Статья:

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ РФ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(177)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Коршунова А.Д. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ РФ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 41(177). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/176/101874 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ РФ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Коршунова Алена Дмитриевна
магистрант Налоговый институт Российского Нового Университета, РФ, г. Москва
Сулейманов Джабраил Нохаевич
научный руководитель,

 

LEGAL ASPECTS OF TAX PLANNING OF BUSINESS ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION: CURRENT STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS

 

Alena Korshunova

Undergraduate Tax Institute of the Russian New University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье освещаются правовые аспекты налогового планирования хозяйствующих субъектов, анализируются проблемы оптимизации налогообложения, совершенствования. Исследованы законодательные подходы, связанные с определением правовых пределов налогового планирования. Проанализированы основные подходы к разграничению налоговой оптимизации и уклонения от налогообложения, исследованы вопросы добросовестности налогоплательщика.

Abstract. The article highlights the legal aspects of tax planning of economic entities, analyzes the problems of tax optimization, improvement. Legislative approaches related to the definition of the legal limits of tax planning are investigated. The main approaches to the differentiation of tax optimization and tax evasion are analyzed, the issues of taxpayer integrity are investigated.

 

Ключевые слова: налоговое планирование, уменьшение размера налоговых выплат, оптимальный вид платежа, снижение налоговой нагрузки, правовая модель налоговой оптимизации.

Keywords: tax planning, reduction of the amount of tax payments, optimal type of payment, reduction of the tax burden, legal model of tax optimization.

 

Налоговая система государства является важнейшим инструментом формирования бюджетных поступлений и основой финансирования деятельности различных органов государственной власти. Необходимым условием оптимального функционирования налоговой системы выступает эффективный налоговый контроль. Одним из средств минимизации рисков, связанных с ведением финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, является налоговое планирование, представляющее собой комплекс мер, направленных на уменьшение налогового бремени.

Отношения, связанные с порядком осуществления такой деятельности, регулируются нормами гражданского законодательства. Согласно п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Таким образом, нормы гражданского права не могут быть применены к налоговым отношениям по общему правилу. Нормы налогового законодательства не могут регулировать данные отношения, однако, при налоговом планировании всегда необходимо учитывать гражданско-правовое регулирование экономических отношений для оценки влияния на эффективность деятельности.

Актуальность темы порождает возрастающая роль налогового планирования в условиях современного рыночного хозяйства. В настоящее время проблема оптимизации налогообложения является одной из наиболее актуальных при анализе финансово-экономического состояния государства с целью поиска наилучших вариантов минимизации расходов. Известно, что налоговое бремя в России и зарубежных странах достаточно значительно. Это оправдывает стремление большинства налогоплательщиков к экономии, используя все возможные законные для этого методы. Среди способов управления налогообложением важное место занимает налоговое планирование. Первые исследования проблем налоговой оптимизации появились в западной литературе в 70–80-х гг. прошлого столетия.

Сложно переоценить значение налогового планирования в современных условиях ведения бизнеса. Используя налоговое планирование, можно вполне легально снизить налоговую нагрузку на бизнес, это деятельность налогоплательщика в направлении минимизации его налоговых обязательств без нарушений законодательства. Налоговое планирование фактически выступает правомерным способом уменьшения налоговых обязанностей со стороны организации – в отличие от незаконной минимизации налоговых выплат (уклонения от уплаты налогов). Представляется, что налоговое планирование подразумевает использование комплекса методов, направленных на снижение налоговой нагрузки и повышение финансовой эффективности бизнеса. Задача оптимизации не только снизить налоги, но и избежать возможных налоговых санкций со стороны налоговых органов.

Главным инструментом налоговой оптимизации является снижение объема налоговых обязательств посредством правомерных действий налогоплательщика, включая максимальное использование предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Целью налогового планирования является построение такой модели хозяйствования, которая оптимизировала и сокращала бы налоговую нагрузку до минимального уровня. Следовательно, сущность налогового планирования заключается в том, что за каждым налогоплательщиком признается право использования всех допустимых законом средств, путей и методов для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Это обеспечивается диспозитивными нормами действующего законодательства. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации: «налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах». Формально согласно п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые неясности и противоречия закона должны толковаться в пользу налогоплательщика, но на деле не все так просто, как может показаться. Другой стороной проблемы является то, что в действующем российском законодательстве отсутствуют четкие критерии, которые позволяют в каждом конкретном случае разграничить правомерную минимизацию налогообложения и незаконное уклонение от уплаты налогов. Кроме того, на сегодня сформирована различная судебная практика, которая в отдельных случаях относит аналогичные действия налогоплательщиков либо к правомерной деятельности, либо к разряду правонарушений. В то же время необходимо отметить, что грамотное применение хозяйствующим субъектом норм действующего налогового законодательства, правомерное использование всех существующих возможных льгот, прав и гарантий позволяют снизить риски налогового планирования до минимального уровня. Итогом выступает то, что достигаемый с помощью налогового планирования положительный результат оправдывает возможные налоговые риски.

Современное налоговое законодательство, предусматривая различные налоговые режимы, методы исчисления налоговой базы и допуская использование налоговых льгот, стимулирует применение налогового планирования. Но не стоит забывать, что налоговое планирование имеет свои пределы, выход за которые грозит налоговыми доначислениями: добросовестность и разумность, а также запрет на действия в обход закона. Следует отметить, что существующие пробелы в российском законодательстве дают возможность организациям-налогоплательщикам грамотно уменьшать налоговые платежи. В целях недопущения занижения налоговой базы порядок определения цен определяется Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) в разделе V.1. «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании» (далее – Раздел V.1. НК РФ), которым определяется порядок определения налоговой базы при совершении сделок между взаимозависимыми лицами. Также этим разделом могут определяться цены для целей налогообложения в случаях, предусмотренных отдельными положениями ч. 2 НК РФ, а также при возможном пересчете налоговой базы в случае доказательства налоговым органом получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в случае занижения цен. Как представляется, применение порядка ценообразования, установленного Разделом V.1. НК РФ, позволяет в специфических целях налогообложения изменять цену сделки, определенную сторонами на условиях действующих гражданско-правовых отношений. При этом существует и обратная связь, когда сделка признана недействительной (ничтожной), в этом случае стороны, если в результате этой сделки были затронуты элементы, формирующие налоговую базу (например, доходы или расходы, или же стоимость имущества организации или физического лица), вынуждены будут пересмотреть свои налоговые обязательства по сделке, признанной ничтожной.

 

Список литературы: 
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. 
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 18.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. 
3. Основы налогового планирования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» / А. Е. Суглобов, М. И. Мигунова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 247 с.