Статья:

Гражданско-правовое регулирование азартных игр

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(11)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Кунин Е.И. Гражданско-правовое регулирование азартных игр // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 11(11). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/11/24576 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Гражданско-правовое регулирование азартных игр

Кунин Евгений Игоревич
студент МГТУ имени Н. Э. Баумана, РФ, г. Москва

 

Специализированный вид игр, направленный на удовлетворение такого чувства как азарт, имеет длительную историю. Со времен античности до наших дней азартные игры выступают в качестве досуга для одних и в качестве заработка для других. На современном этапе игры и пари, будучи социально-экономическим явлением, обозначили целый ряд теоретических проблем.

Правовое регулирование игр и пари все чаще становится темой для дискуссий среди цивилистов. В настоящее время вопросы института игр и пари, несмотря на наличие законодательных актов (Глава 58 Гражданского кодекса Российской Федерации), полностью не урегулированы. Недостаточно научных работ, посвященных комплексному анализу отдельных объектов института игр и пари. А отсутствие определений некоторых основополагающих понятий в свою очередь ведет к потенциальному ущемлению прав участников.

Несмотря на существование Главы 58 Гражданского кодекса Российской Федерации и множества федеральных законов, ощущается недостаток научных публикаций, посвященных комплексному анализу отдельных объектов института игр и пари, комментариев к федеральным законам. А отсутствие определений некоторых основополагающих понятий в свою очередь ведет к потенциальному ущемлению прав участников.

Изучение правового регулирования института игр и пари является одним из актуальных направлений в отечественной цивилистике, так как благодаря формированию рыночной экономики, а также коренному изменению отношений собственности, модернизации методов государственного регулирования экономики создалась основа для возрождения в России частного предпринимательства в сфере организации игр и пари. Это ведет к появлению новых видов пари, лотерей. Организация, проведение и законодательное регулирование игр и пари в Российской Федерации существует как переходный этап от системы, которая установилась в СССР, к современной практике, установившейся во многих прогрессивных странах. Следовательно, гражданско-правовые нормы, регламентирующие порядок проведения игр и пари, нуждаются не только в изучении, но и в изменении для дальнейшей успешной адаптации.

Первым законом, регулирующим игры, является указ Екатерины II о проведении государственной лотереи в Российской Империи от 1764 года. Императрица своими указами монополизировала институт розыгрыша лотерей[4]. Отмечается, что с этого момента лотереи стали объектом правотворчества. Если рассматривать советский период, то в 1917 году, после революционных событий, все клубы, в которых проводились азартные игры, прекратили свое существование. Игры и пари были объявлены буржуазным пережитком. Это подтверждается принятием Советом Народных Комиссаров РСФСР Декрета «О запрещении устройства лотерей»[5].

Стоит отметить, что, несмотря на существование уже сложившегося института игр, отличительной чертой правового регулирования лотереи в советское время было то, что основные положения существовали в разных нормативных правовых актах, не было единого закона, закрепляющего основные термины, принципы, положения. Доктор юридических наук Г.И. Стрельникова отмечает это в своей работе о лотереях СССР. Она высказывается о целесообразности издания Советом министров СССР Общего положения о порядке проведения лотерей в СССР, где были бы закреплены основные требования, которым должны отвечать все виды лотерей[6]. Распад советского государства отодвинул работу над единым законопроектом об игорном бизнесе еще на много лет.

Игорный бизнес активно стал развиваться на территории нашей страны с 90-х годов XX века. Покер, рулетка, тотализаторы всех видов буквально заполонили Россию. Число занятых в игорной индустрии людей, согласно экспертным оценкам, в 2001 году приблизительно равнялось 100 тысячам, в 2004 году – уже 500 тысячам, а в 2005 году – 550 тысячам. Учредителями более 95 % компаний являлись российские граждане. Более 85 % компаний, занятых в деятельности по организации и проведению азартных игр и пари, были зарегистрированы на территории Российской Федерации. Согласно экспертной статистике в Москве насчитывалось 6500 только официальных игорных заведений[2].

Азарт, будучи одним из самых сильных чувств, сложен для утоления, поэтому, несмотря на то, что проиграна крупная сумма денег, игрок желает рискнуть еще и еще, в надежде вернуть потраченное и накопить новое. Пристрастие к азартным играм может нанести не только материальный вред, но и стать причиной психологического расстройства. В науке существует понятие «лудомания». Потенциальную социально-экономическую опасность зависимости от азартных игр понимали не только психологи, но и цивилисты, именно поэтому был внесен ряд дополнений в Гражданский кодекс. Например, если гражданин, из-за чрезмерной любви к играм, ставит семью в тяжелое экономическое положение, его дееспособность может быть ограничена. (Статья 30 Пункт 1 ГК РФ).

Базисом гражданско-правового регулирования стала вторая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, которая вступила в силу 1 марта 1996 года. Играм и пари в нем посвящена лишь одна глава, содержание которой отражало лишь основные, поверхностные моменты. Была необходимость принятия федеральных законов, которые могли бы определить общие понятия, классификацию видов, список ограничений. Однако основополагающие акты были приняты значительно позже.

