Статья:

Об особенностях создания выставочного пространства (на примере всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923г.)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(104)

Рубрика: Культурология

Выходные данные
Балабух О.П. Об особенностях создания выставочного пространства (на примере всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923г.) // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 11(104). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/104/68272 (дата обращения: 03.06.2020).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Об особенностях создания выставочного пространства (на примере всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923г.)

Балабух Оксана Петровна
студент Челябинского государственного института культуры, РФ, г. Челябинск

 

Истоки зарождения выставочной деятельности открываются в древней истории человечества. Выставки являются публичной демонстрацией достижений в разных областях жизни общества и культуры (экономики, науки, техники, культуры, искусства). Предмет рассмотрения в статье – отечественные выставки народных художественных промыслов и ремесел, особенности организации выставочного пространства (в данном случае, на конкретном примере Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923г.).

Народные промыслы – одна из форм народного художественного творчества, связанного с передачей опыта поколений[5]. В истории дореволюционной России был накоплен значительный опыт проведения выставок кустарной промышленности и ремесел. Самые крупные Всероссийские сельскохозяйственные выставки состоялись в Санкт-Петербурге в 1850 и 1860гг. по инициативе Вольного Экономического Общества, в выставке принимали участие экспонаты со всей России. В 1864 и 1895 гг. выставки прошли в Москве, где значительное внимание уделялось отделам с сельскохозяйственными машинами; в 1887 г. – в Харькове, что стало первым мероприятием, которое провели в провинции. Исключительное значение имела проведенная в 1913 г. выставка в Киеве[2].

Первой масштабной выставкой СССР стала Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923 г. Данная выставка  – выдающийся  государственный проект (по ее оформлению, в некотором смысле, задавшем «тон» в оформлении последующих выставок в СССР). В выставке приняло участие свыше 150 учреждений и ведомств; посетителей насчитывалось около 1,5 миллиона человек.

Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка имела важное политическое значение. Выставка 1923 г. полностью финансировалась государством, воплотив определенную концепцию  советской государственной идеологии. Основная цель выставки заключалась  именно в реализации государственных проектов, направленных на восстановление страны после гражданской войны (основное значение на выставке отводилось сельскому хозяйству). В числе целевых приоритетов Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 г. – максимальное поощрение, реальное стимулирование участия в ней крестьян, нуждавшихся в государственной поддержке (в основном, в качестве участия в выставке в качестве экспонентов, а также организации доставки предметных экспонатов в столицу).

Проект выставочного пространства утверждался на конкурсной основе. В нем приняло участие 27 проектов, выполненных представителями разных  архитектурных школ. Приоритет был отдан проекту молодого российского архитектора Н.Я.Колли. Выставка располагалась вдоль берега реки Москвы, на территории бывших огородов, у Крымского моста, сада Голицынской больницы, Нескучного сада, части Воробьевых гор. В целом, на всей территории выставки разместили 255 постройки.

Основная архитектурно-планировочная идея генерального плана выставки была предложена И. В. Жолтовским (советский архитектор, художник, представитель ретроспективизма в Москве)[3]. Регулярная организация территории входной площадки и партерного сада совмещалась с принципами свободной планировки остальной части территории. В центре сада первоначально планировалось сконструировать фонтан. Согласно плану, отдельные павильоны располагалась вокруг фонтана и скульптур. В итоге постройка фонтана не осуществилась, основным композиционным центром выставки стала Москва река.

Архитектура в данном выставочном проекте сочетала в себе новаторство и архаичность. На Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (в дальнейшем ВСХВС) 1923 г. были использованы приемы архитектурного авангарда. Самым экстравагантным павильоном смело можно назвать павильон «Известия ЦИК» и «Красной Нивы», авторами которых были архитектор Б.В.Гладков, художник А.А.Экстер и скульптор В.И.Мухина[4]. Внешний вид павильона похож на конструктивистские декорации, сам павильон небольшого размера. Сверху располагалась радиомачта, завершавшаяся крылом и пропеллером самолета,  символизировавшим быстротечность, динамизм происходящего. Выделялись такие павильоны как «Добролет», и, конечно, знаменитая «Махорка»(автор К.С.Мельников). Эти павильоны стали главными символами выставки, утверждающими наступление нового течения в архитектуре. Развивающиеся флаги, лозунги,  новаторские постройки – все  в целом  создавало ощущение праздника.

Планировка выставки регулировала движение посетителей. Партер ВСХВС (120 на 500 м) отличался от строения обычного парка, сам по себе представляя собой эффектный экспонат (который был засеян образцами разного вида культур со всех районов страны). Перед входом в партер располагалась пирамида. Она находилась среди газона и клумб с надписью из живых цветов: «Наша цель –восстановить смычку, доказать крестьянину, что мы начинаем с того, что ему понятно, что мы ему умеем помочь, что коммунисты в момент тяжелого положения разоренного мелкого крестьянина ему сейчас помогают на деле» (слова В.И. Ленина)[2]. С другой стороны пирамиды из живых цветов был сделан портрет вождя,обозначались дни месяца.

С левой стороны от главного партера находились павильоны животноводства, машиностроения, полеводства, мелиорации. Павильон машиностроения был единственным выполненным из железобетона, остальные конструкции выставки были из дерева (автор павильона машиностроения архитектор И.В. Жолтовский). Павильон делился на шесть отдельных корпусов, которые формировали открытый двор. Экстерьер построек выглядел весьма современно. Оформление фасада павильона из дерева подчеркивало архитектурную конструкцию.

Организаторы Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 г. стремились, в первую очередь, продемонстрировать все возможные достижения становящегося производства, хозяйства страны Советов  в разных сферах, акцентировать перспективу социалистической формы хозяйства. На выставке впервые были реализованы архитектурные проекты, авторами которых были мастера советского авангарда. В целом, Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923г. стала замечательным опытом воплощения, популяризации новой, советской идеологии, активного развития науки, экономических отношений, новой социально-политической системы государства, образа жизни страны Советов.

 

Список литературы:
1. Дударев М.И. Сельскохозяйственные выставки [Электронный ресурс]/ М.И. Дударев // Большая Российская Энциклопедия. – Режим доступа: https://bigenc.ru/domestic_hist
2. Желтовский И.В. Проект генплана ВСХВ. [Электронный ресурс]/ И.В. Желтовский // Московский журнал. – 2019. – №10.–Режим доступа: http://mosjour.ru/20191010138/
3. Никологорская О.А. Олтаржевский /О.А. Никологорская. –Москва : Молодая гвардия, 2013. – 240 с. 
4. Манукян Д.М. Большой проект мастеров советского авангарда 1923 г. // Дельфис. – 2017. –№83. –[Электронный ресурс]. –Режим доступа:  http://www.delphis.ru/journal/article/bolshoi-proekt-masterov-sovetskogo-avangarda-1923-goda.
5. Морозова И.Н. Художественные промыслы Южного Урала об аспектах изученности, актуализации в социально-культурной практике // Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития в социокультурном пространстве. Чебоксары: Плакат, 2019. – с.119–123.