Статья:

Годы Великой Отечественной войны в восприятиях студентов вуза

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(110)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Гуламов В.Х., Гуламова Н.Х., Василенко Н.П. Годы Великой Отечественной войны в восприятиях студентов вуза // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 17(110). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/110/70847 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Годы Великой Отечественной войны в восприятиях студентов вуза

Гуламов Валерий Хасанович
студент, Волгодонский инженерно-технический институт – филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», РФ, г. Волгодонск
Гуламова Нателла Хасановна
студент, Южный федеральный университет Институт истории и международных отношений, РФ, г. Ростов
Василенко Надежда Петровна
канд. пед. наук, доцент, Волгодонский инженерно-технический институт – филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», РФ, г. Волгодонск

 

Аннотация. Вся страна готовится к празднованию 75летия победы в Великой Отечественной войне. Наше исследование посвящено изучению отношения современных молодых людей к событиям, связанным с данной датой. В исследовании применен метод свободных ассоциаций, так как он тесно связан с процессом социализации человека, усвоением ценностей и норм общества и математические методы в исследовании актуальных исторических событий. Результаты исследования показали адекватное восприятие студентами как трагических, так и радостных событий, связанных с Великой Отечественной войной

 

Ключевые слова: Великая Отечественная война; молодежь; метод ассоциаций; математические методы в исследовании.

 

Праздник Победы – это радость и любовь, скорбь и слезы по погибшим за родину, за свободу, за будущее. Но время не стоит на месте: все дальше от нас 1945 год. Следовательно, именно нам, молодым, необходимо сохранить память и передать следующим поколениям всё, что мы знаем о Великой Отечественной войне.

Современное молодое поколение при всей популяризации Дня Победы зачастую относится к этому празднику формально, отдавая по большей части дань традициям празднования, нежели  осознавая действительное значение победы и подвига ветеранов.

Мы выбрали эту тему для исследования, потому как она не менее актуальна в наше время, чем проблемы терроризма, демографической ситуации и многих других глобальных проблем. Она непосредственно задевает все слои, поколения, народы   всего мира.

Целью исследования является анализ ассоциаций современной молодежи в восприятии событий Великой Отечественной войны.

Задачи исследования: 1) провести опрос студентов 1х-3х курсов вуза 162 человека; 2) обработать полученные данные; 3) провести анализ полученных данных и провести сравнительный анализ данных с ранее проведенными аналогичными исследованиями; 4) дать наглядное представление полученных данных; 5) сделать выводы по результатам исследования.

Избрав теорию социальных представлений в качестве теоретической основы для анализа того, как отражается в сознании молодых людей события 1941-1945гг., в качестве методологического подхода к их анализу, мы рассматривали  « социальное представление — это способ видения того или иного аспекта мира, которое трансформируется в суждение и в действие»[1].

В качестве основного метода выбран «ассоциативный эксперимент — один из методов, который берет своё начало в методе свободных ассоциаций, одном из первых проективных методов психологии. 

Зигмунд Фрейд и его последователи предполагали, что «неконтролируемые ассоциации — это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания». В настоящее время данный метод широко применяется в социологических исследованиях» [2].

Предметом исследования явились обыденные представления студентов, связанные с событиями, относящимися к Великой Отечественной войне

Ход исследования: экспериментатор диктует стимулы – слова: ВОЙНА, СРАЖЕНИЕ, ПЛЕН, ТЫЛ, ПОБЕДА, ДЕНЬ ПОБЕДЫ, ВЕТЕРАНЫ, БЛАГОДАРНАЯ ПАМЯТЬ ПОТОМКОВ. Студенты рядом с каждым словом-стимулом анкеты пишут одно слово-реакцию, которое первым пришло в голову испытуемого по прочтении слова-стимула.

На основе данных об ассоциативных полях нами проанализированы типичные категории повседневного опыта студентов в восприятии анализируемого события; исследуя повторяющиеся инвариантные смыслы по частотности ассоциаций были выявлены ядро и периферическое положение в системе убеждений студентов, выраженных в рейтинге ассоциативных понятий, связанных с событиями ВОВ.

Результаты ассоциаций студентов, связанные с горестными событиями тех лет представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Ассоциации студентов с событиями, относящимися к военным событиям

 

Полученные результаты демонстрируют, что в представлениях студентов слова, относящиеся к военным событиям ассоциируются с трагической ситуацией того времени, что характеризует их адекватное восприятие.

Совершенно другие ассоциации вызывают события, связанные с победой нашего народа в Великой Отечественной войне (таблица2).

Таблица 2.

Ассоциации студентов с событиями, относящимися к Победе в ВОВ

 

Иллюстрация результатов нашего исследования, представленная «облаком слов» [3], позволяет наглядно проиллюстрировать сформировавшиеся в сознании студентов как ядро понятия, характеризующие события, связанные с войной и   победой нашего народа в Великой Отечественной войне.

Учитывая, что конечной целью любого исторического исследования является выявление закономерностей, в нашем исследовании мы имели возможность провести сравнение ассоциаций студентов по отношению к данному событию с разницей в 5 лет.  Мы рассмотрели распределение  ассоциаций наших студентов к понятию ПОБЕДА и провели сравнительный анализ ассоциаций студентов, проведенный в 2015 и 2020 годах одной кафедры.

Наглядное представление сравнительного анализа, полученного в результате применения математических методов, наиболее часто применяемых в исторических исследованиях [4] дано в таблице 3. Данная статистическая закономерность является количественным выражением определенной тенденции.      

         Таблица 3.

Сравнительный анализ ассоциаций студентов  к слову Победа

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что математические методы позволили нам в сравнительном анализе выделить как общие тенденции исследования: в каждой выборке слово ПОБЕДА наиболее часто ассоциируется с понятием РАДОСТЬ, так и различия, так как  частоты этой выборки различны, поэтому медиана показывает, что в выборке 2015 года, данная ассоциация встречается больше чем  у половины группы, а в выборке 2020 менее чем у половины, но добавляются такие ассоциации как СЧАСТЬЕ,  ПРАЗДНИК, 9 мая.

С годами из памяти стираются неприятные воспоминания и цена, которая была заплачена за победу, воспринимается не так масштабно и трагично, как это есть на самом деле.

Остается только ощущение радости и гордости за наших героев и народ. Нельзя сказать, что это плохо, но ту боль и утраты, которые причинила война, надо предавать гласности. Молодому поколению важно осознавать, какой ценой досталась Победа, знать не только для того, чтобы поклониться силе духа и мужеству защитников Родины, но и для того, чтобы принять от них эстафету великой ответственности за судьбу своей Отчизны и следующих поколений, и наше исследование подтвердило это.

 

Список литературы:
1. Иванова, Н.А. Применения метода свободных ассоциаций в эмпирических социологических исследованиях / Н.А. Иванова.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-metoda-svobodnyh-assotsiatsiy-v-empiricheskih-sotsiologicheskih-issledovaniyah/viewer (дата обращения: 21.02.2020).
2. Паутова Л.А. Ассоциативный эксперимент: опыт социологического применения.// Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2007.  № 24. С. 149-168.
3. Создавайте облако слов с помощью сервиса Word's Cloud.- URL: https://wordscloud.pythonanywhere.com(дата обращения: 24.02.2020).
4. Федорова, Н.А. Математические методы в исторических исследованиях / Н.А. Федорова // Курс лекций.- URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4837 (дата обращения: 04.02.2020).