Статья:

Диагностика уровня самооценки у детей младшего школьного возраста

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(111)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Колесникова К.С., Михалец И.В. Диагностика уровня самооценки у детей младшего школьного возраста // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 18(111). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/111/71280 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Диагностика уровня самооценки у детей младшего школьного возраста

Колесникова Ксения Сергеевна
студент, ФГБОУ ВО Пензенский государственный университет, РФ, г. Пенза
Михалец Ирина Викторовна
канд. психол. наук, доцент, ФГБОУ ВО Пензенский государственный университет, РФ, г. Пенза

 

Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих качеств, возможностей и своего места среди других людей. Этот термин является наиболее существенным и наиболее изученным в психологии стороной самосознания личности. Благодаря самооценке можно регулировать поведение личности [6].

Термин «самооценка школьника» означает способность сознания школьника объективно оценивать свою личность в целом, ее потенциал, способности личности, преимущества и ее недостатки, а также положения в социуме. Абсолютно в каждом возрасте от адекватности самооценки напрямую зависит поведение ребенка, его мотивация, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, дальнейшее его развитие как личности [3, 4].

Более того, самооценка оказывает влияние на установление контактов с другими сверстниками, что является важным фактором в школьном возрасте. Насколько коммуникабельным и принятым среди одноклассников окажется ребенок, зависит от его уровня самооценки. Поскольку с начала ребенок приходит в школу с уже сформированной самооценкой, которая была развита в институте семьи до этого момента, он устанавливает различные контакты и отношения с детьми и показывает себя с определенной стороны.

Самооценкой школьника становится самовосприятие ребенка. Как ребенок оценивает свои возможности и собственные качества, смотрит на персональные качества и личность в целом, это и становится самооценкой. Если ребенок верит в себя и в свои силы, то он будет пытаться изменить ход событий, которые ему не нравятся. Если ребенок не уверен в себе, он не станет ничего менять, будет бояться неудачи, в таких случаях дети просто опускают руки.

Чаще всего при неадекватной самооценке выделяют завышенную и заниженную самооценку. Дети с заниженной и завышенной самооценкой ведут себя соответствующе. Стоит заметить, что при неадекватной самооценке дети тянутся друг к другу и хотят друг с другом общаться. Обычно ребенок с низкой самооценкой ищет себе друзей среди таких же детей с низкой самооценкой и будут соперничать с детьми, у которых завышенная самооценка. То же происходит и, наоборот, при завышенной самооценке, где друзьями становятся дети с такой же высокой самооценкой, а врагами являются дети неуверенные в себе.

Завышенная самооценка, как отмечают многие психологи, является нормой для детей младшего школьного возраста, как и средняя самооценка. Но очень важно держать уровень самооценки школьников  под контролем учителей и родителей, чтобы вовремя оказать нужное влияние или помощь. Для того чтобы узнать уровень самооценки существуют различные методики, тесты, опросы и т.д.

Методика «Какой я?» Р.С. Немова [5, 6] проводилась среди учащихся вторых классов МБОУ СОШ №67 г. Пензы. Приняли участие в эксперименте 41 ученик.

Тест организован так, что ребёнок сам себе выставляет оценку по ряду личностных качеств.

При проведении методики, «Какой я?» Р. С. Немова, детям был дан бланк, где они должны были сами себе поставить оценки по ряду личностных качеств.

Обработка результатов. Оценивая себя, ребенок набирает определенное количество баллов. Баллы суммируются, и по оценочной таблице выявляется уровень самооценки (таблица 1).

Таблица 1.

Оценивание ответов

10 баллов

очень высокий

8-9 баллов

высокий

4-7 баллов

средний

2-3 балла

низкий

0-1 балл

очень низкий

 

Итоговая сумма баллов позволяет сделать выводы об уровне его самооценки. Также испытуемый самостоятельно комментирует, насколько важны для него перечисленные качества характера. Итоги записывались в таблицу  результатов обследования по методике, «Какой я?» Р. С. Немова изображенной на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Изображение таблицы результатов обследования по методике, «Какой я?» Р. С. Немова

 

Наглядно результаты исследования можно посмотреть на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Результат исследования методики, «Какой я?» Р. С. Немова

 

По данным методики (рисунок 2) было выявлено, что:

-  35% учащихся испытывают высокий уровень самооценки, адекватно реагируют на замечания других и трезво оценивают свои действия;

- 53% учащихся испытывают средний уровень самооценки. Они время от времени ощущают необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивают себя и свои способности без достаточных на то оснований.

- 12% учащихся испытывают средний уровень самооценки, при котором они нередко болезненно переносят критические замечания в свой адрес, чаще стараются подстроиться под мнение других людей, сильно страдают от избыточной застенчивости.

Из результатов проведения методики можно сделать вывод, что большинство учащихся данных классов имеют среднюю самооценку, что является нормой. Но также присутствуют дети с высокой и низкой самооценкой.

Ранний школьный возраст является одним из самых важным возрастом формирования самооценка. Родителям и учителям ни в коем случае не стоит запускать этот процесс, иначе адекватная самооценка не будет сформирована.

Педагогам и психологам стоит уделять отдельное внимание детям с слишком завышенной  или заниженной самооценкой,  подключая к этой проблеме родителей.

 

Список литературы:
1. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учеб. пособие / В. Г. Асеев; Иркут. гос. пед. ин-т. - Иркутск: ИГПИ, 1989  —–   193 с.
2. Баркова Н. П., Аркаева Н. И. Изучение самооценки младших школьников // Молодой ученый. — 2018. — №26. — С. 148-153. — URL https://moluch.ru/archive/212/51873/ (дата обращения: 22.03.2020).
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Божович Л.И. — СПб.: Питер, 2008 — 400 с.
4. Зинченко В. П. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Изд. 4-е, расш. - Москва: АСТ; Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009 —–  811 с.
5. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2016 —–  739c.
6. I Love Mir [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://ilovemir.ru/samootsenka-shkolnika/ , свободный – (20.04.2020).