Статья:

Сущность и стимулирование познавательной активности и самостоятельности младших школьников

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Башилова Л.А. Сущность и стимулирование познавательной активности и самостоятельности младших школьников // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 21(114). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/111/73544 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Сущность и стимулирование познавательной активности и самостоятельности младших школьников

Башилова Лела Александровна
магистрант, Московского Инновационного университета, РФ, г. Москва

 

THE ESSENCE AND STIMULATION OF COGNITIVE ACTIVITY AND INDEPENDENCE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

 

Lela Bashilova

Master's student, Moscow Innovative University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье мы рассмотрим сущность познавательной активности и самостоятельности. Как и чем стимулировать познавательную активность и самостоятельность. А также признаки познавательной активности младших школьников и ее уровни. На примере исследования покажем метод стимулирования познавательной активности и самостоятельности младших школьников.

Abstract. In this article, we will consider the essence of cognitive activity and independence. How and how to stimulate cognitive activity and independence. As well as signs of cognitive activity of primary school children and its levels. Using the example of the study, we will show a method for stimulating cognitive activity and independence of younger students.

 

Ключевые слова: познавательная активность, познавательный интерес, самостоятельность.

Keywords: cognitive activity, cognitive interest, independence.

 

Эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятель­ности. Деятельность протекает более эффективно и дает более ка­чественные результаты, если у обучающегося имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Познавательная активность и самостоятельность обучающихся в процессе обучения – это важнейшие условия развивающей направленности обучения.

Стимулировать познавательную активность надо уже в начальной школе. Развитие познавательной активности - одна из самых важных задач воспитания подрастающего поколения. Эти качества будут нужны человеку в течение всей жизни, и если в детстве стремление к новым знаниям и умениям не развить, то последствия будут весьма плачевны. Познавательная активность - это успех во всех будущих начинаниях.

Раскроем сущность понятия «познавательная активность» и «самостоятельность».

Познавательная активность - это главная задача воспитания и обучения. В литературе определений множество. Прежде всего, это деятельность ребёнка, обживающего новый для него окружающий мир как активный субъект, которая показывает индивидуальность его, направляет энергию, волю, заставляет работать для достижения позитивного результата. 

Более полное определение познавательной активности дают психологи В. Иванов, В. Мясищев, которые определяют ее как «активное познавательное отношение человека к окружающему миру». [5]

Другую трактовку познавательной активности предлагает Н. Г. Морозова, считая, что «эмоционально-познавательное отношение к миру и проявляется как познавательный интерес». [6]

В свою очередь А. Ковалев характеризует данное понятие как «отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательности». [4]

Обобщая различные определения познавательной активности, Г. Щукина рассматривает ее как «избирательную направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, как стремление, потребность личности заниматься деятельностью, которая приносит удовлетворение». [9] Она считает, что активность - мощный побудитель познавательной деятельности, под влиянием которой все психические процессы проходят особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Это особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам. Известные психологи Б. Ананьев, Л. Божович, А. Леонтьев, В. Мясищев, С. Рубинштейн и др. подходят к проблеме познавательной активности более целостно, в системе личности с ее потребностями и отношениями. [2]

Активность отображает объективно существующие отношения личности, которые проявляются при взаимодействии человека с реальной общественной средой и реализуются в деятельности человека. Вне деятельности активность человека теряет свой смысл и не может развиваться.   

Характерной чертой познавательной активности является ее предметная направленность. Среди многообразия предметов человек выбирает то, что ценно для него, связано с его индивидуальным опытом и развитием.

Самая нужная черта личности – познавательная активность и самостоятельность. Это отношение к действию, постоянное состояние готовности к нему, усвоение социального опыта, накопление знания, способов действия, навыков и умений, уже ранее приобретённых человечеством. Это то, без чего действие не будет успешным: способность восприятия и мышления. Существует масса способов распознавания такой способности у детей.

