren in the learning process is given.
Ключевые слова: информационная система, школа здоровья, соматометрические и физиометрические показатели, корреляционная матрица.
Keywords: information system, health school, somatometric and physiometric indicators, correlation matrix.
Актуальность разработки информационной среды ШСУЗ была обоснована в [1-3]. В статье [2] приведены решения по архитектуре информационной системе ШСУЗ. В настоящей статье излагаются результаты экспериментального исследования возможности информационного обеспечения подсистемы медицинского обеспечения. Необходимость решения этой задачи вызвано тем, что в соответствии с приказом [3] комплексная оценка состояния здоровья детей основана на измерении большого числа признаков: органов кровообращения (около 20 параметров); органов пищеварения (26); кровь и кроветворные органы ( 14); ухо и сосцевидный отросток (10); психические расстройства и расстройства поведения( 16): нервная система (8); эндокринная система, питание, обмен веществ (16) и ряд других показателей. Информационная поддержка решения задачи предполагает измерение некоторых из них в рамках информационных систем сети ШСУЗ. Так в [4] предлагается в школе проводить измерение соматометрических и физиометрических показателей школьников.
Соматометрические показатели: возраст(В), длина тела (ДТ), масса тела (М), окружность грудной клетки (ОГК), окружность талии (ОТ), окружность плеча (ОП), окружность шеи (ОШ), окружность запястья (ОЗ), окружность бедер (ОБ). Физиометрические показатели: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила рук (ДПК, ДЛК), систолическое и диастолическое артериальное давление (САД, ДАД), частота сердечных сокращений (ЧСС).
Учитывая стохастический характер измерений, были исследованы особенности связей между показателями. В качестве исходных данных взяты типовые значения из [3] .
Таблица 1.
Типовые значения
В |
ДТ |
М |
ОКГ |
ОТ |
ОШ |
ЖЕЛ |
ДПК |
САД |
ДАД |
ЧСС |
7 |
125,8 |
24,59 |
59,6 |
55,6 |
27 |
1,3 |
7,5 |
102 |
57 |
90 |
8 |
129,8 |
26,8 |
61,5 |
55,9 |
28 |
1,5 |
9,5 |
104 |
59 |
88 |
9 |
136,7 |
30,75 |
65,3 |
58,7 |
28,2 |
1,7 |
11,5 |
106 |
61 |
91 |
10 |
140,2 |
32,8 |
65,9 |
59,7 |
29 |
2,0 |
13 |
104 |
59 |
87 |
11 |
147 |
38,4 |
69 |
61,8 |
29,5 |
2,3 |
14,5 |
109 |
62 |
87 |
12 |
151,5 |
41,3 |
71,8 |
64,3 |
30 |
2,5 |
19 |
110 |
62 |
88 |
13 |
159,3 |
46,9 |
73,2 |
65,7 |
31 |
3 |
22 |
115 |
62 |
86 |
14 |
166,4 |
54,2 |
78,7 |
68,5 |
33 |
3,5 |
26 |
117 |
64 |
85 |
15 |
171,8 |
59,5 |
82,5 |
69,5 |
34,5 |
3,8 |
33,25 |
124 |
66 |
85 |
16 |
174,2 |
60,2 |
83,4 |
70,8 |
35 |
4,1 |
34,25 |
125 |
68 |
87 |
17 |
175,5 |
65 |
86,3 |
73,7 |
36 |
4,6 |
39 |
130 |
70 |
87 |
Корреляционная матрица представлена в таблице №2
Таблица 2.
Корреляционная матрица
Из таблицы следует, что основные соматометрические параметры связаны линейной связью с основными физиометрическими. Уравнения, их описывающие, представлены в таблице №3.
Таблица 3.
Описывающие уравнения
Основываясь на проведенных исследованиях, можно предложить процедуру обследования учеников в школе, позволяющую существенно уменьшить требуемые ресурсы информационной системы для отображения здоровья учащегося в процессе обучения в школе. В основе её лежит алгоритм предсказателя первого порядка с фиксированной апертурой. В нём каждому параметру состояния обучаемого ставится два значения:
- Прt – рассчитанное по уравнению, связывающему параметр с возрастом, например, П8(САД)=79,45 +2,82 В;
- Пиt – измеренное значение при возрасте t.
Значение апертуры для выбранного параметра выбирается по формуле:
А = (Пmax –Пmin)/4,
где А – апертура, Пmax , Пmin соответственно максимальное и минимальное значения в выборке.
В [4-5] оценка состояния школьников производиться на основе центильных таблиц, что предполагает использование значительного информационного ресурса.
Для сокращения затрат в статье предлагается следующая процедура оценки состояния школьника:
- при формировании контингента школы проводится тестовое обследование школьников по приведенным параметрам;
- для каждого параметра определяется размах Р = Пmax –Пmin с центром равным Прt, который разбивается на 8 интервалов:
1-й - меньше [ Прt – 1,82 А].
2-й - от [Прt – 1,82 А] до [Прt –1,04А].
3-й - от [Прt –1,04А до [Прt –0,674А].
4-й - от [Прt –0,674А] до [Прt.].
5-й - от [Прt] до [Прt +0,674А].
6-й - от [Прt +0,674А] до [Прt +1,04А].
7-й ц.и. - от [Прt +1,04А] до [ Прt + 1,82 А].
8-й ц.и. - более [ Прt + 1,82 А].
- по аналогии с [5] каждому интервалу соответствует определенная группа состояний школьников:
1-й. - "группа диагностики". Ребенок требует обследования.
2-й - "группа внимания". Ребенку показано консультирование при наличии отклонений в состоянии здоровья.
3-й - группа" пониженных показателей".
4-й. - группа" медианных показателей".
5-й - Величины признака в 4 и 5 ой группах оцениваются как "средние, или типичные относительно сверстников по возрасту и полу.
6-й – группа "повышенных" величин.
7-й – группа «высоких» величин. Школьнику показано консультирование при наличии отклонений в состоянии здоровья "группа внимания".
8-й - "группа диагностики". Школьник требует обследования или консультирования.
- для выбранного возраста школьника, измеряя параметр из таблицы №1 , определяют соответствующую группу его состояния, которая является важным атрибутом идентификатора школьника.
Итак, с помощью указанных атрибутов можно отражать особенности возрастной динамики здоровья школьника, формировать рациональные расписания учебных, физических занятий, рецептуру школьного питания, совершенствуется интерфейс с учреждениями здравоохранения.