Изучение особенностей коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(111)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(111)
Изучение особенностей коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Коммуникативные умения – основное условие развития ребенка, как социально-ориентированной и полноценной личности, внезависимости от речевых особенностей. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитием речи при усвоении программы дошкольного учреждения, обусловлены не только нарушением речевой функции, но и замедленным процессом развития коммуникации у ребенка. В настоящее время общее недоразвитие речи (ОНР) - это наиболее часто встречающийся, тяжелый речевой дефект у детей [1]. Коммуникативные умения у таких детей характеризуются специфическими особенностями. Таким детям сложно наладить контакт со сверстниками, инициативы в общении они обычно не проявляют, часто наблюдаются проблемы с игровой деятельностью: предпочитают играть в одиночные игры, в основном без речевого сопровождения, отказываются от ведущих ролей или самой игры, демонстрируют «ведомое» игровое поведение. Внимание, волевая регуляция и познавательная активность значительно снижены из-за чего наглядный материал запоминается лучше, чем словесный, но ограничен объем запоминания. Все эти особенности обусловлены ограниченностью речевых средств, несформированностью форм общения и снижением активности использования этих самых форм и средств. Многочисленные публикации Б.М.Гриншпуна, Г.В.Гуровец, Р.Е.Левиной, Л.Ф.Спировой, Л.Б.Халиловой, Г.В.Чиркиной, С.Н.Шаховской и др. указывают на факт наличия у детей с общим недоразвитием речи стойких нарушений формирования их коммуникативного акта, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, тугоподвижностью когнитивных процессов.
Одной из актуальных задач логопедии, в дошкольном образовании, является оптимизация коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей. Помощь детям с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте в существующей логопедической системе в основном направлена на коррекцию фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, а формированию как вербальных, так и невербальных средств коммуникации и коммуникативных умений не уделяется должного внимания. Анализ литературных данных (О.Е.Грибова, Г.С.Гуменная, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Л.Б.Халилова, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская) дает основание полагать, что, несмотря на интерес к проблеме и наличие многообразия научных исследований и методических разработок, так или иначе затрагивающих эту проблему, до настоящего времени не сложилось целостного видения решения проблемы формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР. Развитие коммуникативных умений в устной речи должно рассматриваться не просто как цель дошкольного образования, но как средство успешности овладения любыми предметными знаниями и умениями в будущем. Однако при организации воспитательного процесса в дошкольном образовании формирование коммуникативных умений выступает скорее как дополнение к основному процессу обучения и воспитания, нежели как самостоятельная педагогическая задача. В связи с этим возникает потребность в создании различных моделей дифференцированной коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных умений у дошкольников с ОНР, с учетом индивидуально типологических особенностей детей.
Анализируя имеющиеся теоретические данные предполагаем, что развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет способствовать развитию и формированию всех речевых компонентов и наоборот.
В соответствии с данной гипотезой нами был составлен и предложен комплекс диагностических материалов для изучения особенностей коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР. За основу была взята классификация коммуникативных умений по Л.Р.Мунировой [3] и тестовая методика диагностики устной речи по Т.А.Фотековой [5].
Опираясь на теорию А. Е. Дмитриева, Л. Р. Мунирова рассматривает коммуникативные умения, как структурные элементы коммуникативной
деятельности. По ее мнению, коммуникативные умения являются сложными умениями высокого уровня, включающими в себя простейшие элементарные умения. Автор классифицирует коммуникативные умения как:
- информационно-коммуникативные — это умения вступать в процесс общения, ориентироваться в партнере по общению, ситуации, умения соотносить средства вербального и невербального общения;
- регуляционно-коммуникативные – это умения согласовывать свои действия с установками и потребностями партнера, умения применять индивидуальный опыт в совместной деятельности, договариваться, оценивать результат общения;
- аффективно-коммуникативные – это умения проявлять эмпатию и сопереживание, различать эмоции другого человека.
На каждый из предложенных автором вид простейших коммуникативных умений нами была выбрана соответствующая диагностическая методика. (Рисунок 1.)
Рисунок 1. Выбор соответствующей диагностической методики
Т.А.Фотекова [5] в свою очередь, на основе методик, предложенных Р.И.Лалаевой (1988г.) и Е.В. Мальцевой (1991г.). предлагает диагностику устной речи, а именно вербальных средств общения, параметрами изучения уровня развития которых служат:
- исследование словаря и навыков словообразования;
- исследование грамматики;
- исследование связной речи. (Рисунок 2.)
Рисунок 2. Диагностика устной речи
По каждой серии мы разработали бальную систему оценки, от 0 до 3х баллов, где наивысший балл - это 3 балла – полностью правильный ответ или ответ с незначительными отклонениями; 2 балла – ответ со значительными неточностями, со стимулирующей помощью – верный; 1 балл – неверный ответ и 0 баллов – отказ от выполнения либо полное отсутствие какого-либо ответа.
Мы предполагаем, что представленный нами диагностический комплекс позволит более качественно провести диагностику особенностей коммуникативных умений у детей с ОНР, получить более точные данные о зоне ближайшего развития, а также улучшить качество коррекционной работы по развитию коммуникативных умений у данной группы детей.