Простым наблюдением за деятельностью ребёнка можно установить, насколько он активен и стремится ли к новым знаниям.

Присутствие своё познавательная активность младших школьников показывает следующими признаками:

ребёнок увлечён деятельностью, предметом;

у него ярко выражено стремление к выполнению самых разных, даже сложных заданий, он не хочет останавливаться и заканчивать свои действия;

он проявляет самостоятельность, подбирая средства и способы действия, сам достигает результата и сам себя контролирует, это значит, что активность познавательная находится на высоте.

в общении со взрослыми задаёт вопросы, удовлетворяющие его познавательный интерес.

очень эмоционально относится к тому, что делает;

отношение к учению (в чем видит смысл учения, регулярность и качество подготовки домашних заданий);

качество знаний (знание материала программы, умение применять знания на практике);

характерные особенности учебной деятельности (мыслительная активность, сосредоточенность, устойчивость внимания, общий тонус в работе, эмоционально-волевые проявления, степень внешней активности);

отношение к внеучебной познавательной деятельности (увлеченность ею, системность, направленность)

Познавательная активность младших школьников проявляется неодинаково у разных детей.

Познавательная активность имеет три уровня развития: [8]

Воспроизводящая активность –  стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий ребенка, отсутствием интереса к углублению знаний, отсутствием вопроса: «Почему?»

Интерпретирующая активность –  стремление ребенка к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Творческая активность - стремление ребенка не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этого новый способ. Характерной особенностью этого уровня активности является проявление высоких волевых качеств ребенка, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.

Таким образом, основу познавательной активности младшего возраста составляет стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, изучить взаимосвязи между явлениями и процессами, а также законы их функционирования.

Таким образом, развитие познавательной активности детей необходимо для всей их последующей жизнедеятельности. В процессе познания ребёнок должен быть для взрослого полноценной личностью, способной как определить собственную активность, так и творчески подойти к поставленной задаче, реализуя не только интересы и потребности, но и волю. Дальнейшее школьное обучение целиком и полностью зависит от того, насколько развиты эти способности в детском саду. Познавательная активность школьников - это уже проявление ребёнка в собственной деятельности, самостоятельно строящего взаимоотношения с учителями и одноклассниками.

Мною было проведено исследование «Стимулирование познавательной активности младших школьников» на базе одной из школ города Твери. Выборка данного исследования является группа детей 11 – 12 лет.

Для исследования были использованы следующие методики: «Оценка познавательного интереса»; опросник изучения познавательной активности обучающихся; наблюдение за активностью детей на уроках; наблюдение за отвлекаемостью детей на уроках.

На первом этапе исследования было видно, что у 12 обучающихся высокий уровень познавательной активности - это дети, которым интересно заниматься на уроках. Выполняют задания с удовольствием и самостоятельно. Хотят сами прийти к полученному результату; у 12 обучающихся средний уровень познавательной активности – это дети, которым интересно присутствовать на уроках, при затруднении не отказываются от выполнения задания, а ищут пути решения; у 8 обучающихся низкий уровень познавательной активности – это дети, которым не интересно присутствовать на уроках. Не могут без помощи учителя решить задания. Не хотят самостоятельно прийти к какому-либо результату.

Уровень познавательной активности младших школьников по методике «Оценка познавательного интереса» определялся по пятибальной шкале, путем вывода среднего балла по всем ответам на вопросы и распределялся в соответствии с оценочной шкалой.

Высокий уровень –  5 баллов

Средний уровень – 3 – 4 балла

Низкий уровень – 1 – 2 балла

Для высокого уровня характерны следующие признаки:

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Для среднего уровня характерны следующие признаки:

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Для низкого уровня характерны следующие признаки:

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

При обработке данных подсчитывались баллы и выводилось среднее значение для каждого младшего школьника в отдельности, затем выводилось среднее значение по испытуемому классу.

