Проблемы формирования и использования человеческого капитала
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)
Проблемы формирования и использования человеческого капитала
Человеческий капитал – одна их составляющих производственных активов предприятия, функционирующих в условиях постиндустриального информационного общества. Он приносит доход не только своему владельцу, но и организации, региону, стране в целом.
Важнейшей особенностью человеческого капитала является его качество самовозрастания, то есть человеческий капитал, рассматриваемый в единстве с самим человеком, наращивает сам себя, формирует и воспроизводит необходимые созидательные качества и характеристики. Динамика, сложности и противоречия современного воспроизводственного процесса, а также растущие и меняющиеся требования к созданию жизненных благ обуславливают необходимость не только ускоренного, но и опережающего, диверсифицированного развития человеческого капитала [1, с. 34-39].
К основным элементам человеческого капитала относят:
- капитал образования (знания – общие и специальные);
- капитал подготовки на производстве (квалификация, навыки, опыт);
- капитал здоровья;
- обладание экономически значимой информацией;
- капитал миграции (обеспечивает мобильность работников);
- мотивация экономической деятельности.
Главная отличительная особенность человеческих ресурсов состоит в их личной специфике. В отличие от машин и сырья люди наделены интеллектом, и их участие в производственном процессе носит осмысленный характер.
Формирование и накопление человеческого капитала является длительным и многоплановым процессом, включающим неформальное обучение и воспитание, образование и общую профессиональную подготовку в рамках специализированных организаций системы общеобразовательного школьного, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования; профессиональную подготовку и переподготовку в рамках внутрифирменных образовательных программ; неформальное обучение посредством накопления новых знаний как в процессе функционирования общественного производства, так и в повседневной жизнедеятельности. Важно отметить, что накопление человеческого капитала для своего осуществления требует не только повышения образовательного уровня и профессиональной подготовки на производстве, но и комплексного развития всей совокупности компонентов человеческого капитала в течении всего жизненного цикла человека [2, с. 345-347].
Человеческий капитал можно классифицировать по многим факторам. Согласно последним исследованиям, интеллектуальный капитал может продуктивно использоваться в экономике, что дает возможность рассмотреть другие виды человеческого капитала. Человеческий капитал представляет собой затраты на образование, здравоохранение, специальную подготовку, перемещение рабочей силы. Современные экономисты классифицируют виды человеческого капитала по видам затрат и инвестициям в человеческий капитал. И.В. Ильинский выделяет следующие составляющие человеческого капитала: капитал здоровья, образования и капитал культуры. По Ильинскому, формула человеческого капитала представляет собой следующее:
ЧК= Кз + Кк + Ко,
где
ЧК - человеческий капитал;
Кк - капитал культуры;
Ко - капитал образования;
Кз - капитал здоровья.
Виды человеческого капитала представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Виды человеческого капитала
Виды человеческого капитала |
|
Отчуждаемые виды человеческого капитала (ликвидный капитал) |
Неотчуждаемые виды человеческого капитала (неликвидный капитал); |
социальный капитал |
капитал здоровья (биофизический) |
клиентский (бренд – капитал) |
трудовой капитал |
структурный капитал |
интеллектуальный капитал |
организационный капитал |
культурно-нравственный капитал |
|
организационно-предпринимательский капитал |
Если рассматривать с точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию общества различают потребительский и производительный человеческий капитал. Потребительский капитал создает поток услуг, которые непосредственно потребляются, и, таким образом, содействует общественной полезности. Это может быть творческая или образовательная деятельность. Результат такой деятельности проявляется в предоставлении потребителю таких потребительских услуг. Они, в свою очередь, приводят к появлению новых способ удовлетворения потребностей или повышению эффективности существующих способ их удовлетворения. Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых содействует общественной полезности. В данном случае имеется в виду научная и образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).
В связи с переходом Беларуси к рыночным отношениям и развитием кризисных явлений в экономике в современном белорусском обществе определяются особенности социально-экономических процессов. Поэтому в стране не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением явной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Острой является проблема занятости и для нашей республики, осуществляющей переход к социально ориентированному рыночному хозяйству. Проблема эта исключительно сложна уже тем, что затрагивает устои прежней экономической системы, исключавшей безработицу [3, с. 75].
По данным государственной статистики, с 2016 по 2018 гг. численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте выросла с 5366,8 тыс. чел. до 5467,3 тыс. чел. (на 1,8%), это говорит о том, что уровень трудоспосодного населения с каждым годом увеличивается, что приводит к уменьшению проблем, связвнных с человеческим капиталом страны.
Что касается образовательной структуры человеческого капитала в Республике Беларусь: лица с высшим образованием за учебный 2016/2017 год составляют 284,3 тыс. чел.; со средним специальным – 114,1 тыс. чел; с профессионально-техническим образованием – 182 тыс. чел.; со средним общим – 994,5 тыс. чел.; с начальным образованием – 426, 3 тыс. чел., следовательно, доля лиц с высшим и средним специальным образованием в начале 21 века составляла 40,9% населения в возрасте от 15 до 70 лет и старше. Между тем, в США, она в то же период достигла 60% всего взрослого населения.
Хотелось бы отметить, что на данный момент времени наиболее развитые страны тратят свыше 10% ВВП на нужды образования, а страны со средним уровнем развития – от 4 до 7% [4, с.146].
Особую важность в структуре человеческого капитала приобретает научно-исследовательский потенциал нации.
Вложения в его развитие, как известно, являются не издержками, а возвратными, высокоэффективными инвестициями.
Перспективы и возможности устойчивого социально-экономического развития страны во многом определяются процессами формирования человеческого капитала, степенью его реализации в общественном производстве, созданием условий для сохранения, накопления и эффективного использования человеческого капитала.
По имеющимся оценкам, доля человеческого капитала в национальном богатстве Беларуси составляет около 60 % [5, с.34].
Главной составляющей устойчивого социально-экономического развития страны является улучшение режима воспроизводства населения, определяющего возобновление и качество человеческого капитала. Правительством была создана программа социально-экономического развития страны на 2016 – 2020 гг.
Повышение эффективности использования человеческого капитала связано с изменением в государственных масштабах стратегии и тактики инновационного развития Беларуси, суть которого состоит в разработке механизмов развертывания новых технологических укладов производства и перестройки научно-технической сферы.
В сфере науки - это повышение ее финансирования и одновременно - оптимизация отраслевой структуры для концентрации усилий на прорывных направлениях новых технологических решений.
В сфере образования - перестройка внутренней структуры этой сферы в пользу увеличения удельного веса, главным образом, высшего образования.
В сфере здравоохранения - это ускоренная реализация государственных специальных программ, нацеленных на повышение уровня и качества жизни, выполнение государственных обязательств в плане обеспечения населения медицинскими услугами и лекарственными препаратами.
Действия, предпринимаемые в этих направлениях, имеют стратегической целью создание нормальной по мировым стандартам системы научной деятельности, а также систем образования и здравоохранения как основных предпосылок формирования и эффективного использования человеческого капитала в Республике Беларусь.