Межкультурная компетенция как инструмент мотивации на уроках иностранного языка
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(97)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(97)
Межкультурная компетенция как инструмент мотивации на уроках иностранного языка
Особое внимание, которое сейчас уделяется культурологическому аспекту, предполагает уточнение его места в содержании обучения иностранному языку. Содержание обучения включает в себя три основных компонента: языковой и речевой материал, предметное содержание, передаваемое по средствам этого материала, а также действия по получению, обработке и передаче этого содержания, которые осуществляются с помощью практических упражнений. А результатом выполнения этих упражнений являются сформированные знания, умения, навыки и возможность принимать участие в иноязычном общении полноправно.
Практические упражнения на уроках иностранного языка играют роль прямых средств обучения. В связи с этим экстралингвистической информации в тематическом плане отводится соответствующее место. Она включена в аутентичные тексты для аудирования и чтения.
Культурологический аспект отражается в целях и задачах обучения иностранному языку, а также в содержании и приемах обучения, что с самого начала ведет к целенаправленной работе по формированию межкультурной компетенции обучающихся.
В связи с изменениями, происходящими в настоящее время в системе образования, учителя проводят корректировку методики обучения иностранному языку. Это выражается в проявлении большого внимания интересам обучающихся, в попытках стимулировать их к изучению иностранного языка, в стремлении изменить стиль взаимодействия с учениками, перейти к демократическому диалогу.
Учителя используют дополнительную страноведческую и лингвострановедческую информацию, мотивируют обучающихся к индивидуальной работе, проводят на уроках работу с газетой, способствуют созданию благоприятного психологического климата на уроке. Стихотворения, песни, ролевые игры постепенно становятся обязательными элементами урока.
Все вышеперечисленное обеспечивает формирование мотивации у обучающихся к изучению иностранного языка. Одним из ведущих стимулов к изучению иностранного языка является стремление самих обучающихся расширить свой кругозор, причем главную роль играет желание узнать о жизни страны изучаемого языка, о ее культуре, истории, географии, быте, традициях и обычаях.
Также необходимо разработать индивидуализированные и дифференциальные программы обучения. Важным средством повышения качества образования школьников является применение всех форм работы: индивидуальной, парной, групповой. Для успешного достижения поставленных целей во время урока необходимо активизировать у обучающихся все виды речевой деятельности, особое внимание уделяя формированию навыков говорения, так как именно во время коммуникации у обучающихся рождается внутренняя мотивация к общению на языке.
Также следует учитывать индивидуальные особенности обучающихся и обеспечивать каждого ученика возможностью добиться планируемого результата. Широкое внедрение элементов самообучения и взаимообучения активизирует сам процесс изучения языка, оживляет его и дает толчок к быстрому самосовершенствованию.
Многообещающим являются стремление разработать обучающие программы с использованием современных технологий обучения (скайп-технологии), введение их в практику образовательных организаций. Применение этих технологий дает возможность трансформировать урок иностранного языка в урок-конференцию, в урок-экскурсию, урок-телемост, что приводит к увеличению интенсивности процесса обучения.
Несомненно, что планируемый результат обучения иностранному языку может быть достигнут лишь при улучшении условий обучения, а также если обучающиеся на практике будут ощущать, что от них действительно требуется практическое владение иностранным языком.
Таким образом, можно сделать вывод, что для повышения мотивации школьников в изучении иностранного языка необходимо использовать культурологический аспект в виде разнообразного дидактического материала: таблицы, схемы, репродукции, раздаточный материал, а также современные технические средства обучения. Также важно учитывать актуальные потребности и интересы обучающихся, значимые для них цели и мотивы.