4 октября 2006 года на встрече с лидерами парламентских фракций президент В.В. Путин предложил радикальное решение проблемы игорного бизнеса. Владея законотворческой инициативой, он передал в Государственную Думу предложение по законопроекту «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр». Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ, принятый с формулировкой «в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан»[7], стал одним из самых важных нормативных правовых актов по данной тематике. Закон вводит правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр. На данный момент закон претерпевает значительное количество правок, добавлений и изменений. Основным из изменений в регулировании азартных игр стоит отметить то, что проведение их возможно исключительно на территории специально выделенных игорных зон, которые располагаются в определенных законом субъектах Российской Федерации.

Многие редакции ФЗ-№ 244 также связаны с проведением азартных игр с помощью сети Интернет и с использованием усовершенствованного технического оборудования. Это позволяет нормативному правовому акту функционировать и быть актуальным в компьютерно-технический век.

Отдельным законом регулируется проведение лотереи. Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» определяет правовую основу государственного регулирования розыгрыша лотереи, формирует терминологическую базу, порядок организации, проведения игры и устанавливает права и ответственность лиц, участвующих в лотереи[8]. Закон «О лотереях» претерпел многочисленные модернизации, что свидетельствует о сложности правового регулирования и об изменениях, которые происходят в сфере игры - лотереи. Стоит отметить, что согласно Федеральному закону запрещена деятельность букмекерских контор, которые не зарегистрированы на территории России. Примером такого запрета является блокировка сайта букмекерской конторы «William Hill». Данная компания имеет длительную историю, работает во многих странах мира, но не имеет лицензии на осуществление данной деятельности на территории Российской Федерации. И пока данная компания не создала региональное представительство и не зарегистрировано на территории Российской Федерации доступ к их Интернет-ресурсу будет ограничен в соответствии с требованиями законодательства.

О.В. Коваленко в своём диссертационном исследовании описывает становление игорного бизнеса в Российской Федерации так: «Отношение российского законодателя к играм и пари отличалось крайней противоречивостью. Невозможность полного запрета, слабый контроль со стороны органов государства, заинтересованность в увеличении местных бюджетов за счет сборов от игр и пари привели к тому, что на протяжении долгого времени российское законодательство продолжало балансировать между карательными мерами и своими коммерческими интересами» [3].

Прогнозируя развитие игорного бизнеса в РФ, Е.В. Ковтун замечает, что «российской индустрии игр и пари необходима четкая и грамотная концепция развития отрасли, разработанная совместными усилиями правительства, бизнесменов и общества» [4].

На современном этапе развития российского общества идет признание игр и пари как неотъемлемой части человеческого существования в рамках Гражданского делопроизводства, но давать оценку правовому регулированию игорного бизнеса в Российской Федерации еще рано. С начала 90-х годов стало ясно, что у законодателя отсутствует достаточного исторического опыта, который мог бы лечь в основу новых нормативных правовых актов, поэтому осмысление института игр и пари, как полноценного института права, только начинается [1].

В Интернете невозможно контролировать всех организаторов и участников пари. Многие транзакции и ставки не попадают под юрисдикцию закона, что влечет невозможность их судебной защиты. По нашему мнению, для решения проблем проведения игр и пари через сеть «Интернет», недостаточно просто создать действенную систему ограничения доступа к сайтам, не имеющим лицензии на осуществление этого вида деятельности, так как это не имеет реального результата. Для привлечения добросовестных участников рынка необходимо подготовить экономический плацдарм, а для создания действенной правовой поддержки игроков требуется установить гражданскую ответственность не только для недобросовестных организаторов, но и для лиц, занятых в процессе подготовки, обеспечения проведения нелицензированных ставок, лотерей.

Стоить заметить, что исследование проблем организации игр и пари - это лишь начальный этап в совершенствовании игорного бизнеса. Таким образом, развитие сферы российского предпринимательства возможно только при совместной работе законодателей, экспертов и экономистов.

 

Список литературы:
1. Брагинский М.И. «Правовое регулирование игр и пари. Хозяйство и право», 2004, №11 С.22–24.
2. Информация о результатах обследования порядка и условий налогообложения в сфере игорного бизнеса в городе Москве – [Электронный ресурс] – URL: http://www.ksp.mos.ru/ru/work/measures/control_budgets_old/control_budgets_05/index.php?id_4=18377 (дата обращения: 01.06.2017г.).
3. Коваленко О.В. «Игры и пари в гражданском законодательстве Российской Федерации», Белгород, 2010, С.65.
4. Ковтун Е.В. «Игорный бизнес в России: законодательное регулирование», Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005.
5. Сохан А.В. «Правовое регулирование лотерей в РСФСР. Право и политика», 2011, № 10 С. 133.
6. Стрельникова Г.И. «Гражданско-правовое регулирование организации и проведения лотерей в СССР», Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03, Свердловск, 1983, С.90.
7. Федеральный закон РФ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29 декабря 2006 г. (в ред. от 24.07.2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, №1 Ст.7.
8. Федеральный закон РФ «О лотереях» от 11 ноября 2003 г. (в ред. от 23.07.2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №46 Ст. 4434.