Управление потребительским рынком в современных условиях на примере Краснодарского края
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(111)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(111)
Управление потребительским рынком в современных условиях на примере Краснодарского края
MANAGEMENT OF THE CONSUMER MARKET IN MODERN CONDITIONS ON THE EXAMPLE OF KRASNODAR REGION
Dominika Gurchiani
Student, Sochi State University, Russia, Sochi
Аннотация. Современные условия хозяйствования диктуют необходимость исследования состояния и развития потребительского рынка. В статье рассматриваются задачи и механизмы муниципального регулирования потребительского рынка.
Abstract. Modern business conditions dictate the need to study the state and development of the consumer market. The article discusses the tasks and mechanisms of municipal regulation of the consumer market.
Ключевые слова: потребительский рынок, индекс потребительских цен, цены, товары, услуги.
Keywords: consumer market, consumer price index, prices, products, services.
Потребительский рынок представляет собой совокупность отраслей и видов экономической деятельности по производству товаров народного потребления и предоставлению услуг населению для удовлетворения личных и общественных потребностей. От его состояния, уровня цен, ассортимента предлагаемых товаров и услуг зависит повседневная жизнь населения региона. Муниципальное регулирование основных сфер потребительского рынка на территории муниципального образования — торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения — имеет специфику. Социально-экономическими предпосылками развития сети торговли являются ориентация на рыночные отношения и прогнозируемый рост благосостояния населения, следствием которого служит повышение платежеспособного спроса.
Современные условия хозяйствования диктуют необходимость исследования состояния и развития потребительского рынка, который позволяет выявить его основные тенденции и проблемы, а также удовлетворенность населения предложением товаров и услуг на потребительском рынке региона. В связи с этим возникает потребность в совершенствовании управления развитием потребительского рынка, соответствующего современным условиям внешней и внутренней среды деятельности субъектов рынка и учитывающих территориальные особенности его формирования. На сегодняшний день потребительские рынки регионов России развиваются довольно быстрыми темпами, о чем говорит рост количества хозяйствующих субъектов, увеличение конкуренции. Однако развитие потребительского рынка должно осуществляться таким образом, чтобы оно не только способствовало увеличению численности предпринимательских структур и продавцов, но, в первую очередь, было направлено на улучшение благосостояния населения региона, качества продаваемых товаров и услуг, а также рост показателей экономического развития как отдельно взятого региона, так и страны в целом. Поэтому развитием потребительского рынка региона нужно именно управлять, используя при этом весь имеющийся арсенал науки управления, выработанный к данному моменту времени.
Основными задачами муниципального регулирования потребительского рынка являются:
- обеспечение наполнения рынка товарами и удовлетворения спроса населения на товары и услуги;
- защита интересов групп населения с низкими доходами;
- обеспечение добросовестной конкуренции, ограничение монополизации рынка;
- защита прав потребителей.
Решить эти задачи возможно путем использования административных, правовых и экономических мер регулирующего воздействия на субъекты рынка.
Давайте рассмотрим индексы потребительских цен на товары и услуги в Краснодарском крае (таблица 1).
Таблица 1.
Индексы потребительских цен на товары и услуги по Краснодарскому краю за 2014 – 2020 годы, на конец периода, в процентах[4]
|
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
к предыдущему месяцу |
|||||||
Январь |
100,72 |
104,25 |
100,90 |
100,42 |
100,50 |
101,01 |
100,37 |
Февраль |
100,81 |
101,92 |
100,61 |
100,11 |
99,99 |
100,40 |
100,33 |
Март |
100,88 |
101,09 |
100,50 |
100,19 |
100,05 |
100,30 |
100,65 |
Апрель |
101,20 |
100,88 |
100,67 |
100,50 |
100,41 |
100,40 |
|
Май |
101,30 |
100,28 |
100,52 |
100,93 |
100,42 |
100,36 |
|
Июнь |
100,74 |
99,90 |
100,38 |
100,56 |
100,43 |
99,98 |
|
Июль |
100,50 |
100,60 |
100,42 |
99,75 |
100,13 |
100,19 |
|
Август |
100,54 |
100,27 |
100,09 |
99,47 |
100,32 |
99,90 |
|
Сентябрь |
101,06 |
100,53 |
100,23 |
99,79 |
100,29 |
99,61 |
|
Октябрь |
100,63 |
101,15 |
100,48 |
100,21 |
100,16 |
99,88 |
|
Ноябрь |
101,48 |
100,57 |
100,44 |
100,06 |
100,59 |
100,25 |
|
Декабрь |
101,73 |
100,68 |
100,59 |
100,25 |
100,90 |
100,25 |
|
Рассмотрим также индексы потребительских цен на продовольственные товары в Краснодарском крае (таблица 2).
