Статья:

Специфика развития медиахолдингов на российском рынке через призму актуальных вопросов регионального телевидения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(107)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Набиев А.В. Специфика развития медиахолдингов на российском рынке через призму актуальных вопросов регионального телевидения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 14(107). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/107/69214 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Специфика развития медиахолдингов на российском рынке через призму актуальных вопросов регионального телевидения

Набиев Андрей Вячеславович
магистрант Института финансов, экономики и управления, Департамента магистратуры бизнес-программ, Тольяттинский государственный университет. РФ, г. Тольятти

 

Аннотация. Медиабизнес в России во основном стал формироваться с конца 20 века. Определились наиболее крупные холдинги в медиаиндустрии страны. Региональные телерадиоресурсы во многом зависят от федеральных СМИ, но развиваются по своим законам, со своей спецификой. Выявлено, что, чем крупнее холдинг, тем больше у него влияния и охват уникальных пользователей. Медиабизнес с гос. участием в наиболее выигрышной позиции в данный момент, но здесь есть ньюанс свободы слова, особенно в регионах, которые так зависят от указки Москвы.  Такие холдинги получили право пользования «21 кнопкой» - и это их шанс. Журналистика и иные службы телерадиокомпаний в регионах должны сохранять свой особенный колорит, так как только в таком векторе развития они остаются близки и понятны своему региональному пользователю, а, значит, и востребованы им.

 

Ключевые слова: СМИ, информационные технологии, медиахолдинг, региональное телевидения, специфика районного вещания, телерадиокорпорация, российский медиабизнес, региональная журналистика.

 

Одним из важнейших факторов повышения эффективности деятельности компании является ее оптимальная конкуренция на профильном рынке путем анализа хозяйственной деятельности компании и рассмотрения потенциального клиента для организации развития. Производство услуг теле - и радиосвязи рассматривается в современных условиях, с учетом тенденции глобализации экономики, как очень важное условие обеспечения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Развитие уровня и качества теле-радио-служб наиболее характерно для работы компании по развитию информационных технологий. В условиях неценовой конкуренции и рынка именно качество широкого спектра услуг является главным фактором успеха.

Политика трансформации, которая началась в Советском Союзе в 1990-е годы, выдвинула ряд вопросов, связанных с ролью и развитием средств массовой информации в нашем обществе. Формирование новых политических и экономических отношений автоматически не обеспечивает их устойчивого развития. Хотя законодательный приоритет функции средств массовой информации определен, этого недостаточно для построения коммуникационной системы, отвечающей требованиям современного демократического общества. Одной из проблем, возникающих в этом контексте, является недостаточное осознание российским медиа сообществом специфики современного информационного рынка, особенностей деятельности СМИ, как социально ориентированной организации, способной отражать интересы группы аудитории и обеспечивать эффективную коммуникацию власти и общества. А на равном уровне проблема заключается в развитии самой прессы, анализе и уровне прессы, которые снижаются в силу объективных и субъективных причин.

Эти проблемы проявляются и на региональном уровне. Поэтому очень важно изучить успешный опыт корпоративных коммуникаций, где сочетаются стабильные отрасли экономики и внедрение профессионального руководителя.

Российский медиабизнес развивался в целом по западному сценарию. Так, с конца 20 века произошла сильная консолидация рынка и появились крупнейшие медиахолдинги России. Консолидация рынка приводит к появлению крупных и очень крупных компаний. Именно так создаются компании, а также медиахолдинги, созданные в сфере массовых коммуникаций. Это крупная компания, объединившая под одним управлением ряд медиаплатформ, это особая форма управления, которая включает в себя конкретную управляющую компанию и другие виды бизнеса. Компания обычно владеет контрольным пакетом акций в зависимости от организации и, таким образом, может принимать важные стратегические решения. Однако подчиняемый филиал обычно сохраняет свободу выбора редакционной политики и стратегии своего развития.

Основной причиной возникновения холдинга является необходимость выживания во все более конкурентной среде. Считается, что в истории, первые медиахолдинги в России появились сто лет назад, когда начал формироваться медиарынок. Однако реальные масштабы объединенного процесса развития медиарынка пришлись на конец 20 века. На волне реформ появилось большое количество СМИ, они выросли естественным образом, многие люди занялись политикой. Но к концу 20-го века наметилась тенденция общения, и это закономерно приводит к появлению людей, начавших скупать небольшие медиа. Существует необходимость развития и повышения прибыльности, что привело к сосредоточению внимания на медиабизнесе. К началу 21 века формируется ландшафт российской медиаиндустрии.

