Годы Великой Отечественной войны в восприятиях студентов вуза
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(110)
Рубрика: История и археология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(110)
Годы Великой Отечественной войны в восприятиях студентов вуза
Аннотация. Вся страна готовится к празднованию 75летия победы в Великой Отечественной войне. Наше исследование посвящено изучению отношения современных молодых людей к событиям, связанным с данной датой. В исследовании применен метод свободных ассоциаций, так как он тесно связан с процессом социализации человека, усвоением ценностей и норм общества и математические методы в исследовании актуальных исторических событий. Результаты исследования показали адекватное восприятие студентами как трагических, так и радостных событий, связанных с Великой Отечественной войной
Ключевые слова: Великая Отечественная война; молодежь; метод ассоциаций; математические методы в исследовании.
Праздник Победы – это радость и любовь, скорбь и слезы по погибшим за родину, за свободу, за будущее. Но время не стоит на месте: все дальше от нас 1945 год. Следовательно, именно нам, молодым, необходимо сохранить память и передать следующим поколениям всё, что мы знаем о Великой Отечественной войне.
Современное молодое поколение при всей популяризации Дня Победы зачастую относится к этому празднику формально, отдавая по большей части дань традициям празднования, нежели осознавая действительное значение победы и подвига ветеранов.
Мы выбрали эту тему для исследования, потому как она не менее актуальна в наше время, чем проблемы терроризма, демографической ситуации и многих других глобальных проблем. Она непосредственно задевает все слои, поколения, народы всего мира.
Целью исследования является анализ ассоциаций современной молодежи в восприятии событий Великой Отечественной войны.
Задачи исследования: 1) провести опрос студентов 1х-3х курсов вуза 162 человека; 2) обработать полученные данные; 3) провести анализ полученных данных и провести сравнительный анализ данных с ранее проведенными аналогичными исследованиями; 4) дать наглядное представление полученных данных; 5) сделать выводы по результатам исследования.
Избрав теорию социальных представлений в качестве теоретической основы для анализа того, как отражается в сознании молодых людей события 1941-1945гг., в качестве методологического подхода к их анализу, мы рассматривали « социальное представление — это способ видения того или иного аспекта мира, которое трансформируется в суждение и в действие»[1].
В качестве основного метода выбран «ассоциативный эксперимент — один из методов, который берет своё начало в методе свободных ассоциаций, одном из первых проективных методов психологии.
Зигмунд Фрейд и его последователи предполагали, что «неконтролируемые ассоциации — это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания». В настоящее время данный метод широко применяется в социологических исследованиях» [2].
Предметом исследования явились обыденные представления студентов, связанные с событиями, относящимися к Великой Отечественной войне
Ход исследования: экспериментатор диктует стимулы – слова: ВОЙНА, СРАЖЕНИЕ, ПЛЕН, ТЫЛ, ПОБЕДА, ДЕНЬ ПОБЕДЫ, ВЕТЕРАНЫ, БЛАГОДАРНАЯ ПАМЯТЬ ПОТОМКОВ. Студенты рядом с каждым словом-стимулом анкеты пишут одно слово-реакцию, которое первым пришло в голову испытуемого по прочтении слова-стимула.
На основе данных об ассоциативных полях нами проанализированы типичные категории повседневного опыта студентов в восприятии анализируемого события; исследуя повторяющиеся инвариантные смыслы по частотности ассоциаций были выявлены ядро и периферическое положение в системе убеждений студентов, выраженных в рейтинге ассоциативных понятий, связанных с событиями ВОВ.
Результаты ассоциаций студентов, связанные с горестными событиями тех лет представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Ассоциации студентов с событиями, относящимися к военным событиям
Полученные результаты демонстрируют, что в представлениях студентов слова, относящиеся к военным событиям ассоциируются с трагической ситуацией того времени, что характеризует их адекватное восприятие.
Совершенно другие ассоциации вызывают события, связанные с победой нашего народа в Великой Отечественной войне (таблица2).
Таблица 2.
Ассоциации студентов с событиями, относящимися к Победе в ВОВ
Иллюстрация результатов нашего исследования, представленная «облаком слов» [3], позволяет наглядно проиллюстрировать сформировавшиеся в сознании студентов как ядро понятия, характеризующие события, связанные с войной и победой нашего народа в Великой Отечественной войне.
Учитывая, что конечной целью любого исторического исследования является выявление закономерностей, в нашем исследовании мы имели возможность провести сравнение ассоциаций студентов по отношению к данному событию с разницей в 5 лет. Мы рассмотрели распределение ассоциаций наших студентов к понятию ПОБЕДА и провели сравнительный анализ ассоциаций студентов, проведенный в 2015 и 2020 годах одной кафедры.
Наглядное представление сравнительного анализа, полученного в результате применения математических методов, наиболее часто применяемых в исторических исследованиях [4] дано в таблице 3. Данная статистическая закономерность является количественным выражением определенной тенденции.
Таблица 3.
Сравнительный анализ ассоциаций студентов к слову Победа
Таким образом, можно сделать вывод о том, что математические методы позволили нам в сравнительном анализе выделить как общие тенденции исследования: в каждой выборке слово ПОБЕДА наиболее часто ассоциируется с понятием РАДОСТЬ, так и различия, так как частоты этой выборки различны, поэтому медиана показывает, что в выборке 2015 года, данная ассоциация встречается больше чем у половины группы, а в выборке 2020 менее чем у половины, но добавляются такие ассоциации как СЧАСТЬЕ, ПРАЗДНИК, 9 мая.
С годами из памяти стираются неприятные воспоминания и цена, которая была заплачена за победу, воспринимается не так масштабно и трагично, как это есть на самом деле.
Остается только ощущение радости и гордости за наших героев и народ. Нельзя сказать, что это плохо, но ту боль и утраты, которые причинила война, надо предавать гласности. Молодому поколению важно осознавать, какой ценой досталась Победа, знать не только для того, чтобы поклониться силе духа и мужеству защитников Родины, но и для того, чтобы принять от них эстафету великой ответственности за судьбу своей Отчизны и следующих поколений, и наше исследование подтвердило это.