Реинжиниринг бизнес-процесса закупок на малом промышленном предприятии
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(107)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(107)
Реинжиниринг бизнес-процесса закупок на малом промышленном предприятии
Аннотация. В данной статье обоснованно, что для современного развития промышленного предприятия, огромное внимание должно уделяться методу управления закупок, как основы рациональной организации производственных процессов, особенно на промышленном предприятии. При этом были выявлены недостатки существующего метода закупок, приняты решения по устранению данных недостатков, предложен процессный подход к управлению закупками с созданием основных ценностей.
Ключевые слова: моделирование, бизнес-процесс, управление закупками, процессный подход, процессы производства.
На фоне увеличение заказов происходит интенсивный рост производства деталей, при этом процесс подготовки производства остается почти неизменным. В результате разрыв между подготовкой производства и самим производством растет, что неблагоприятно сказывается на эффективности совокупности процессов проектирования и изготовления конечного продукта.
Очень часто предприятие функционирует в условиях ограниченного наличия материальных и денежных ресурсов, именно поэтому необходимо разрабатывать бизнес-модели для изучения показателей. Такие модели позволяют оказывать влияние на управление хозяйственной деятельностью, учитывая разносторонние факторы, характеризующие эффективность управления и уровень доходности. В результате моделирования отдельных процессов деятельности предприятия, менеджмент получает актуальную информацию, необходимую для принятия решения. Именно поэтому для повышения эффективности управления предприятием важно разрабатывать и применять моделирование бизнес-процессов [1].
При моделировании бизнес-процессов промышленного предприятия необходимо знать, какие БП присутствуют в организации. Основные бизнес-процессы представлены на рисунке [2].
Рисунок. Основные бизнес-процессы на промышленном предприятии
Целью промышленного предприятия, как и любого другого предприятия, является получение прибыли. Деятельность и развитие промышленного предприятия зависит от дохода, который приносят продажи услуг компаниям и физическим лицам. Таким образом для поддержания деятельности организации необходимо контролировать объем закупок и наладить работу с клиентами. Поэтому на сегодняшний день основной задачей директора промышленного предприятия является управление процессом взаимодействия с клиентами, так как именно данный процесс является одним из ведущих бизнес-процессов организации.
Как показано на рисунке, на основные бизнес-процессы (в рамках данной статьи, таким бизнес-процессом является «процессы закупок») влияют бизнес-процессы управления, а также обеспечивающие бизнес-процессы.
К процессам управления промышленного предприятия относятся такие процессы как:
- стратегическое управление;
- управление маркетингом;
- управление персоналом;
- управление качеством;
- управление финансами.
К обеспечивающим БП относятся: Административно-хозяйственное обеспечение, ИТ-обеспечение и связь, обеспечение безопасности, юридическое обеспечение.
Однако наибольшее воздействие на развитие и достижение поставленной цели компании оказывают все же основные бизнес-процессы. Именно поэтому очень важно правильно моделировать БП с точки зрения управления предприятием.
Моделирование БП позволяет любому предприятию перейти из состояния «как есть» в состояние «как должно быть». Под состоянием «как есть» понимается текущее состояние процессов, анализ которых позволяет обнаружить проблемы и разработать варианты их решения. Оптимизируя проблемные бизнес-процессы, предприятия переходят из состояния «как есть» в состояние «как должно быть». Суть моделирования выражается через подпроцессы и описывается в виде отдельной схемы бизнес-процесса определенного уровня. Такая модель помогает понять как устроена работа, регламентировать и зафиксировать порядок ее исполнения [3].
Одной из проблем, возникающих в процессе моделирования БП промышленного предприятия, является то, что данная организация не может рассматриваться в качестве единичного элемента. Компания характеризуется сложностью и динамичностью структуры, взаимодействием компонентов на большой территории, которые в совокупности составляют единое целое. Поэтому при моделировании БП организации очень важным аспектом является учет всех составляющих компонентов.