Сегодня в России нет базы статистических данных, которая позволила бы нам понять, сколько СМИ существует на внутреннем рынке. Около 79 % населения выбирают интернет главным источником информации, но телевизионные платформы не сдают своих позиций и борются за молодую аудиторию. Бумага явно идет на спад, но они постепенно переходят на цифровые носители информации. Крупнейший медиахолдинги России знают изменения от источника к источнику, владеющему средствами массовой информации: как цифровыми, так и телевизионными. Некоторые люди сосредотачиваются на электронных средствах массовой информации, а другие - на телевидении и радио. По разным оценкам, львиную долю рынка занимают 8-10 игроков, а остальное приходится на региональные медиахолдинги и персональные медиа.

Нам известны такие крупные медиахолдинги как, ВГТРК, «Газпроммедиа», «Национальная медиагруппа», медиаимперия А. Усманова, а также такие компании, как «Актион-МЦФЭР» - самая крупная сеть в области профессиональной коммуникации, компания «Hearst Shkulev media», которой принадлежат сайты журналов "ELLE Girls", "Maxim", "Mary Claire", ну, и «Комсомольская правда». Самые крупные местные игроки на региональном уровне - это «АС Байкал», «Дон Медиа», «ТНВ Планета», «Моя Удмуртия», «Москва Медиа» и др. Каждый регион России переживает постепенную консолидацию медиабизнеса, так как существование независимых СМИ становится все более затруднительным.

Ежегодно в России проводится более десяти различных конкурсов и фестивалей для региональных СМИ и региональных журналистов. Уже одно это позволяет говорить о том, что иерархия между федеральными и региональными СМИ достаточно велика, а значит, и конкретные детали работы отличаются, но телевидение именно в этой области становится самостоятельным объектом, а значит, и предметом изучения. Давайте порассуждаем, как журналист, работающий в регионе, сильно отличается от своего коллеги из Москвы? На всех фестивалях и конкурсах каждый раз яркие дискуссии на эту тему. Специалисты в этой области говорят на эту тему и дают свою оценку. Например, вот что отмечает известный руководитель Российского центра "Практика" руководитель Нина Зверева: "Когда смотришь районное телешоу, то невыносимо грустно видеть, как в этом районе демонстрируется погоня за внешним блеском столицы. Ведущие - девушки на экране всегда аля митковы или сорокины, молодые люди высокомерны, если вам нравится стиль Парфенова, то местные "остроумные" шендеровичи, которые, правда, говорят очень мало. Они ничего не объясняют людям, они ничего им не говорят, потому что их больше всего интересует их собственный образ. Нина Зверева сказала, что журналист должен быть ближе к народу, быть другом, объяснять сложное. Иногда неопрятная одежда на ведущем гораздо полезнее, чем наносная московскость.  

Региональные журналисты часто копируют московских журналистов без разбора, например, Е. Андреев ведущий крутого Первого канала… Все ведущие вдруг отращивают волосы и завязывают их в пучок на затылке, даже не задумываясь о том, что подобные эксперименты возможны только при идеальной форме лица и абсолютной его правильности. И результатом этого является потеря собственного лица. Многие журналисты из ведущих мегаполисов считаются эталонными. У каждого журналиста есть чему поучиться, и это главное - учиться, а не копировать образ. Потому что это образ журналиста, который формируется под влиянием его собственного окружения.

Опыт фестивалей доказывает, что скопированная форма федерального канала ведет в тупик, потому что это искажает посыл автора программы для местной аудитории. В то же время трудно сказать, легче ли работать региональным тележурналистам или наоборот. Есть такой узкий термин – провинциальный снобизм: мол, мы такие же крутые, как в Москве, но нам негде развернуться, нет денег как таковых, начальство тупое. Это же самообман! Нагрузка за несколько минут на областное телевидение действительно выше, но требования к качеству работы значительно ниже. И там, как правило, нет никакой конкуренции. На центральном телевидении журналисты борются за возможность выйти в эфир, облизывая каждый сюжет, всегда чувствуя жар противников за спиной, которые готовы занять свободное место уже завтра. Все это требует больших усилий и постоянной работы, их профессионального соответствия. В этом рассуждении Нина Зверева точно охарактеризовала ситуацию сегодняшних журналистов в регионе. Успех и неудачу журналиста можно сравнить с желанием самого себя и нежеланием оттачивать свое мастерство, а не материально поддерживать свою телестудию.