Таблица 2.
Индексы потребительских цен на продовольственные товары по Краснодарскому краю за 2014 – 2020 годы, на конец периода, в процентах[4]
|
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
к предыдущему месяцу |
|||||||
Январь |
101,19 |
106,20 |
101,31 |
100,52 |
100,80 |
101,35 |
100,68 |
Февраль |
101,36 |
102,89 |
100,37 |
100,19 |
99,91 |
100,51 |
100,47 |
Март |
101,26 |
101,49 |
100,10 |
100,23 |
100,04 |
100,52 |
100,95 |
Апрель |
101,68 |
100,77 |
100,85 |
101,01 |
100,73 |
100,41 |
101,68 |
Май |
102,37 |
99,81 |
100,74 |
100,59 |
99,67 |
100,43 |
|
Июнь |
100,63 |
99,38 |
99,79 |
100,84 |
100,49 |
99,30 |
|
Июль |
99,81 |
99,64 |
99,85 |
98,58 |
99,43 |
99,97 |
|
Август |
100,14 |
99,58 |
99,50 |
98,09 |
100,38 |
99,05 |
|
Сентябрь |
101,86 |
100,50 |
99,92 |
99,27 |
100,40 |
99,40 |
|
Октябрь |
101,15 |
101,68 |
100,86 |
100,52 |
100,06 |
100,00 |
|
Ноябрь |
101,18 |
100,90 |
100,67 |
100,10 |
101,24 |
100,50 |
|
Декабрь |
102,42 |
100,95 |
101,16 |
100,46 |
102,03 |
100,74 |
|
Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода и характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, и используется в целях осуществления государственной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий, решения правовых споров, а также при пересчете ряда показателей системы национальных счетов из текущих цен в сопоставимые цены.
Возможны следующие механизмы муниципального регулирования потребительского рынка:
- Выделение земельных участков для размещения объектов, сдача помещений в аренду.
- Налоговые льготы по местным налогам и льготные кредиты.
- Выдача муниципального заказа.
- Страхование коммерческих рисков.
- Гарантии по займам.
- Установление обязательного (минимального) ассортимента социально значимых товаров.
- Снижение для жизненно важных предприятий тарифов на коммунальные услуги.
- Ставки арендной платы.
- Административный контроль за соблюдением прав потребителей, правил торговли, санитарии, охраны окружающей среды.
Рассмотрим цены на рынке жилья (таблица 3).
Таблица 3.
Средние цены одного квадратного метра общей площади жилых помещений разных типов в I квартале 2020 года, на конец квартала, рублей за 1 кв. метр общей площади[4]
|
Первичный рынок |
Вторичный рынок |
Все типы квартир |
51820 |
59197 |
в том числе: -квартиры низкого качества |
x |
55406 |
-квартиры среднего качества (типовые) |
45803 |
57959 |
-квартиры улучшенного качества |
59616 |
60079 |
-элитные квартиры |
81747 |
62894 |
Теперь рассмотрим Индексы цен на рынке жилья (Таблица 4)
Таблица 4.
