Статья:

Межкультурная компетенция как инструмент мотивации на уроках иностранного языка

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(97)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Грушецкая И.В. Межкультурная компетенция как инструмент мотивации на уроках иностранного языка // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 4(97). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/97/66218 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Межкультурная компетенция как инструмент мотивации на уроках иностранного языка

Грушецкая Инна Владимировна
магистрант, Южный Федеральный Университет Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации. РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Особое внимание, которое сейчас уделяется культурологическому аспекту, предполагает уточнение его места в содержании обучения иностранному языку. Содержание обучения включает в себя три основных компонента: языковой и речевой материал, предметное содержание, передаваемое по средствам этого материала, а также действия по получению, обработке и передаче этого содержания, которые осуществляются с помощью практических упражнений. А результатом выполнения этих упражнений являются сформированные знания, умения, навыки и возможность принимать участие в иноязычном общении полноправно.

Практические упражнения на уроках иностранного языка играют роль прямых средств обучения. В связи с этим экстралингвистической информации в тематическом плане отводится соответствующее место. Она включена в аутентичные тексты для аудирования и чтения.

Культурологический аспект отражается в целях и задачах обучения иностранному языку, а также в содержании и приемах обучения, что с самого начала ведет к целенаправленной работе по формированию межкультурной компетенции обучающихся.

В связи с изменениями, происходящими в настоящее время в системе образования, учителя проводят корректировку методики обучения иностранному языку. Это выражается в проявлении большого внимания  интересам обучающихся, в попытках стимулировать их к изучению иностранного языка, в стремлении изменить стиль взаимодействия с учениками, перейти к демократическому диалогу.

Учителя используют дополнительную страноведческую и лингвострановедческую информацию, мотивируют обучающихся к индивидуальной работе, проводят на уроках работу с газетой, способствуют созданию благоприятного психологического климата на уроке. Стихотворения, песни, ролевые игры постепенно становятся обязательными элементами урока.

Все вышеперечисленное обеспечивает формирование мотивации у обучающихся к изучению иностранного языка. Одним из ведущих стимулов к изучению иностранного языка является стремление самих обучающихся расширить свой кругозор, причем главную роль играет желание узнать о жизни страны изучаемого языка, о ее культуре, истории, географии, быте, традициях и обычаях.

Также необходимо разработать индивидуализированные и дифференциальные программы обучения. Важным средством повышения качества образования школьников является применение всех форм работы: индивидуальной, парной, групповой. Для успешного достижения поставленных целей во время урока необходимо активизировать у обучающихся все виды речевой деятельности, особое внимание уделяя формированию навыков говорения, так как именно во время коммуникации у обучающихся рождается внутренняя мотивация к общению на языке.

Также следует учитывать индивидуальные особенности обучающихся и обеспечивать каждого ученика возможностью добиться планируемого результата. Широкое внедрение элементов самообучения и взаимообучения активизирует сам процесс изучения языка, оживляет его и дает толчок к быстрому самосовершенствованию.

Многообещающим являются стремление разработать обучающие программы с использованием современных технологий обучения (скайп-технологии), введение их в практику образовательных организаций. Применение этих технологий дает возможность трансформировать урок иностранного языка в урок-конференцию, в урок-экскурсию, урок-телемост, что приводит к увеличению интенсивности процесса обучения.

Несомненно, что планируемый результат обучения иностранному языку может быть достигнут лишь при улучшении условий обучения, а также если обучающиеся на практике будут ощущать, что от них действительно требуется практическое владение иностранным языком.

Таким образом, можно сделать вывод, что для повышения мотивации школьников в изучении иностранного языка необходимо использовать культурологический аспект в виде разнообразного дидактического материала: таблицы, схемы, репродукции, раздаточный материал, а также современные технические средства обучения. Также  важно учитывать актуальные потребности и интересы обучающихся, значимые для них цели и мотивы.