Статья:

Особенности развития гастрономического туризма в России и за рубежом

Конференция: XLV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Никулина М.А. Особенности развития гастрономического туризма в России и за рубежом // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/15(45).pdf (дата обращения: 14.05.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 273 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности развития гастрономического туризма в России и за рубежом

Никулина Мария Александровна
студент, Нижневартовский государственный университет, РФ, г. Нижневартовск
Патрахина Татьяна Николаевна
научный руководитель, канд. филос. наук, доцент, Нижневартовский государственный университет, РФ, г. Нижневартовск

 

Актуальность настоящего исследования определяется, прежде всего, тем, что в последнее время наблюдается следующая тенденция: национальная кухня непосредственно связана с культурными ценностями территории. Кухня рассматривается в качестве одного из источников знакомства с национальными традициями и является отличительной чертой страны. Международный гастрономический туризм как область предпринимательской и экономической работы – это сфера, где четко выражаются особенность, специфичность и масштабность современных процессов глобализации, оказывающих колоссальное воздействие на политическую деятельность в сфере туризма, экономики и коммуникации.

Стоит отметить, что изучение данного направления началось еще в XX веке. Термин «кулинарный» был впервые использован доцентом кафедры народной культуры в государственном университете Bowling Green (Боулинг Грин, США) Люси Лонгом [2].

В 2003 году, благодаря Эрику Вульфу, была основана Международная ассоциация гастрономического туризма (The International Culinary Tourism Association). Миссия данной организации звучит следующим образом: «Помогать людям, обществу и предприятиям развиваться путем налаживания взаимовыгодных отношений, основанных на всеобщем интересе к еде и напиткам», «еда – это квинтэссенция нации, ее характера и истории». Ассоциация выступает за возможность человека познавать культуру страны через ее национальную кухню.

В 2006 году был создан Международный институт кулинарного туризма, курирующий образовательные и учебные компоненты программ Международной ассоциации гастрономического туризма [5]. Ансельм Брийа-Савари – французский общественный деятель – депутат, мэр и судья поставил гастрономию на научную основу. Он описал основы рационального питания, разработал нормативные правила гастрономии, ввел в бытовой обиход понятие «вкус». Его современник Антоним Карем, который до этого продолжительное время работал в России, впервые указал на роль химии в кулинарии и ввел такой естественный термин, как «точные весовые дозировки в рецептах блюд» [4].

В 2012 году произошла замена термина «кулинарный туризм» на понятие «гастрономический туризм». Это произошло вследствие того, что большая часть американцев, по результатам проведенного исследования Международной ассоциацией гастрономического туризма, считали, что данный вид туризма доступен только лишь элите общества.

Окончательное оформление «гастрономии» в разряд научной дисциплины произошло уже в XXI веке, в это время во Франции был создан первый в мире гастрономический институт [6, c. 47].

Обращаясь к российской науке, отметим, что Словарь Даля определяет слово «гастрономия» как поварское искусство, а «гастроном» – это «тонкий едок, сластоежка, лакомка, любитель вкусно поесть» [11].

Сегодня гастрономический туризм – это путешествие по странам и континентам для знакомства с особенностями местной кухни, кулинарными традициями, с целью отведать уникальные для приезжего человека блюдо или продукт [3].

Большую роль в развитии гастрономического туризма сыграла World Food Travel Association (WFTA) – некоммерческая и неправительственная организация, лидер на рынке продовольственного туризма. Организация находится в авангарде формирования данного типа туризма, обладая современными ресурсами для продвижения еды, напитков, путешествий, а также гостеприимства и для профессионалов СМИ.

В России аналогичная организация появилась в 2015 году – это Ассоциация гастрономического туризма России (АГТР). На сегодняшний день это единственная в нашей стране организация, которая профессионально развивает в России гастрономический туризм как новое и перспективное направление.

Почетное место гастрономии отводят и авторитетные международные организации. Так, ЮНЕСКО внесло мексиканскую кухню, средиземноморскую диету и французскую кухню в список всемирного нематериального культурного наследия. ЮНЕСКО проводит конкурс, определяя лучший гастрономический город [7].

В России гастрономический туризм находится на начальной стадии развития. Андрей Парамонов – президент Национальной ассоциации гастрономического туризма считает, что это направление обладает большими возможностями и имеет долгосрочные перспективы развития [13]. Отечественные исследователи в данной области, а именно Е.Л. Драчева, Т.Т. Христов, Ю.Г. Трабская выделяют многие регионы России, обладающие гастрономическим потенциалом.