Так в чем же собственно и заключается разница между центральным и региональным телеканалом? В профессиональном плане требования схожи: учитывая пользу аудитории, умение работать в кадре, говорить в образах, находить тему и героя, предлагая разные точки зрения, выбирая правильный тон и быть в современном стиле. Но применение этих знаний на практике, да и повседневное существование журналиста в регионе и в Москве все-таки очень разные.

Нам думается, что первое и главное отличие сотрудников регионального телевидения - это знать свою аудиторию и рассчитывать на нее. Местный журналист, успешный только тогда, когда он представляет жизнь и проблемы своей области и менталитет своей аудитории.

Журналист на федеральном канале – работает для абстрактного, размытого зрителя. Он должна иметь общее представление о российском обществе, проблемах страны, настроениях нации, ее чаяниях и потребностях.

Региональный журналист, должно быть в поле, поменять фокус внимания: жизнь в регионе должна интересовать его больше, чем события в стране и за рубежом.

Работа отличается по всем параметрам освещения жизни. Например, по загруженности. Репортер районного телевидения должен сочетать в себе качества ведущего программы и репортера новостей, а иногда и одновременно вести утренний канал. В профессиональных сообществах часто спорят о том, что ведущий телевизионных новостей может представить свой сюжет. Законы индустрии говорят: нет, их не может быть два. Не путайте зрителя. Но в жизни все бывает по-другому. Когда три человека делают новостную программу, один из них не может быть пророком, а другой не может постоянно появляться с микрофоном в разных местах. Нина Зверева считает, что сюжет новостной программы приемлем только тогда, когда это основной сюжет выпуска и он был представлен зрителям как главный.

Кроме всего прочего, журналист в регионе должен работать над своим имиджем и стилем самостоятельно. На центральных телеканалах все проблемы решает руководство канала. Поэтому, пожалуй, и идет повтор стиля московских звезд. Корреспондент Центрального канала, как правило, ведет тему: военную, парламентскую, культурную, социальную. Районный журналист вынужден участвовать во всех тех темах, которые ему поручены. Москвич меньше зависит от правительства, чем областной журналист, и гораздо больше зависит от аудитории из-за того, что центральный канал больше ориентирован на рейтинги. Региональный телевизионный репортаж в этом смысле более уязвим, потому что мало кто интересуется реальными рейтингами на местах. Комментарии матери мужа или жены мэра небольшого поселка имеют большее значение для местных каналов!

Региональное телевидение в основном выполняет информационную функцию и функцию общества, призванного помочь жителям российских городов приобщить себя и свою жизнь к жизни своего района. Только местное телевидение может увидеть основные события, знакомит с историей, современными проблемами, сталкивается с событиями города и области. Ни один федеральный канал не поможет зрителям осознать, что они являются жителями своего города, понять, как их район взаимодействует с другими людьми, или рассказать им о проблемах, которые им ближе всего. Главным свойством регионального канала является освещение жизни в регионе."

Вступая в договорные отношения с сетевым партнером, общенациональным сетевиком, оператор местной телекомпании сначала теряет свою независимость, затем свою идентичность, а в конечном итоге и свою аудиторию. Существует точка зрения, что региональное телевидение, как самостоятельный бизнес и как вид редакционной деятельности в России, переживает сложный период. Более того, некоторые аналитики считают, что "это не просто временный отказ, но в конце концов многие региональные телеканалы в России больше никогда не создадутся.

Предстоящяя цифровизация ТВ волнует многих телевизионных деятелей, практиков и профессионалов. По мнению многих, единственный выход из сложной ситуации для региона и региональных телекомпаний по трансляции собственной программы вещания заключается в том, чтобы выйти на первую общероссийскую планку собственного стопроцентного вещания. "Если этого не произойдет, то все 86 регионов останутся без собственного регионального вещания, что, по сути, является катастрофой... А для муниципалитетов просто нет решения - никто всерьез этот вопрос не поднимает и не говорит, хотя проблема очень важная.

Последняя точка в процессе утраты своей независимости и самостоятельности местного телеканала и, в целом, существования регионального телевидения будет поставлена в эфир предстоящей оцифровкой 2018 года.

