Динамика налоговых поступлений
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(108)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(108)
Динамика налоговых поступлений
DYNAMICS OF TAX INCOME
Dominika Gurchiani
Student, Sochi State University, Russia, Sochi
Аннотация. в данной статье проведен анализ поступлений денежных средств в государственный бюджет в части налогообложения. Подробно рассмотрена динамика налогов и их причинно-следственные связи.
Abstract. This article analyzes the cash receipts to the state budget in terms of taxation. The dynamics of taxes and their cause-and-effect relationships are considered in details.
Ключевые слова: бюджетная система, налоговая система, налогообложение, НДПИ, НДФЛ, НДС.
Keywords: budgetary system, tax system, taxation, tax on extraction of mineral resources, personal income tax, VAT.
Доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
Материальной основой доходов государственного бюджета является национальный доход, то есть та часть, которая подлежит централизации в бюджеты различных уровней. В бюджете содержится основная часть государственных финансовых ресурсов, принимающих форму доходов бюджета.
Если доходная часть государственного бюджета превышает расходную, то формируется профицит государственного бюджета, если наоборот — дефицит.
Налоги составляют основную долю доходной части государственного бюджета стран с рыночной экономикой. Для анализа этой доли необходимо рассмотреть динамику налогов в доходной части бюджета страны за последние несколько лет. Доходы государства от налогообложения в части федерального бюджета имеют тенденцию к росту, волнообразное колебание совокупных доходов, в основном, зависит от нефтегазовых доходов федерального бюджета (Таблица 1).
Таблица 1.
Краткая информация о доходной части федерального бюджета (млрд. руб.) [2]
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Доходы, всего |
12 855,5 |
13 019,9 |
14 496,9 |
13 659,2 |
13 460,0 |
15 088,9 |
19 454,4 |
Нефтегазовые доходы |
6 453,2 |
6 534,0 |
7 433,8 |
5 862,7 |
4 844,0 |
5 971,9 |
9 017,8 |
Ненефтегазовые доходы |
6 402,4 |
6 485,9 |
7 063,1 |
7 796,6 |
8 616,0 |
9 117,0 |
10 436,6 |
Связанные с внутренним производством |
2 603,8 |
2 681,5 |
3 113,6 |
3 467,6 |
3 780,6 |
4 741,9 |
5 430,9 |
НДС (внутренний) |
1 886,1 |
1 868,2 |
2 181,4 |
2 448,3 |
2 657,4 |
3 069,9 |
3 574,6 |
Акцизы |
341,9 |
461,0 |
520,8 |
527,9 |
632,2 |
909,6 |
860,7 |
Налог на прибыль |
375,8 |
352,2 |
411,3 |
491,4 |
491,0 |
762,4 |
995,5 |
Связанные с импортом |
2 446,8 |
2 418,0 |
2 474,3 |
2 404,4 |
2 539,6 |
2 728,6 |
3 211,5 |
НДС (на ввозимые товары) |
1 659,7 |
1 670,8 |
1 750,2 |
1 785,2 |
1 913,6 |
2 067,2 |
2 442,1 |
Акцизы (на ввозимые товары) |
53,4 |
63,4 |
71,6 |
54,0 |
62,1 |
78,2 |
96,3 |
Ввозные пошлины |
732,8 |
683,8 |
652,5 |
565,2 |
563,9 |
583,2 |
673,0 |
Прочие |
1 352,7 |
1 386,4 |
1 475,2 |
1 924,6 |
2 295,8 |
1 646,5 |
1 794,2 |
За период 2012 -2018 годов доходы, связанные с внутренним производством, выросли с 2603,4 млрд. руб. в 2012 году до 5 430,9 млрд. руб.- в 2018, среди которых почти в два раза увеличилась собираемость внутреннего НДС (с 1 886.1млрд. руб. в 2012 г. до 3 574,6 млрд. руб. – в 2018). Почти в 3 раза выросли сборы акцизов, при этом в 2014 и в 2015 гг. наблюдается незначительный рост и резкий скачок в 2017 году (с 632,2 млрд. руб. в 2016 до 909.6 млрд. руб. в 2017), что обуславливается ростом облагаемых объемов и изменением бюджетного законодательства (зачисление с 1 июня 2016 года акцизов на нефтепродукты в доход федерального бюджета по нормативу 12%). При этом в 2018 году замечается проседание акцизов с уровня 2017 года до 860,7 млрд. руб. (- 5,38%). Налог на прибыль за этот период заметно вырос лишь в 2017 году (762,4 млрд. руб.) и достиг рекордного уровня в 2018 году (995,5 млрд. руб.), что связано с нововведенным, как раз с 01.01.2017г., распределением налога между бюджетами: в федеральный бюджет стало зачисляться 3% от налоговой базы, а в региональные — 17%. Налоговая служба продолжает снижать административную нагрузку на бизнес. Так, в I квартале 2019 года количество выездных налоговых проверок сократилось на 36 процентов, до 2,7 тысячи (в январе - марте 2018 года было 4,1 тысячи).