На сегодняшний день, сложность в традиционных методах моделирования (эконометрика, прогнозирование, методы оптимизации) заключается в поиске данных. При этом сложность в использовании современных программных продуктов заключается в поиске специалиста в данной области, так как не все руководители компетентны в данной сфере.
Одним из способов решения указанных проблем может стать применение процессного подхода при моделировании основных БП промышленного предприятия, как эффективного инструмента для решения основных задач. Именно данный подход позволит выявлять недостатки производственных и экономических систем как на этапе их проектирования, так и в процессе функционирования, а также совершенствовать существующие системы за счет обнаружения узких мест и неэффективных процессов.
Эффективное управление промышленным предприятием начинается с оценки систем производства, существующей на сегодняшний день в сложившейся организации. Данная оценка позволит руководителю увидеть что в организации уже соответствует современным требованиям качества, а что необходимо улучшать. Внедрение в предприятие системы контроля закупок позволит выстроить все бизнес-процессы организации на постоянный поток, и перейти на процессное управление.
Рассмотрим главные преимущества внедрения процессного подхода в построение бизнес-моделей промышленного предприятия.
1. Процессное управление закупками в организации позволит более точно определить необходимое количество закупки сырья для производства, а также поможет отслеживать их количество и автоматически составлять заказ на закупку. Однако нагрузит функционал сотрудника предприятия.
Например, сотрудник склада занимается не только отгрузкой сырья, но и обязан вести учет его количества, с последующей записью в системе, т.е. принимать участие в планировании закупок металла.
2. Процессный подход позволяет четко определить результат выполнения каждой функции по процессу и показатели результативности процесса, что благоприятно сказывается на эффективности совокупности процессов проектирования и изготовления конечного продукта.
Одной из целей каждого процесса является удовлетворение современным требованиям производства. В промышленном предприятии помимо удовлетворения требованиям качества изделия, необходимо учитывать требования клиента. Таким образом, формируются постоянные клиенты на предприятии.
3. Процессное управление позволяет выстроить взаимосвязи между процессами и участниками этих процессов.
Несмотря на преимущества процессного подхода, организация имеет ещё одну сложность при моделировании БП, а именно обширный список бизнес-процессов, осуществляемых в организации. Как было отмечено выше, одним из основных бизнес-процессов промышленного предприятия является «процесс закупок». Данный процесс является основной цепочкой создания следующих бизнес-процессов, которые приводят к достижению поставленной цели организации.
Основной процесс в компании описывает все виды деятельности, осуществляемые организацией для производства продукта. Для успешного функционирования, организация должна определять и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая в целях преобразования выходов во входы, может рассматриваться как процесс. Для того, чтобы совместить возможности управления закупками организации и работой с клиентами, можно использовать готовые программные решения. Программный продукт позволяет автоматизировать задачи оперативного и управленческого учета, анализа и планирования торговых операций, бизнес-процессы организации и механизмы взаимоотношений с клиентами, что помогает организовать эффективную работу всех отделов организации, в том числе отделов закупок, сбыта, маркетинга, логистики, сервисного обслуживания и службы качества. Применение в организации системы процессов, наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов, направленный на получение желаемого результата, могут быть определены как «процессный подход» [4].
Процессный подход позволит более эффективно решать задачу мониторинга и измерения процессов, которая является ключевой в управлении качеством, за счет более четкого выделения основных задач и процессов и определения их ценности.
Таким образом, был рассмотрен метод моделирования бизнес-процессов с точки зрения производства на предприятии. Были выявлены недостатки метода и предложен варианты решения, который наиболее всего адаптированы к моделированию основного производства промышленного предприятия.
С помощью правильной организации и четкого планирования всех процессов можно решить описанные ранее задачи разработки концепций и технический заданий для построения условий и внедрения более совершенной информационной системы в промышленном предприятии, реинжиниринга бизнес-процессов в данной сфере, а также введения новых систем управления качеством. Используя данный подход можно более эффективно использовать ресурсы и более точно прогнозировать результат, что поспособствует развитию промышленного предприятия.