Активность познавательного развития ребёнка у каждого своя, кто-то яркий теоретик, а кому-то легко на практике. Это связано с индивидуальными особенностями развития познавательных процессов, полученными знаниями и умениями.

Следующая методика «Опросник изучения познавательной активности обучающихся» проводится фронтально - с группой обучающихся. После раздачи бланков младшим школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример. Следует проверить, как каждый из обучающихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого обучающиеся работают самостоятельно. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции – 10 - 15 мин. Опросник состоит из 52 вопросов.

Варианты индивидуальных ответов сравниваются с «ключом». За каждое совпадение ответа с «ключом» насчитывается 1 балл.

«Ключ»:

16, 2а, 36, 5а, 66, 7а, 8а, 10а, 116,12а, 136, 156, 166, 17а, 186, 20а, 21а, 226, 23а, 256, 266, 276, 286, 30а, 316, 326, 33а, 35а, 366, 37а, 38а, 40а, 41а, 426, 436, 45а, 46а, 476, 486, 506, 51а, 52а, 46, 9а, 146,19а, 24а, 296, 346, 396,44а, 49а.

Интерпретация результатов:

35 – 42 - высокий уровень

20 – 34 – средний уровень

0 – 19 – низкий уровень

По данному опроснику можно выявить отношение к школе, к урокам.

По данным обучающимся был сделан вывод: у 12 человек активность превышает отвлекаемость, что может свидетельствовать о высоком уровне познавательной активности. Эти дети часто задают большое количество вопросов, направленных на знание не только фактического материала, но и теоретического. Эти дети самостоятельно выполняют учебные задачи; у 12 человек активность и отвлекаемость находятся примерно в равных соотношениях, что говорит о среднем уровне познавательной активности. Эти дети интересуются лишь фактическим материалом и пытаются давать высказывания, имеющие целенаправленный характер. В выполнении самостоятельных заданий этим детям возможно будет необходима помощь; у 8 человек отвлекаемость превышает активность, что говорит о низком уровне познавательной активности. Эти дети задают очень мало вопросов и часто эти вопросы не имеют целенаправленного познавательного характера, они очень часто отвлекаются и самостоятельно выполнить задания не могут.

Для сравнения выраженности познавательной активности обучающихся на обычном уроке (результаты представлены выше) и на уроке, на котором ученики были включены в учебную деятельность, нами было проведено внеклассное мероприятие, основанное на проектной деятельности.

Используя проектную деятельность, был сделан вывод: что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка. При реализации проекта дети стали работать самостоятельно в коллективе, стали интересны друг другу.

Изучив психолого-педагогическую литературу и проведя исследование, мы пришли к выводу, что проектный метод деятельности развивает ребенка только в том случае, если он представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Используя метод проектов, можно целенаправленно развивать познавательную активность и самостоятельность у детей младшего школьного возраста через разные виды совместной, партнерской образовательной деятельности.

 

Список литературы:
1. Аблитарова А. Р., Ревинская Н. А. Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 107-110.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.  М.: Наука, 2000. 351с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 349 с.
4. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1965. 254с.
5. Мясищев, В. Н. О потребностях как отношениях человека [Текст] / В. Н. Мясищев / Ученые записки ЛГУ. Психология. – М. : ВЛАДОС, 1959. – С. 32-40
6. Морозова  Н.Г.  Учителю  о  познавательном  интересе. М., 2009. 246  с.
7. Равкин З.И. Стимулирование как педагогический процесс (основы общей теории) // Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследования истории советской школы: Сб. ст. / Под ред. З.И. Равкина. – Йошкар-Ола: Марийский гос. пед. ин-т, 1972. – С. 9–76.
8. Шамова Т. И. Активизация учения школьников М., 1982. c.46
9. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов. М.: Педагогика, 1988. - 208 с.
10. Щукина, Г.И Пути формирования познавательных интересов учащихся на уроке в процессе сообщения новых знаний: ученые записки. Т.106 / Г.И. Щукина. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1955. - С. 51-77.