Статья:

Православная цивилизация в глобализирующемся мире

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(108)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Евтюхина А.А. Православная цивилизация в глобализирующемся мире // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 15(108). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/108/70039 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Православная цивилизация в глобализирующемся мире

Евтюхина Анастасия Александровна
студент Ульяновского государственного технического университета, РФ, г. Ульяновск

 

ORTHODOX CIVILIZATION IN A GLOBALIZING WORLD

 

Anastasia Evtyukhina

Student, Ulyanovsk State Technical University, Russia, Ulyanovsk

 

Аннотация. В статье исследуется процесс трансформации религии в контексте развития глобализационного процесса. Определены основные черты религиозной парадигмы в глобализирующемся мире. Рассмотрена проблема функционирования православия в обществе постмодерна.

Abstract. In the article explores the transformation of religion in the context of the development of the globalization process. The main features of the religious paradigm in a globalizing world have been identified. We consider the problem of the functioning of the Orthodox Church in postmodern society.

 

Ключевые слова: православие, глобализация, религиозная деконструкция, религия, постмодернизм.

Keywords: Orthodoxy, globalization, religious deconstruction, religion, postmodernism.

 

На сегодняшний день в научном сообществе не существует общепризнанного определения термина «глобализация». Понятие настолько широко, что является объектом философской рефлексии. По словам социолога У. Бека, «глобализация является наиболее употребляемым и злоупотребляемым – и наименее проясненным, вероятно, самым непонятным, запутанным, политически эффективным словом (лозунгом, оружием в споре) последних лет и останется таковым в ближайшее время» [2; 9]. Подобная неоднозначность в трактовке термина объясняется тем, что данный процесс содержит в себе две противоположные тенденции – дифференциацию и интеграцию. Интегративная сторона глобализации проявляется в растущей взаимосвязанности культур и народов человечества. С другой стороны, процесс глобализации может способствовать утрате идентичности малочисленных или коренных народов и, тем самым, их разобщению изнутри.

Рубеж XX-XXI вв. стал временем активного развития глобализационного процесса. Вслед за изменением социальной, экономической, политической систем, произошли изменения в духовной сфере жизни общества. Глобализация затронула такие важные аспекты духовного мира, как мировоззрение людей, культуру, традиции, веру. Вторжение данного процесса в религиозную сферу подчас вызывает непринятие со стороны православного духовенства.  Сегодня религия как институт является реальной альтернативой глобализму, выступая против ее унифицирующих процессов. Унификация составляет реальную угрозу существования религии как таковой: конструирование религий в единое целое ведет к потере сущности религиозного. Поэтому ни одна сфера общества не испытывает такого мощного давления глобализационного процесса, как религия. Концептуальное противостояние религии и глобализации становится очевидным: если религия, посредством нуминозного чувства (состоящего из: тайны устрашающей – лат. mysterium tremendum и тайны очаровывающей – лат. mysterium fascinans), возвышает каждого человека до уровня объекта спасения, то глобализм унифицирует – человеческая личность в ее многогранности и уникальности мешает процессу всеобщего объединения. Все, что остается за пределами глобальных процессов – уникальное, частное, личностное в глобализирующемся мире рискует быть забытым. В некоторой степени, религиозные ценности есть рудимент для глобализма. Глобализация активно способствует процессу секуляризации и постепенному размыванию христианских ценностей. В книге Г. Рормозера «Кризис либерализма» со ссылкой на Э. Трёльча автор указывает, что современное общество вступило в специфическую фазу жизни христианства. Трёльч обозначал данный этап как конец догматической эпохи. «Даже Церкви и теологи, стараясь приспособиться к духу времени, все более отказываются от христианских догм. Сегодня уже нет дискуссии о христианстве, а есть лишь различные прения. Каждый человек может найти для себя по личному вкусу из рассыпавшейся догматики христианства то, что ему нравится. Следствием распада догматики и эволюции Церкви и теологии становится утрата религией всякого влияния на политические устои и культурные взаимоотношения государства. Бог рассматривается лишь как понятие, с которым не связывается никакая действительность» [7; 226]. Имеется в виду разрушение внутренних связей, скреплявших общество.

Особенно чутко к глобализации относится православие. Реформирование иных христианских конфессий, в результате которого произошла частичная утеря многовековых традиций, убеждает православие в «стоянии в вере» и преданности традициям. Однако поиск ответа на вызовы глобализации способствует обозначению нескольких позиций. Умеренно либеральную позицию отстаивает Вселенский Патриархат в лице Патриарха  Константинопольского Варфоломея I. Диаметрально противоположной позиции придерживается Русская Православная Церковь, в том числе Московский патриархат в лице Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Если в первом случае речь идет о признании общечеловеческих ценностей как приоритета, то во втором – о приоритете догматов Церкви. Несмотря на категоричность позиции РПЦ, наблюдается ее активное участие во внутренних и внешних делах государства. Отдел внешних церковных связей при РПЦ осуществляет связи с поместными православными церквами, представителями нехристианских конфессий, правительственными, общественными организациями и учреждениями, религиозными и общественными международными организациями. Отдел внешних церковных связей учел противоречия глобализации и подготовил собственный проект – «Основы социальной концепции Русской православной церкви». Положения данного проекта можно разделить на три основных направления деятельности РПЦ в условиях глобализации:

  1. приоритет православных ценностей перед универсальными общечеловеческими ценностями;
  2. роль судьи в «диалоге цивилизаций» современного российского общества;
  3. сотрудничество с достижением глобализации – СМИ с сохранением автономии.

