Статья:

Организация и совершенствование мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований пожарной безопасности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(104)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Кармацких Е.Е., Сидоров Ю.В. Организация и совершенствование мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований пожарной безопасности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 11(104). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/104/68411 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Организация и совершенствование мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований пожарной безопасности

Кармацких Евгений Евгеньевич
магистрант, Уральского института управления РАНХиГС при Президенте РФ, РФ, г. Екатеринбург
Сидоров Юрий Вадимович
канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой административного и финансового права Уральского института управления РАНХиГС при Президенте РФ, РФ, г. Екатеринбург

 

ORGANIZATION AND IMPROVEMENT OF MEASURES FOR PREVENTION OF VIOLATIONS OF MANDATORY FIRE SAFETY REQUIREMENTS

 

Evgeny Karmatskikh

Undergraduate, Ural Institute of Management, RANEPA under the President of the Russian Federation, Russia, Ekaterinburg

Yuri Sidorov

Cand. legal Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Administrative and Financial Law, Ural Institute of Management, RANEPA under the President of the Russian Federation, Russia, Ekaterinburg

 

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам совершенствования мероприятий,  для улучшения соблюдения требований в области пожарной безопасности на законодательном уровне.

Abstract. This article is devoted to improving measures to improve compliance with fire safety requirements at the legislative level.

 

Ключевые слова: Профилактика пожаров, государственный пожарный надзор, совершенствование законодательства, пожарная безопасность, административные барьеры, совершенствование законодательства

Keywords: fire prevention, state fire supervision, improvement of legislation, fire safety, administrative barriers, improvement of legislation

 

В соответствии со статьей 1  Федерального закона  от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», дано определение профилактики пожаров, которое представляет собой совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий. Главной целью пожарной профилактики является изыскание наиболее эффективных, экономически целесообразных и технически обоснованных способов и средств предупреждения пожаров и их ликвидации с минимальным ущербом при наиболее рациональном использовании сил и технических средств тушения. Также, согласно статьи 4 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», одной из самых главных задач пожарной охраны является организация и осуществление профилактики пожаров, однако положениями закона не определен порядок, полномочия и права должностных лиц пожарной охраны по осуществлению на законных основаниях профилактической работы на объектах защиты. Статьями 6,  6.1 федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определен только порядок организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

В месте с тем, также в соответствии со статьей 1 федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» дано определение федерального государственного пожарного надзора, которое означает деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых и эксплуатируемых ими объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 года № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции:

1) организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых и эксплуатируемых ими объектов надзора;

2) производят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

3) ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;

4) осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;

5) осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

6) рассматривают обращения и жалобы организаций и граждан по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

7) осуществляют прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;

8) выдают организациям и гражданам предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований пожарной безопасности;

9) проводят плановые и рейдовые осмотры, обследования земельных участков по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Проведя анализ нормативно-правовых актов, можно сделать вывод о том, что органы государственного противопожарного надзора не наделены правом осуществлять профилактическую деятельность.

Положениями Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, который утвержден приказом МЧС России от 30.11.2016 года № 644 установлено, что органы государственного пожарного надзора и должностные лица органов государственного пожарного надзора, в соответствии с компетенцией организуют и проводят мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, в соответствии с ежегодно утвержденной программой профилактических мероприятий, в формах правового просвещения и правового информирования. В то время как, права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей защищены  Федеральным законом от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля».

Частью 1 статьи 8.2 Федерального закона  от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля» также определен порядок мероприятий по профилактике, лишь в формах правового просвещения, а именно:

1) обеспечение размещения на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида государственного надзора, муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора, муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;

2) осуществление информирования  юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного надзора, органы муниципального контроля подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;

3) обеспечение регулярного, но не реже одного раза в год, обобщения практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного надзора, муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;

4) выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В данной связи, в рамках реализации внутренней политики государства по снижению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, а также учитывая риск-ориентирование, считаю необходимым на законодательном уровне наделить должностных лиц органов федерального государственного пожарного надзора правом организовывать и осуществлять профилактическую работу, по мимо правового просвещения и правового информирования, на объектах защиты, относящихся к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.

С целью совершенствования законодательства и обеспечения пожарной безопасности предлагаю:

1. Включить в состав отдела надзорной деятельности профилактический состав, для осуществления профилактической работы, либо наделить должностных лиц органов федерального государственного пожарного надзора правом организовывать и осуществлять профилактическую работу, помимо правового просвещения и правового информирования, на объектах защиты, согласно категориям риска.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // СЗ РФ. - 1994. - № 35. – ст. 3649.;
2. Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ. - 2008. - № 52. – ст. 6249.;
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 года № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» // СЗ РФ. - 2012. - № 17. – ст. 1964.;
4. Федеральный закон от 23.05.2016 года №  141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2016. - № 22. – ст. 3089.;
5. Приказ МЧС России от 30.11.2016 года № 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), дата опубликования 16.01.2017 г., номер опубликования 0001201701160048;
6. Указ Президента РФ от 01.01.2018 года № 2 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) дата опубликования 04.01.2018 г., номер опубликования 0001201801040011;
7. Обзор правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России. Ответы на наиболее актуальные вопросы организации и осуществления надзорной деятельности МЧС России от 11.09.2019 года // КонсультатнтПлюс.