Статья:

Налоговое планирование и способы налоговой оптимизации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(11)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Шукшин Е.В. Налоговое планирование и способы налоговой оптимизации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 11(11). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/11/24774 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Налоговое планирование и способы налоговой оптимизации

Шукшин Егор Викторович
бакалавр, Гуманитарный институт филиала Северного (Арктического) Федерального университета, РФ, г. Северодвинск

 

В современных рыночных условиях одним из самых распространённых способов повышения эффективности деятельности предприятия в части финансовых результатов является оптимизация (минимизация) налоговых платежей – результат грамотного налогового планирования.

Важность налогового планирования – законного способа минимизации налоговых платежей, обусловлена естественным стремлением налогоплательщиков к уменьшению налогового бремени и не может порицаться, несмотря на такие же естественные потуги воспрепятствовать этому со стороны государства. В целом противостояние бизнеса и государства в вопросах налогообложения напоминает вечную войну, в которой никогда не будет окончательных победителей и проигравших, есть лишь временные победы в отдельно взятых сражениях.

Цель, ставящаяся перед налоговым планированием заключается в снижении размера налоговых платежей, и, как следствие, повышении финансовой эффективности предприятия. Пути достижения этой цели являются сутью налогового планирования, и заключаются в праве налогоплательщиков использовать любые средства и методы сокращения налоговых обязательств в рамках действующего законодательства. Непосредственно «маленькие победы» бизнеса в налогообложении достигаются в моментах неоднозначных трактовок законов, подзаконных актов и т.д., «размытости» определённых норм права.

Налоговое планирование, как и любой другой вид экономического планирования, может быть стратегическим (долгосрочным) и тактическим (текущим) в зависимости от сроков реализации поставленных перед планированием задач.

К примеру, образцом стратегического налогового планирования может быть грамотный выбор географического месторасположения бизнеса (например, размещение предприятия в особой экономической зоне), выбор оптимальной организационно-правовой формы предприятия и формы налогообложения. Решение этих вопросов будет оказывать влияние на налоговую нагрузку в долгосрочной перспективе. Выбор формы налогообложения будет условно-долгосрочным фактором по причине того, что её можно изменить с начала года, следующего за текущим.

Примером тактического налогового планирования может служить использование налоговых льгот и послаблений, грамотное управление активами предприятия.

Учитывая цель государства в максимальном наполнении бюджета (а налоговые поступления – это основная статья доходов для бюджета) процесс налоговой оптимизации связан с определёнными рисками, т.к. налоговые органы, опять-таки в целях максимального наполнения бюджета как минимум не поощряют действия налогоплательщиков, преследующие снижение налоговой нагрузки. По факту в каждом, даже законном, шаге налогоплательщика на пути снижения налоговых издержек налоговыми органами могут подозреваться незаконные методы налоговой минимизации – уклонение от налогов посредством сокрытия своих налоговых обязательств либо предоставления в налоговые органы ложной информации.

Итак, к налоговым рискам относятся:

a)  риски контроля со стороны налоговых органов;

b)  риски увеличения сумм налогов при ошибках в планировании;

c)   риски привлечения к уголовной ответственности за применение незаконных схем оптимизации.

В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:

a) принцип законности;

b) принцип разумности и экономической обоснованности. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения;

c) принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы;

d) принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Это пригодится при проведении налоговой проверки и в качестве доказательств в суде;

e) принцип конфиденциальности;

f) принцип индивидуального подхода. Только зная все тонкости своего предприятия, можно рекомендовать тот или иной инструмент снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя;

g) принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов);

h) принцип заблаговременности. Налоговое планирование необходимо осуществлять не после проведения какой-либо операции или завершения налогового периода, а до него, то есть заблаговременно.

Рассмотрим несколько видов незаконной налоговой оптимизации.

a)  Применение незаконных схем минимизации налоговых платежей посредством использования фирм-однодневок.

В Налоговом Кодексе Российской Федерации нет понятия фирмы-однодневки, однако по разъяснениям ФНС это в общем смысле, по набору признаков, юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации. Название «фирма-однодневка» следует из короткого срока использования таких юридических лиц, создаваемых под проведение определённой операции. Часто подобные фирмы, формально обособленные от налогоплательщика создаются для снижения нагрузки по НДС и налогу на прибыль.

Если при налоговой проверке будет обнаружено, что контрагент проверяемой компании является фирмой-однодневкой, сделка с ним будет признана направленной на получение необоснованной налоговой выгоды, при этом затраты по сделке будут исключены из налоговой базы по налогу на прибыль, а отнесение к вычетам НДС будет признано незаконным действием.

При установлении налоговым органом факта наличия взаимоотношений с фирмой-однодневкой, будут доначислены налоги и выставлено требование об уплате штрафа и пени.

b)  Дробление бизнеса.

Это крайне сложная в части подведения доказательной базы о её незаконности налоговая схема. Дробление бизнеса на несколько предприятий в целях осуществления разумного хозяйствования (например роста объёмов продаж) налоговыми органами может подводиться под критерии незаконности налоговой оптимизации в случаях если доказывается фактическое действие группы компаний как единой компании и как следствие, к примеру, незаконное использование отдельными предприятиями группы компаний специальными налоговыми режимами вместо общей системы налогообложения объединённым предприятием. И, анализируя судебную практику, можно сделать вывод о частом принятии местными судами стороны налоговых органов.

В то же время в постановлении Верховного Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2013г. №15570/12 говорится о допустимости дробления бизнеса, обусловленного разумными экономическими причинами, не связанными с экономией налогов. Налоговый Кодекс Российской Федерации не предоставляет право налоговым органам производить объединение бизнеса самостоятельных юридических лиц. Не содержится в кодексе и возможность начислять налоги с суммированного дохода нескольких юридических лиц одному из них.

Здесь видна неоднозначность и сложность трактовки правовых норм и противоречивость судебной практики, относящей одни и те же действия налогоплательщиков в одних случаях к правомерной деятельности, а в других — к разряду правонарушений.

Этот пример как раз и являет собой скользкую тропу налогообложения, столкновение противников на которой являет собой настоящее искусство налоговой войны.

Существуют и более прозаические схемы минимизации налоговой нагрузки, такие как оборот «серой зарплаты», работа в «обход кассы», которые впрочем заканчиваются для налогоплательщика, как правило, довольно плачевно, а именно штрафами, разбирательствами с ФНС, трудовой инспекцией, прокуратурой и т.д.

В то же время грамотное применение положений действующего законодательства, использование всех возможных льгот, прав и гарантий позволяют значительно снизить риски налогового планирования до минимального уровня. В результате достигаемый с помощью налогового планирования положительный результат оправдывает возможные налоговые риски. Способами законной налоговой оптимизации в общем виде могут являться, например, установленное Налоговым Кодексом Российской Федерации право налогоплательщиков использования налоговых льгот при наличии на то оснований в установленном законодательством о налогах и сборах порядке; выбор верной формы налогообложения.

Важными факторами в становлении системы грамотного налогового планирования являются:

a) создание системы контроля за правильностью начисления налогов и своевременной уплатой налогов в бюджет;

b) точное исполнение налоговых обязательств;

c)  недопущение возникновения дебиторской задолженности по договорам на сроки, превышающие срок исковой давности;

d) создание системы бухгалтерского и налогового учета, дающей возможность получать своевременную объективную информацию о хозяйственной деятельности для целей налогового планирования.

 

Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).
3. Брызгалин А.В. Практическая налоговая энциклопедия. Брызгалин А.В. «Аналитика-Пресс», 2006.
4. Тихонов Д.Н., Липник Л.Г. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков. М.: 2004.