Заметим, что общественность (зрители, читатели) все еще не готова сказать, что им нужна свободная и независимая газеты и электронные СМИ. Не все люди готовы голосовать за него рублем. Позиция такова: есть независимые СМИ хорошо, если нет, то нет, что делать? В то же время мы вряд ли можем говорить о неплатежеспособности населения. Скорее всего, речь может идти об отсутствии качественного продукта и, возможно, разочаровании в роли прессы. Многие журналисты также не заинтересованы в свободе слова. Одни понимают, что их работа-служить государству, другие опираются на ряд привилегий от государства или бизнеса, третьи не хотят конфликтов, а третьи просто не умеют ничего делать, кроме как писать по заказу.

Обычно, когда у журналиста возникает вопрос, писать ли правду, создавать конфликт или молчать, он предпочитает молчать. В то же время, просто думать по какой-то причине приводит к конфликту и этическому, или физическому ущербу? Итак, прежде всего, нам нужно поговорить о проблеме самоцензуры.

Многие журналисты выбирают трижды перестраховаться, чтобы их ненароком никто неправильно не истолковал. В регионе зарегистрировано всего несколько судебных процессов, касающихся прессы или случаев давления на средства массовой информации. Причем это говорит не об отсутствии таковых, а скорее и изоляции от полноценной медийной жизни. В целом ситуацию в прессе, к сожалению, можно охарактеризовать как конформизм и совместимость. Случаи общего давления на СМИ и журналистов очень редки. Здесь, помимо морального давления, может быть обещание каких-либо проблем в будущем в работе и в бизнесе. В общем, нежелание спорить с властями избавляет от возможных негативных последствий.

Важный момент, который не позволяет развиваться СМИ полноценно – это проблема получения информации. Многие организации имеют пресс-службы, чтобы эти службы выполняли миссию, которая была выделена для оказания помощи прессе в получении необходимой информации. Но иногда кажется, что некоторые российские пресс-службы не начинают свою работу, а иногда даже "защищают" российские журналистские организации. В то же время журналисты, как правило, не знают прав и обязанностей, налагаемых законом на СМИ. И они не получают нужной информации. Дело в том, что многие чиновники также знают о существовании закона о СМИ и правах журналистов. Получение информации от чиновника зависит, во-первых, от одобрения начальством, во-вторых, от личных знакомств с журналистами, во-вторых, от настроения и, в-четвертых, от настойчивости самого журналиста.

Незнание закона о средствах массовой информации и негативное отношение к прессе подавляло основную причину отказа в предоставлении информации. Нет ни одного случая, когда чиновника обвинили бы в том, что он не предоставил информацию, или он каким-то образом был бы наказан. Журналисты, как правило, избегают конфликтов. И в суде только в качестве ответчика.

В результате, говоря о свободе слова, надо отметить, что мир не видит очень серьезной проблемы, поскольку она лишь на вершине айсберга в череде проблем по развитию региональной прессы. Среди них это и невозможность выстроить самостоятельную грамотную финансовую политику и самостоятельно организовать стратегию медиабизнеса. Главная проблема – это страх угрозы бизнеса, как со стороны государства, так и со стороны больших компаний, и порой нет никаких шансов защитить себя законными средствами. И владельцы, и журналисты, и управление СМИ не чувствуют себя защищенными. Низкий уровень оплаты труда привел к появлению текучести кадров и резкому снижению качества профессиональности журналистов.

Пресса часто использует случайных людей, которые не могут найти иную для себя занятость. Им не нужна свобода слова, им нужна хотя бы какая-то работа. Журналистам, которые хотят работать профессионально, нужно срочно пересматривать квалификацию, они испытывают вакуум в получении знаний. Проблема кроется в общей атмосфере в стране, а также в самом журналистском мире. Совершенно невозможно представить себе такую страну, как Россия, без региональных телекомпаний. Однако вопрос регионального вещания и финансирования телевидения решается очень медленно. Первым по региональным вопросам распространения телевидения стал закон о "21 кнопке". Но и здесь есть немало трудностей.…

