Статья:

Проблемы формирования и использования человеческого капитала

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Борисевич А.В., Брагинец И.Н., Грабар Р.Н. Проблемы формирования и использования человеческого капитала // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 41(92). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/92/63675 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы формирования и использования человеческого капитала

Борисевич Александра Владимировна
студент, Полесский государственный университет, РБ, г. Пинск
Брагинец Ирина Николаевна
студент, Полесский государственный университет, РБ, г. Пинск
Грабар Роза Николаевна
старший преподаватель, Полесский государственный университет, РБ, г. Пинск

 

Человеческий капиталодна их составляющих производственных активов предприятия, функционирующих в условиях постиндустриального информационного общества. Он приносит доход не только своему владельцу, но и организации, региону, стране в целом.

Важнейшей особенностью человеческого капитала является его качество самовозрастания, то есть человеческий капитал, рассматриваемый в единстве с самим человеком, наращивает сам себя, формирует и воспроизводит необходимые созидательные качества и характеристики. Динамика, сложности и противоречия современного воспроизводственного процесса, а также растущие и меняющиеся требования к созданию жизненных благ обуславливают необходимость не только ускоренного, но и опережающего, диверсифицированного развития человеческого капитала [1, с. 34-39].

К основным элементам человеческого капитала относят:

  1. капитал образования (знания – общие и специальные);
  2. капитал подготовки на производстве (квалификация, навыки, опыт);
  3. капитал здоровья;
  4. обладание экономически значимой информацией;
  5. капитал миграции (обеспечивает мобильность работников);
  6. мотивация экономической деятельности.

Главная отличительная особенность человеческих ресурсов состоит в их личной специфике. В отличие от машин и сырья люди наделены интеллектом, и их участие в производственном процессе носит осмысленный характер.

Формирование и накопление человеческого капитала является длительным и многоплановым процессом, включающим неформальное обучение и воспитание, образование и общую профессиональную подготовку в рамках специализированных организаций системы общеобразовательного школьного, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования; профессиональную подготовку и переподготовку в рамках внутрифирменных образовательных программ; неформальное обучение посредством накопления новых знаний как в процессе функционирования общественного производства, так и в повседневной жизнедеятельности. Важно отметить, что накопление человеческого капитала для своего осуществления требует не только повышения образовательного уровня и профессиональной подготовки на производстве, но и комплексного развития всей совокупности компонентов человеческого капитала в течении всего жизненного цикла человека [2, с. 345-347].

Человеческий капитал можно классифицировать по многим факторам. Согласно последним исследованиям, интеллектуальный капитал может продуктивно использоваться в экономике, что дает возможность рассмотреть другие виды человеческого капитала. Человеческий капитал представляет собой затраты на образование, здравоохранение, специальную подготовку, перемещение рабочей силы. Современные экономисты классифицируют виды человеческого капитала по видам затрат и инвестициям в человеческий капитал. И.В. Ильинский выделяет следующие составляющие человеческого капитала: капитал здоровья, образования и капитал культуры. По Ильинскому, формула человеческого капитала представляет собой следующее:

ЧК= Кз + Кк + Ко,

где

ЧК - человеческий капитал;

Кк - капитал культуры;

Ко - капитал образования;

Кз - капитал здоровья. 

Виды человеческого капитала представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Виды человеческого капитала

Виды человеческого капитала

Отчуждаемые виды человеческого капитала (ликвидный капитал)

Неотчуждаемые виды человеческого капитала (неликвидный капитал);

социальный капитал

капитал здоровья (биофизический)

клиентский (бренд – капитал)

трудовой капитал

структурный капитал

интеллектуальный капитал

организационный капитал

культурно-нравственный капитал

 

организационно-предпринимательский капитал

 

Если рассматривать с точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию общества различают потребительский и производительный человеческий капитал. Потребительский капитал создает поток услуг, которые непосредственно потребляются, и, таким образом, содействует общественной полезности. Это может быть творческая или образовательная деятельность. Результат такой деятельности проявляется в предоставлении потребителю таких потребительских услуг. Они, в свою очередь, приводят к появлению новых способ удовлетворения потребностей или повышению эффективности существующих способ их удовлетворения. Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых содействует общественной полезности. В данном случае имеется в виду научная и образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).

