Повышение качества подготовки студентов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» за счет внедрения системы постоянных стажировок в государственных органах власти
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)
Повышение качества подготовки студентов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» за счет внедрения системы постоянных стажировок в государственных органах власти
Аннотация. Проблема подготовки кадров для системы государственного управления, на сегодняшний день, является крайне актуальной. В связи с отсутствием практического времени в процессе обучение, либо его небольшим количеством, студенты не могут применять полученные знания на практике, что существенно снижает уровень их компетенции в профессиональной деятельности и способно снизить уровень качества государственного управления. В статье рассматриваются пути решение данной проблемы с привлечением успешных зарубежных практик.
Abstract. The problem of training personnel for the public administration system, today, is extremely relevant. Due to the lack of practical time in the course of training, or its small amount, students cannot apply the acquired knowledge in practice, which significantly reduces the level of their competence in professional activities and can reduce the level of quality of public administration. The article discusses ways to solve this problem with the involvement of successful foreign practices.
Ключевые слова: Россия, Швейцария, образование, государственное и муниципальное управление, менеджмент, качество образования, стажировки, практика, система подготовки кадров.
Keywords: Russia, Switzerland, education, state and municipal administration, management, quality of education, internships, practice, training system.
Как известно, государственная служба являются довольно сложным ответственным видом деятельности. Будущий государственный служащий должен обладать знанием своей профессии, умение грамотно распоряжаться рабочем временем, умением работать в коллективе. Выпускники, попадающие на работу в государственные органы, часто сталкиваются с трудностями из-за нехватки опыта и отсутствия понимания работы государственного органа.
Такая профессия как менеджер, а государственная служба – это одна из разновидностей менеджмента, требует постоянное применение полученных знаний на практике, невозможно стать высококвалифицированным специалистом, применяя знания только на теории и штудируя учебники. Летней практики, которая составляет всего 160 часов, не хватает для того, чтобы будущие специалисты могли в полной мере применить полученные теоретические знания на практике. Из-за отсутствия практических знаний и понимания работы государственного органа, многие выпускники сталкиваются с большими трудностями в свои первые годы работы. В связи с этим, существует большое количество примеров, когда после первых лет работы молодые сотрудники уходят с государственной службы. Основные причины – это большой объем работы, небольшая заработная плата, конфликты в коллективе. Но одной из главных причин является то, что в первые годы работы студентам, по сути, приходится заново учиться, так как студенты, находясь в стенах университета, попросту не понимали особенности своей будущей работы. Попадая в новую для них среду, они сталкиваются с большим стрессом из-за незнания структуры своей работы и нехватки опыта. Один из способов решения данной проблемы является постепенное погружение в рабочую среду студентов, путем внедрения системы постоянных стажировок в государственных органах. Многие зарубежные образовательные учреждение уже давно пришли к такому подходу в образовательном процессе. Они заключают договора с предприятиями и учреждениями, где студентам дается возможность стажировки и применения своих университетских знаний на практике.
Существуют наглядные примеры обучения по направлениям менеджмента с применениями постоянных стажировок. Широкое применение такого вида обучения применяется в университетах, специализирующихся на подготовки кадров для индустрии гостеприимства. Один из таких примеров, «Ecole Hoteliere de Lausanne» - университет менеджмента в сфере гостеприимства в Швейцарии. Университет является одним из ведущих и старейших учебных заведений по подготовки будущих специалистов в сфере гостеприимства. Он является мировым лидером в качестве подготовки менеджеров для данной сферы.
Успех подготовки студентов, обучающихся на программах такого формата обучения заключается в нескольких простых вещах – это постоянное применение теоретических знаний в сфере их будущей профессиональной деятельности на практике, данная система актуальна во многих странах Европы, к примеру, в Германии систему дуального образования используют более половины всех университетов страны, а в университетах технической направленности данный показатель достигает ста процентов.
Особенностью обучения в данном университете «Ecole Hoteliere de Lausanne», является как раз-таки то, что будущие менеджеры имеют возможность постоянно применять свои теоретические знания, полученные в стенах университета, на практике в ведущих организациях индустрии гостеприимства всего мира. Ниже представлена программа обучения по специальности «Бакалавр гостиничного менеджмента» (см. рис. 1).
Рисунок 1. Программа обучения по специальности «Bachelor in Hospitality Management», Operation internship – стажировка5
Данная программа обучения включает в себя 48 неделей стажировок, что составляет около 25% времени от всего обучения по данной программе. Благодаря такому сочетанию теории и практики студенты после выпуска из университета намного быстрее находят работу, что доказывают ведущие мировые рейтинги университетов, ниже представлены данные с сайта «www.topuniversites.com» (см. рис.2), специализирующимся на рейтинге и описание университетов со всего мира. Данные наглядно показывают процент трудоустройства выпускников, а также рейтинг качества обучения в целом. Стоит отметить, что по уровню качество предоставляемого образования, а также уровню подготовки выпускников, университет находится на высоком уровне оценки, а также возглавляет некоторые рейтинги, далее наглядно представлены показатели образования в сравнении с другими образовательными учреждениями.