Первое заседание Всемирного русского собора в 1993 г. прошло под эгидой утверждения «особой всемирно-исторической миссии по сохранению и утверждению Православия на Земле» [3; 132]. Диалог РПЦ со светским миром строится через призму сотериологии и миссионерского служения. Тем самым Церковь имеет свою точку зрения по внешнеполитическим вопросам, активно ее высказывая без привязки к определенному политическому крылу. Несмотря на то, что Российская Федерация является светским государством, РПЦ сохраняет свой статус культурообразующей религии. Церковь как актор внешнеполитических отношений может являться обособленной антиглобализационной силой. Риторика РПЦ в отношении глобализации хоть и носит негативный характер, но не переходит в резкую критику. В условиях, когда глобализация из тенденции перешла в текущую реальность, любая критическая оценка может привести к открытому конфликту. Поскольку Церковь является институтом общества, позиция жесткого неприятия глобализации чревата ее отчуждением от социума. Церковь отделена от государства, но не от общества. Учитывая данный факт, Церковь вынуждена искать способы диалога с глобализирующимся миром с учетом представлений о вере, духовности и морали.

Свобода как главный компонент, лежащий в основе ценностной модели глобализации, порождает рассуждения духовенства относительно данной нравственной категории. По мнению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, нынешнее представление о свободе искажено: «сегодняшнее понимание свободы имеет в своей основе идею человеческой автономии – утверждается, что человек автономен от других, от социума и от Бога, а потому он является критерием истины. Современная либеральная философия и рассматривает индивидуум как критерий истины. Ни общественные институты, ни Церковь не имеют никакого привилегированного права определять критерий нравственной истины – только сам человек. Возможно, это было бы правильно, если бы в нашу природу не вошел грех» [6].

Абсолютизация человеческой свободы в настоящее время приводит к трактовке религии, в т.ч. христианства, как ограничивающего фактора. Постмодернистское понимание религиии способно привести к стиранию моральных границ между добром и злом. Происходит деконструкция. Данный термин был введен философом Ж. Деррида, под ним подразумевается разложение бинарной оппозиции, которая создает иерархичную систему [1; 292-293]. Возникает относительность нормативных факторов вследствие разрушения ценностных представлений о «хорошем» и «плохом».  Религиозная деконструкция, сопровождающая процесс глобализации, воспринимается Церковью как угроза нарушения целостности человеческой личности. Деконструкция превращает иконописный образ, культовые сооружения и христианские гимны в изображение, архитектуру и текст с религиозной функцией. В постмодернистком обществе православие мыслится двойственно. С одной стороны, верующие регулярно ходят в храм, совершают обрядовые действия – т.е. идентифицируют себя частью Церкви. С другой стороны, данные действия осмысляются верующими не как составляющая личного сакрального опыта, а как внешняя принадлежность к Церкви как к институту. Современному человеку, большую часть времени прожившему в атеистической среде, сложно воспринять религию как «краеугольный камень» своей жизни. Преломление мировоззрения, резкая подмена одного общественного строя другим рождает духовную дихотомию – соединение церковных традиций и современной культуры. Исходя из философии постмодерна, которая активно поддерживается глобализацией, человек осознается как носитель права определения нравственной правды.

Таким образом, позиция Церкви относительно глобализации носит двойственный характер: с одной стороны, официальная позиция РПЦ отличатся сдержанностью и дипломатическим характером, глобализация мыслится как данность современного общества; с другой стороны, частные мнения служителей Церкви несколько категоричны, речь идет о призывах к полной автономии РПЦ в рамках глобализирующегося мира. Данные позиции в полной мере не соответствуют духу Церкви, которая не подстраивается под мир, но и не закрывается от него. Выход из кризиса диалога Церкви и общества в условиях глобализации предполагает пересмотр «культурного багажа» человечества, который кроется в переосмыслении ценностей культуры эпохи постмодерна в соответствии с духовным началом. Анализ рассуждений представителей РПЦ относительно глобализации позволяет утверждать о возрастающей рефлексии духовенства относительно поиска интегрального подхода.

 

Список литературы:
1. Алексеева Е.А. ,Тузова Т.М. Деконструкция // История философии. Энциклопедия. / Алексеева Е.А., Тузова Т.М.– Интерпрессервис: Книжный Дом – 2002. – С. 1376.
2. Бек У. Что такое глобализация. Ошибки глобализма – ответы на глобализацию / У. Бек. – М.: Прогресс-Традиция. – 2001. – С. 304 
3. Всемирный русский собор. Первый этап. – М.: Изд-во Моск. патриархии, 1993. – С. 132
4. Еремин А.В. Формирование церковной позиции к процессам глобализации: официальный и внутрицерковный дискурсы [Электронный ресурс] / Еремин А.В. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология – 20184 – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tserkovnoy-pozitsii-k-protsessam-globalizatsii-ofitsialnyy-i-vnutritserkovnyy-diskursy (дата обращения: 17.03.2020).
5. Куйбарь В.И., Старцев Е.Н. Деятельность Русской православной церкви в условиях глобализации [Электронный ресурс] / Куйбарь В.И., Старцев Е.Н. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение – 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-v-usloviyah-globalizatsii (дата обращения: 17.03.2020). 
6. Патриарх Кирилл. «В условиях глобализации самая большая опасность – это разрушение традиции» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-kirill-v-usloviyax-globalizacii-samaya-bolshaya-opasnost-eto-razrushenie-tradicii/ (дата обращения 17.03.2020).
7. Рормозер Г. Кризис Либерализма/ Рормозер Г. – М.: Российская Академия Наук. – 1996. – С. 293