На сегодняшний день объектами кулинарного туризма, притягивающими интерес международных туристов, считаются:

  • страны с всемирно известной кухней (Италия, Франция, Турция, Таиланд, Мексика);
  • регионы, известные продуктами, производимыми на данной территории (во Франции это территории, входящие по производству молочных и кисломолочных продуктов (сыр): Bleu des Causses, Brie de Meaux, Charolais, Roquefort;
  • города, предоставляющие различные виды кухонь (Лондон, Париж);
  • предприятия, известные своей кулинарной продукцией (например, самая большая в мире фабрика по производству шоколада Alprose в Швейцарии);
  • образовательные организации, предоставляющие услуги по гастрономическому направлению (широко известная в мире сеть школ и институтов в области гостеприимства, кулинарии и гастрономии «Le Cordon Bleu»);
  • кулинарные мероприятия (например, всемирно известные гастрономические мероприятия: ярмарка трав и меда в Испании (Fira De Sant Ponc De Barcelona), фестиваль изысканной кухни в Таиланде (World Gourmet Food Festival) [8].

На сегодняшний день Швеция начала продвигать себя как один из центров гастрономического туризма. Страна начала формировать свой гастрономический бренд с помощью инновационного проекта «Швеция – новая кулинарная нация», продвигаемого через офисы компании VisitSweden, находящихся в 12 странах мира [9].

Среди Европейских стран первое место занимает Италия. Одна из самых любимых и распространенных в мире, итальянская кухня имеет много поклонников. Италия – родина таких блюд, как пицца, паста и ризотто. Трудно найти человека, который не пробовал легендарный десерт – тирамису и итальянское вино.

Второе государство ЕС – это Франция. Понятие «высокой кухни» во Франции возникло не случайно. Местные жители относятся к приготовлению пищи с особым влечением, уделяя интерес аромату, вкусу и виду блюд [1].

Исследование, проведенное в 2016 году Food Travel Monitor, доказывает, что 93% путешественников теперь могут считаться «food travelers» (пищевыми путешественниками). К ним относятся те люди, которые участвовали в фестивалях о еде или напитках, либо посетили кулинарную школу, приняли участие в гастрономическом туре.

Общественный интерес к гастрономии неуклонно растет, в конечном итоге превращая гастрономический туризм в новую глобальную тенденцию, еще более подпитываемую бесчисленным количеством уникальных кулинарных впечатлений, размещенных на сайтах социальных сетей. В отличие от обычного туризма, гастрономический туризм фокусируется на местном кулинарном опыте – это уникальные продукты питания и напитки.

Отметим, что сегодня определенную роль в повышении интереса и энтузиазма в области питания играют социальные сети. Гастрономический туризм пользуется большой популярностью среди блогеров, которые делятся своим опытом в области питания на сайтах социальных сетей, таких как Facebook, Twitter, Instagram и YouTube. Маркетологи могут приобрести дополнительное продвижение, организуя такие мероприятия, как праздник на рынке или пивные фестивали, и предлагая блогерам делиться опытом в социальных сетях. Кроме того, недавнее исследование, проведенное Всемирной туристской организацией ООН с участием членов-партнеров, работающих в различных секторах, показывает, что кулинарные мероприятия являются наиболее популярным туристическим продуктом, за ними следуют кулинарные курсы и семинары, а также продовольственные ярмарки, освещающие местные продукты. Подобное исследование также показывает, что организация мероприятий является наиболее часто используемым маркетинговым и рекламным инструментом, за которым следуют брошюры и реклама.

Текущие тенденции пищевого туризма включают в себя продукты питания блоггеров и продуктов питания Instagram фото, видео, обзоры и рекомендации. Food photography – одна из самых популярных форм сообщений Instagram наряду с модой и фотографией. Популярные хештеги, связанные с едой на Instagram, такие как #foodie, #foodporn и #nom имеют более 20 миллионов изображений. Пользователи, которые делятся своим опытом, в конечном счете, получают тысячи подписчиков, привлекая внимание к местам, которые они посетили, способствуя узнаваемости бренда. Кроме того, #travel хештег также имеет множество кулинарных постов. Поэтому фотосъемка еды способствует развитию гастрономического туризма.