Индексы цен на рынке жилья в I квартале 2020 года, на конец периода [4]
|
Первичный рынок |
Вторичный рынок |
||
в % к IV кварталу 2019 |
в % к |
в % к |
в % к |
|
Все типы квартир |
104,2 |
110,2 |
100,3 |
101,8 |
в том числе: -квартиры низкого качества |
x |
x |
100,2 |
101,8 |
-квартиры среднего качества (типовые) |
104,8 |
106,9 |
100,2 |
101,6 |
-квартиры улучшенного качества |
103,3 |
113,8 |
100,5 |
102,2 |
-элитные квартиры |
105,7 |
120,9 |
100,3 |
101,3 |
По данным выборочного статистического наблюдения в I квартале 2020г. по сравнению с предыдущим кварталом индексы цен на первичном и вторичном рынках жилья повысились соответственно на 4,2% и 0,3%. На первичном рынке стоимость элитных квартир повысилась на 5,7%, среднего качества (типовых) – на 4,8%, улучшенного качества – на 3,3%. На вторичном рынке повышение цен было зарегистрировано на квартиры улучшенного качества на 0,5%, элитные – на 0,3%, низкого и среднего качества (типовые) – на 0,2%. На потребительском рынке региона действуют различные субъекты, которые способны существенным образом повлиять на его развитие, а, значит, управлять им. Органы местного самоуправления как наиболее властный субъект потребительского рынка способен оказывать влияние на такие его составляющие как степень монополизации, развитие конкуренции, уровень цен и тарифов, доступность и качество товаров и услуг. Основными формами и методами воздействия, которыми пользуются органы местного самоуправления, являются ставки арендной платы, административные санкции, финансово-кредитная поддержка, муниципальный заказ.
Производители товаров и услуг, представленных на потребительском рынке для более эффективного осуществления своей деятельности и реализации своих интересов, объединяются в союзы, иные организации. Основной целью таких объединений является получение возможности оказать влияние на степень монополизации, свободу конкуренции, снижение административных барьеров. Объединения производителей и предпринимателей воздействуют на потребительский рынок с помощью таких методов как содействие в подготовке кадров, моральное воздействие, повышение качества обслуживания. Потребители как субъект рынка также имеют свои интересы.
С помощью реализации этих интересов осуществляется определенное воздействие на потребительский рынок, способствующее его развитию. Основным интересом потребителей является достижение высокого качества товаров и услуг, поэтому для его обеспечения они направляют обращения, касающиеся ненадлежащего качества товаров, в судебные органы, проводят экспертизы. Таким образом, можно сказать, что каждый из субъектов потребительского рынка действует в своих интересах, оказывает определенное воздействие на него, т.е. в какой-то степени управляет им. При этом интересы субъектов потребительского рынка различны, поэтому грамотное и эффективное управление развитием потребительского рынка региона должно строиться на взаимоувязке целей и интересов всех его субъектов при одновременном учете условий социально-экономического развития региона. Согласование целей экономического развития региона и бизнеса является первостепенным приоритетом управления региональным потребительским рынком. На сегодняшний день в сфере управления потребительским рынком происходят положительные изменения. Проводимые в России рыночные реформы формируют реальные возможности для установления социально ориентированной экономики, связанной с развитием рынка потребительских товаров и услуг населению и ростом производства, повышением их качества и расширением ассортимента. Расширение экономических связей, рост благосостояния населения регионов вызывают увеличение потребности в наиболее качественных товарах и услугах, появление новых форматов бизнеса в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания, что в конечном итоге требует организации более эффективного социально ориентированного потребительского рынка.
Таким образом, управление развитием потребительского рынка региона должно быть основано на учете интересов всех участников рынка – потребителей, производителей товаров и услуг, местных властей при непременном соблюдении требований к качеству реализуемой продукции, а также постоянному ее повышению. В современных условиях развитие потребительского рынка на региональном уровне должно быть ориентировано на создание и поддержание наиболее комфортных и благоприятных условий его функционирования. Совершенствование условий функционирования и развития потребительского рынка будет способствовать развитию его структуры, развитию прогрессивных форм обслуживания, увеличению количества предприятий, росту предложения на рынке, увеличению платежеспособного спроса населения, а, значит, повышению показателей социально-экономического развития конкретного региона.