Доходы, связанные с импортом, также имеют тенденцию к росту, но сами изменения незначительные вплоть до 2017 года, значительный рост наблюдается в 2018 году и достигает 3 211,5 млрд. руб. из-за увеличения ввоза импорта.
Для наглядности построим динамику доходов федерального бюджета 2012-2018гг. (График 1)
Рисунок 1. Динамика доходов федерального бюджета 2012-2018гг., (млрд. руб.)
Можно сделать вывод, что за выбранные 6 лет доходная часть бюджета только повышалась, начиная с 12 855,5 млрд.руб. они выросли до 19 454,4 к 2018 году.
Таблица 2.
Краткая информация о доходной части консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (млрд. руб.) [3]
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Доходы, всего |
8 064,5 |
8 165,1 |
8 905,7 |
9308,2 |
9 923,8 |
10 758,1 |
12 392,4 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ |
1 624,4 |
1 515,0 |
1 670,8 |
1 616,7 |
1 578,1 |
1 703,0 |
2 085,2 |
Собственные доходы, в т.ч.: |
6 440,2 |
6 650,1 |
7 234,9 |
7 691,4 |
8 345,7 |
9 055,1 |
10 307,2 |
Налог на прибыль |
1 979,9 |
1 719,7 |
1 964,0 |
2 107,6 |
2 279,3 |
2 527,7 |
3 104,7 |
НДФЛ |
2 261,5 |
2 499,1 |
2 693,5 |
2 807,8 |
3 081,5 |
3 252,3 |
3 654,2 |
Прочие |
2 198,8 |
2 431,4 |
2 577,4 |
2 776,0 |
3 047,9 |
3 275,1 |
3 548,4 |
Также необходимо проанализировать доходы от налогообложения в части региональных бюджетов. За рассматриваемый период времени собственные доходы региональных бюджетов стабильно растут (Таблица 2).
Для наглядности построим динамику доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации 2012-2018гг. (График 1)
Рисунок 2. Динамика доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации 2012-2018гг., (млрд. руб.)
Можно сделать вывод, что за выбранные 6 лет доходная часть консолидированного бюджета повышалась, также как и федерального бюджета.
Не менее важной частью рассмотрения динамики налоговых поступлений является анализ структуры налоговых поступлений. Ниже приведена структура поступлений администрируемых ФНС России доходов по уровням бюджета РФ за период 2017-2019 годов (График 3).
Рисунок 3. Структура поступлений доходов по уровням бюджета РФ (в процентах) [4]
Во-первых, стоит отметить, что совокупный доход государства с каждым годом имеет тенденцию к росту: прирост доходов в 2018 году (по отношению к доходам 2017 года) составил 22,97 %. Доля федерального бюджета превалирует и колеблется у отметки 54%.
Далее следует структура поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ за 2017 год.
Рисунок 4. Структура поступлений в консолидированный бюджет РФ за январь-октябрь 2019 года (в процентах) [5]
Наибольшую долю в доходах по данным за январь-октябрь 2019 год занимают налог на добычу полезных ископаемых (27,0%) и налог на прибыль организаций (21,0%), далее идет НДС (18,3%) и НДФЛ (16,3%) (График 4).
Причина такой большой доли НДПИ в доходах заключается в ориентированности экономики России на добычу полезных ископаемых (по большей части, жидких ресурсов – нефти и газа), а также в росте уровня цен экспорта нефтепродуктов.
Вторым по объему поступлений в федеральный бюджет является налог на добавленную стоимость. Такое явление обусловлено не падение сборов НДС, а обычным арифметическим увеличением доли НДПИ в федеральном бюджете, причина чего указана выше.