Статья:

Эффективные приёмы обучения английскому языку студентов-нелингвистов

Конференция: XI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Абрамова И.Е., Шишмолина Е.П. Эффективные приёмы обучения английскому языку студентов-нелингвистов // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XI междунар. науч.-практ. конф. — № 9(11). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 30-33.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Эффективные приёмы обучения английскому языку студентов-нелингвистов

Абрамова Ирина Евгеньевна
д-р филол. наук, доцент, Петрозаводский государственный университет, РФ, г. Петрозаводск
Шишмолина Елена Петровна
канд. пед. наук, доцент, Петрозаводский государственный университет, РФ, г. Петрозаводск

 

Effective Methods of English Teaching To Non-linguistic Students

 

Irina Abramova

doctor of sciences (philology), associate professor in Petrozavodsk State University, Russia, Petrozavodsk

Elena Shishmolina

candidate of sciences (pedagogy), associate Professor in Petrozavodsk State University, Russia, Petrozavodsk

 

Аннотация. В обучении иностранным языкам в вузе важное место занимают современные ИК-технологии. В статье анализируется положительный опыт обучения студентов-нелингвистов английскому языку при помощи проектного метода создания видеофильма.

Abstract. New IT- technologies are widely used in the foreign language teaching process in Russian universities. The article analyzes the experience of English teaching to Non-linguistic Students using Filmmaking.

 

Ключевые слова: информационные технологии; общественно-политический дискурс; фильм-проект

Keywords: information technology; political discourse; filmmaking

 

Профессиональный успех во многих сферах деятельности выпускника гуманитарного факультета зачастую определяется его умением взаимодействовать с людьми, способностью их убеждать, воздействовать на чувства и эмоции, побуждать к определенным действиям. Обучить этим умениям будущих специалистов - гуманитариев нелингвистического профиля представляется возможным с помощью такой информационной технологии как создание видеофильма. Возможности этого вида искусства довольно широки. Можно согласиться с мнением американского социолога Герберта Шиллера о том, что «полагать, что продукция кинопромышленности служит только развлечению и не несёт идеологической нагрузки, значит сознательно игнорировать одну из наиболее действенных форм культурного империализма» [1]. Не вызывает сомнения, что в современном мире эмоции, которые испытывает человек, в значительной степени вызываются средствами массовой коммуникации. Создание эмоционального резонанса — одна их главных задач большинства информационных сообщений и развлекательных шоу. Очевидно, что, являясь мощным способом идеологической пропаганды, кино способно оказывать чрезвычайно сильное эмоциональное воздействие, создавать у зрителя ощущение «справедливости» и моральной правоты того или иного персонажа, независимо от его действительной роли в истории. Поскольку пропагандистское влияние на человека происходит скрыто, на эмоциональном уровне, вне его сознательного контроля, кино обладает большим потенциалом в  информационно-психологической войне [2].  

В статье представлены данные анализа практического опыта организации обучения устному профессионально ориентированному общению бакалавров и магистров гуманитарных направлений и специальностей Петрозаводского государственного университета с помощью ИКТ. Специфика содержания обучения таких направлений, как, например, «международные отношения», «история международных отношений», «политология» определяет важность формирования коммуникативной компетенции студентов в сфере общественно-политического дискурса как одной из разновидностей академического дискурса.

Технология создания профессионально ориентированного видеофильма представляется одним из возможных инструментов формирования коммуникативной компетенции  студентов  в сфере общественно-политического дискурса. Данный вид работы представляет собой групповой проект, выполняемый студентами  в качестве итогового задания в семестре. Примером такого фильма может служить проект «Women in Power», подготовленный студентами направлений «Международные отношения» и «Социология».  Фильм представляет собой анализ политической деятельности трёх женщин-политиков на современной  международной арене: Ангелы Меркель, Хилари Клинтон, Марин Ле Пен. Процесс выполнения проекта подразумевает организацию самостоятельной деятельности студентов преподавателем в соответствии с разработанными этапами:

1.  предварительное планирование, т.е. развитие  концепция будущего фильма-проекта такими методами, как мозговой штурм, подбор и анализ источников по теме, а также их исследование;

2.  написание сценария, включая описание сюжета, визуальные эффекты, редактирование;

3.  раскадровка, т. е. разработка эскизов и макетов для каждой сцены  фильма;

4.  процесс съёмки фильма (съёмки нескольких дублей каждой сцены, график съёмок);

5.  монтаж фильма с помощью компьютерной программы для редактирования и добавление закадрового  текста, музыки, титров и соответствующие визуальных эффектов);

6.  запись фильма на  диск, цифровой носитель или загрузка  на один из бесплатных Интернет-сервисов  для представления аудитории;

7.  презентация конечного продукта на Фестивале фильмов [3].

Преподаватель инструктирует студентов на каждом этапе работы и  помогает им  на протяжении всего проекта, если это необходимо,  также он знакомит учащихся с правилами и требованиями, касающимися  деталей выполнения заданий. На каждом уровне проекта  обеспечивается контроль и  условия для осуществления обратной связи, в том числе  просмотр видео перед публичной презентацией.

В контексте данной статьи наибольшую важность представляют первый и последний этапы проекта. На этапе поиска информации участники проекта  тщательно изучают, сравнивают, анализируют различные материалы по теме проекта с целью написания текста сценария для фильма. Не менее значимой частью их работы является выработка тактики и стратегии эмоционального воздействия на потенциальную аудиторию. Для этого студенты читают новостные рубрики сайтов и онлайн изданий, смотрят и слушают теле- и радиопрограммы по теме будущего фильма, критически оценивая материал с точки зрения его соответствия теме проекта. Отобранный и структурированный материал студенты записывают на видеокамеру. Последний этап выполнения проекта заключается в демонстрации фильма на студенческом Фестивале фильмов на иностранных языках, в котором принимают участие студенты гуманитарного профиля.

В заключении можно сделать вывод, что практическая значимость данной формы работы заключается в том, что студенты направлений подготовки «международные отношения», «политология», «социологии» и др. получают возможность проанализировать реакцию зрителей на снятый ими фильм, критически оценить, сумели ли они своей работой оказать необходимое психо-эмоциональное воздействие на аудиторию, убедить, увлечь идей, либо этих целей достичь не удалось. Кроме того, просмотр студентами фильмов на различные темы и из разных областей знаний, сделанных другими студентами, позволяет им оценить степень своей конкурентоспособности в области воздействия на массы, что имеет большое значение для будущей профессиональной деятельности выпускников гуманитарных нелингвистических направлений в глобальном мире.

 

Список литературы:
1. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М.: изд-во «Мысль». - 1980. - с.301
2. Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды, 2002 г. //[Электронный ресурс] http://psyfactor.org/kinoprop/  (дата обращения: 21.08.2017)
3. Абрамова И.Е., Шишмолина Е.П. Обучение иностранному языку студентов неязыковых специальностей с позиций компетентностного подхода // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации : материалы шестой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием) / под науч. ред. М. В. Новикова. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. c.133-137