В связи с переходом Беларуси к рыночным отношениям и развитием кризисных явлений в экономике в современном белорусском обществе определяются особенности социально-экономических процессов. Поэтому в стране не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением явной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Острой является проблема занятости и для нашей республики, осуществляющей переход к социально ориентированному рыночному хозяйству. Проблема эта исключительно сложна уже тем, что затрагивает устои прежней экономической системы, исключавшей безработицу [3, с. 75].

По данным государственной статистики, с 2016 по 2018 гг. численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте выросла с 5366,8 тыс. чел. до 5467,3 тыс. чел. (на 1,8%), это говорит о том, что уровень трудоспосодного населения с каждым годом увеличивается, что приводит к уменьшению проблем, связвнных с человеческим капиталом страны.

Что касается образовательной структуры человеческого капитала в Республике Беларусь: лица с высшим образованием за учебный 2016/2017 год составляют 284,3 тыс. чел.; со средним специальным – 114,1 тыс. чел; с профессионально-техническим образованием – 182 тыс. чел.; со средним общим – 994,5 тыс. чел.; с начальным образованием – 426, 3 тыс. чел., следовательно, доля лиц с высшим и средним специальным образованием в начале 21 века составляла 40,9% населения в возрасте от 15 до 70 лет и старше. Между тем, в США, она в то же период достигла 60% всего взрослого населения. 

Хотелось бы отметить, что на данный момент времени наиболее развитые страны тратят свыше 10% ВВП на нужды образования, а страны со средним уровнем развития – от 4 до 7% [4, с.146].

Особую важность в структуре человеческого капитала приобретает научно-исследовательский потенциал нации.

Вложения в его развитие, как известно, являются не издержками, а возвратными, высокоэффективными инвестициями.

Перспективы и возможности устойчивого социально-экономического развития страны во многом определяются процессами формирования человеческого капитала, степенью его реализации в общественном производстве, созданием условий для сохранения, накопления и эффективного использования человеческого капитала.

По имеющимся оценкам, доля человеческого капитала в национальном богатстве Беларуси составляет около 60 % [5, с.34].

Главной составляющей устойчивого социально-экономического развития страны является улучшение режима воспроизводства населения, определяющего возобновление и качество человеческого капитала. Правительством была создана программа социально-экономического развития страны на 2016 – 2020 гг.

Повышение эффективности использования человеческого капитала связано с изменением в государственных масштабах стратегии и тактики инновационного развития Беларуси, суть которого состоит в разработке механизмов развертывания новых технологических укладов производства и перестройки научно-технической сферы.

В сфере науки - это повышение ее финансирования и одновременно - оптимизация отраслевой структуры для концентрации усилий на прорывных направлениях новых технологических решений.

В сфере образования - перестройка внутренней структуры этой сферы в пользу увеличения удельного веса, главным образом, высшего образования.

В сфере здравоохранения - это ускоренная реализация государственных специальных программ, нацеленных на повышение уровня и качества жизни, выполнение государственных обязательств в плане обеспечения населения медицинскими услугами и лекарственными препаратами.

Действия, предпринимаемые в этих направлениях, имеют стратегической целью создание нормальной по мировым стандартам системы научной деятельности, а также систем образования и здравоохранения как основных предпосылок формирования и эффективного использования человеческого капитала в Республике Беларусь.

 

Список литературы:
1. Базылева, М.Н. Управление человеческим капиталом: микро- и макро-эко-номические аспекты / М.Н. Базылева // Экономика и управление. — 2013. — № 1 (33). — с. 367.
2. Анисимов А.А., Артемьев Н.В. Макроэкономика / А. А. Анисимов, Н. В. Артемьев. – М.: Юнити, 2013. -  с. 600.
3. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика / Н.Г. Мэнкью. – Спб.: Питер, 2014. – с. 560.
4. Призова С. В. Понятие человеческого капитала и особенности его ис-поль-зования в банковской сфере // Молодой ученый. — 2017. — №51. — с. 39.
5. Богданович, П.Ф. Основы энергосбережения: учебное пособие / П.Ф. Бог-данович, Д.А. Григорьев, В.К. Пестис– Гродно: ГГАУ, 2007. – c. 174.