Другая стратегия заключается в том, чтобы заручиться помощью влиятельных людей в социальных сетях, в частности, блогеров которые рекламируют продукты питания. Некоторые блоггеры еды имеют массивный онлайн, который способствует увеличению публикуемости гостиницы или ресторана. Social media examiner опубликовал отчет о маркетинге в социальных сетях в 2016 году, который показывает, что 37% маркетологов считают визуальный маркетинг наиболее значительной формой контента. Кроме того, социальные сети, такие как Instagram и Snapchat, которые в основном охватывают визуальный контент (фотографии и видео), могут рассматриваться как инструменты для использования в визуальном маркетинге [10].

Еще одним популярным продуктом гастрономического туризма является кулинарный класс и мастер-классы. Кулинарные сессии довольно распространены в ряде стран, включая Японию, Францию и Италию, где туристы могут посетить местные деревни или сады для сбора ингредиентов, а затем готовить блюда с нуля в сопровождении местных жителей. Это совершенно новый кулинарный опыт туризма, поскольку это не то же самое, что смотреть кулинарные шоу по телевизору дома, а это подлинный опыт в месте, где произошла определенная кухня [12].

Поскольку еда является неотъемлемой частью культурного опыта, некоторые считают, что гастрономический туризм играет важную роль в продвижении маркетинга. Для блогеров интернет является основным источником информации, а также вдохновения. Отели и туристические агентства могут разработать соответствующий контент в рамках своей маркетинговой стратегии. Например, Австралия имеет свою собственную страницу Instagram, которая фокусируется на всех местных достопримечательностях и кулинарных точках. Следовательно, туристы могут тщательно планировать, какие места посетить и какую еду или напиток попробовать [10].

Таким образом, можно сказать, что кулинарные программы очень популярны, как на телевидении, так и в интернете. От хлебопекарных шоу до профессиональных конкурсов и программ путешествий по еде, они знакомят зрителей с различными и захватывающими культурами еды и напитков. Это вдохновляет людей, чтобы путешествовать и изучать местные кулинарные традиции.

Кулинарное путешествие в настоящее время приобретает все большую популярность и может стать альтернативой пассивному отдыху. Это не только путешествие по странам, но и возможность побаловать себя уникальными продуктами, которые не встретишь в своей стране.

 

Список литературы:
1. Анализ развития гастрономического туризма в мире [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studbooks.net/714479/turizm/analiz_razvitiya_gastronomicheskogo_turizma_mire (дата обращения: 20.04.2019).
2. Возможность развития гастрономического туризма в Приволжском федеральном округе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/sport/00792158_0.html (дата обращения: 20.04.2019).
3. Гастрономический туризм. Калининград. Ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kaliningrad.ru/news/. (дата обращения: 20.04.2019).
4. Гастрономия как искусство и наука. СпецТур – информация о самых разных видах туризма по интересам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spectours.ru/cooking/cooking-toors/gastronomiya.htm (дата обращения: 20.04.2019).
5. Драчева Е.Л. Гастрономический туризм: современные тенденции и перспективы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://futureruss.ru (дата обращения: 21.04.2019).
6. Драчева Е.Л., Христов Т.Т. Гастрономический туризм: современные тенденции и перспективы // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gastronomicheskiy-turizm-sovremennye-tendentsii-i-perspektivy (дата обращения: 21.04.2019).
7. Зеленская Е.М. Гастрономический компонент в индустрии туризма // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gastronomicheskiy-komponent-v-industrii-turizma (дата обращения: 21.04.2019).
8. Общие тенденции развития гастрономического туризма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vuzlit.ru/289497/razvitie_gastronomicheskogo_turizma_raznyh_stranah (дата обращения: 21.04.2019).
9. Опыт развития гастрономического туризма в России и за рубежом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studwood.ru/2486327/turizm/opyt_razvitiya_gastronomicheskogo_turizma_rossii_rubezhom (дата обращения: 21.04.2019).
10. Рост продовольственного туризма: как продовольственный туризм может стимулировать гостиничный и туристический бизнес [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.millionmetrics.com/food-tourism/ (дата обращения: 21.04.2019).
11. Толковый словарь Даля онлайн [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.slovardalja.net (дата обращения: 21.04.2019).
12. Что такое пищевой туризм? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.worldfoodtravel.org/cpages/home (дата обращения: 21.04.2019).
13. Шпенькова К.С. Условия развития гастрономического туризма в России и в мире // Концепт. 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-razvitiya-gastronomicheskogo-turizma-v-rossii-i-v-mire (дата обращения: 21.04.2019).