Рисунок 2. Оценка университета EHL3
Как видно из рисунка, репутация работодателя составляет 95, это означает, что после окончания университета 9 из 10 студентов находят работу, что значительно выше в сравнении с другими университетами, не использующими систему постоянных стажировок. В основном студенты выбирают организации, в которых они проходили свои стажировки. В свою очередь, работодатели охотно берут студентов на работу, так как уже имели опыт работы с ними во время, когда студенты проходили у них стажировки. Благодаря пройдённым стажировкам у студентов уже есть опыт работы, что намного быстрее сокращает адаптацию к новой работе, а также сокращает время адаптации в новом коллективе. Таким образом, из всего вышесказанного можно с уверенность сказать, что данная система обучения дает огромное преимущество в качестве подготовки студентов в сравнении с аналогичными программами без постоянных стажировок.
Из вышеперечисленного примера методики обучения, используемого в «Ecole Hoteliere de Lausanne» видно, что данная система обучения очень эффективна в подготовки будущих менеджеров. Таким образом, данный опыт можно перенять для успешного внедрения данной системы обучении в подготовку будущих государственных служащих.
Ввиду отличия государственного менеджмента от гостиничного, следует внести некоторые изменения в структуру обучения. Так, например, стажировка в университете «Ecole Hoteliere de Lausanne» занимает 6 месяцев непрерывной стажировки, это связанно с некоторыми особенностями работы в сфере гостеприимства, такими как: отдаленность организаций друг от друга, например, сети крупных отелей, которые располагаются по всему миру. Из-за данной особенности менеджерам приходится менять свое место жительства, переезжая на новое рабочее место. Поэтому данные стажировки и длятся такое продолжительное время, чтобы студенты постепенно привыкли к будущим особенностям своей работы. Ввиду того, что у работы в государственных органах нет таких особенностей или они выражены в менее яркой форме, не обязательно делать непрерывную практику. Следует совмещать обучение в университете и практику в государственных органах. Например, сделать 3 недели теории в университете и 1 неделю практики в государственных учреждениях.
Немаловажно будет закрепить постоянное место стажировок за студентом, учитывая его предпочтения и направленности, если таковые уже выявлены, предполагается, что данные стажировке будет начинаться после первого года обучения, и у студентов уже будут предпочтения по местам их стажировки. Также следует назначить наставника (работника данного учреждения) для отслеживания и корректировки рабочей деятельности студента или небольшой группы студентов.
После каждого прохождения стажировок в университете будет производится анализ итогов работы студента, в ходе которого студент будет докладывать о результатах своей работы.
Внедрение такой системы обучения в программу подготовки будущих государственных служащих в Российской Федерации даст множество положительных результатов, ниже приведены некоторые из них:
- Студент сможет постоянно применять новые теоретические знания на практике, что увеличит интерес к обучению.
- Кадровый лифт. У организаций, в которых проходят стажировки студенты, у государственных органов появится возможность напрямую отбирать себе кадровый резерв, основываясь результатах стажировок студентов.
- Погружение в среду. Проходя такие стажировки студенты смогут постепенно понять и адаптироваться к будущим условиям работы, благодаря чему значительно уменьшиться количество увольнений после первых лет работы.
- Снижение рабочей нагрузки государственных служащих. В ходе стажировок, студенты будут помогать государственным служащим с выполнением некоторых несложных задач. Это существенно уменьшит нагрузку на государственных служащих и повысит их качество работы.
Таким образом система постоянных стажировок пойдет на пользу не только студентам, а также и тем государственным органам, в которых они будут проходить свои стажировки. Благодаря внедрению данной практики в учебных заведениях Российской Федерации, уже через несколько лет будет заметна статистика повышения качества государственного и муниципального управления, за счет того, что у студентов появится реальное понимание рабочего процесса, что даст стимул к старту их трудовой детальности по специальности. Благодаря этому снизится потребность в кадрах в системе государственного управления, что даст власти эффективно отбортовать кадры, выбирать самых достойных кандидатов, возвысится престиж государственной и муниципальной службы.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что внедрение системы постоянных стажировок в направление подготовки студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление» может значительно увеличить качество подготовки будущих специалистов, также данная система способна увеличить интерес к обучению у студентов и облегчить поиск талантливых и перспективных кадров. Взятый пример наглядно показывает, как постоянная практика менеджеров в сфере гостеприимства значительно увеличивает качество подготовки студентов. Есть все предпосылки для того, чтобы перенять данный опыт для подготовки будущих менеджеров государственного сектора в Российской Федерации. Данная система будет полезна не только студентам, но и государственным организациям, так как появится помощь в работе организации, со стороны студентов, а также организация уже во время таких стажировок смогут присматривать себе будущие кадры.