В качестве подведения итогов при размышлении  на данную тематику, отметим, что специфика формирования национального информационного рынка актуальна для его нелинейного, неработающего, а зачастую несогласованного развития открытой социальной системы. Значительная часть медиапространства остается вне полноценных рыночных отношений, и большая часть СМИ принадлежит государству. Оно выступает на рынке одновременно и как регулятор, и как крупнейший собственник масс-медиа. Отсюда следует возможность дальнейшей модернизации информационного рынка страны. Она основана на изучении истории формирования, анализе политических, экономических и социальных аспектов его развития. Холдинговые медиакомпании могут служить достойными ориентирами процесса модернизации региональных СМИ в стране. Выделяя структурные составляющие понятия «свобода печати», автор полагает, что именно их развитие позволяет определить основные направления, по которым теоретически и практически может пойти дальнейшая реформация отечественного информационного рынка. Значение региональной информации на современном этапе развития общества возрастает. Важными критериями информации такого рода являются локальность и близость к аудитории, предметная физико-географическая, культурно-цивилизационная, эколого-экономическая, политико-административная и правовая общность. В то же время собранные нами материалы доказывают, что региональные общественно-политические СМИ недостаточно эффективно выполняют свои функции в силу прямой зависимости от местной власти. Это неизбежно приводит к потере их роли в местном сообществе.

Альтернативный вариант развития субъектов информационного рынка демонстрируют независимые региональные медиахолдинги. Полученные в ходе исследования результаты позволяют нам утверждать, что компании такого рода обладают высоким модернизационным потенциалом. Коммерциализация в этом контексте играет исключительно положительную роль, позволяя холдинговым структурам успешно реализовывать концепцию сдвоенного рынка СМИ. Диверсификация бизнеса, замкнутый производственный цикл, наличие линейки различных нишевых продуктов представляют в совокупности чрезвычайно устойчивую и самодостаточную систему. В практике отечественных СМИ созданы действующие модели и разработаны последовательные корпоративные концепции медиахолдингов, увязывающих в единое целое идеи свободы печати, экономической независимости и охвата максимально возможной аудитории. Изучение построения независимых медиакомпаний холдингового типа открывает возможности активного тиражирования их опыта. Жизненно важным вопросом для традиционных медиа является адаптация к новым условиям медиапотребления, к конкуренции с социальными сетями за внимание аудитории. Наличие мультимедийной стратегии представляется нам обязательным элементом редакционной и рекламной политики региональных компаний.

Резюмируя, сведем рассуждения в следущий итог. Медиабизнес в России во основном стал формироваться с конца 20 века. Определились наиболее крупные холдинги в медиаиндустрии страны. Региональные телерадиоресурсы во многом зависят от федеральных СМИ, но развиваются по своим законам, со своей спецификой. Выявлено, что, чем крупнее холдинг, тем больше у него влияния и охват уникальных пользователей. Медиабизнес с гос. участием в наиболее выигрышной позиции в данный момент, но здесь есть ньюанс свободы слова, особенно в регионах, которые так зависят от указки Москвы.  Такие холдинги получили право пользования «21 кнопкой» - и это их шанс. Журналистика и иные службы телерадиокомпаний в регионах должны сохранять свой особенный колорит, т.к. только в таком векторе развития они остаются близки и понятны своему региональному пользователю, а, значит, и востребованы им.

 

Список литературы:
1. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (Закон о СМИ)
2. Федерального закон от 13.07.2015 N 257-ФЗ
3. Федеральный закон от 21.07.2014 N 264-ФЗ.
4. Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П. и др. История мировой журналистики. - Москва - Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2016. - 432 с. 
5. Быков А. Ю. Современная зарубежная журналистика: Конспект лекций. Учебное пособие. - Екатеринбург, 2016. - 118 с. 
6. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2018. 
7. Вороненкова Г. Ф. СМИ Германии // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика . - 2018. - No 5. - С. 27 - 34
8. Гуревич С. М. Экономика отечественных СМИ: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 288 с. 
9. Гуревич С. М. Экономика средств массовой информации : Учебное пособие. - М.: Издательство РИП-холдинг, 2017. - 244 с. 
10. Зверев, В.В. Методика научной работы: учеб. пособие / В.В. Зверев. – М. : Проспект, 2016. – 98 с.
11. Землянова Л. М. О процессах интернетизации медиа и медиатизации Интернета // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2016. - No 5. - С. 57 - 71 
12. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов / Я. Н. Засурский, М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова и др.; под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 259 с. 
13. Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.
14. rbc.ru
15. guberniatv.ru 
16. vk.com/trk_gubernia
17. tv.mail.ru
18. gubernia.com
19. dvbpro.ru/rejtingi-regionalnyh-kanalov-v-servise-jandeks-jefir/