Педагогическое тестирование как средство диагностики знаний обучающихся
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(162)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(162)
Педагогическое тестирование как средство диагностики знаний обучающихся
Любая образовательная организация сталкивается с проблемой оценки и контроля знаний обучающихся.
Одним из средств контроля и оценки уровня знаний обучающихся является тестирование.
Тестирование – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам, путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий [1].
В последние годы тестирование плотно укоренилось и в российской системе образования.
Педагогические тесты отличаются от всех прочих своей направленностью. Основная задача педагогического теста – эффективно измерить уровень подготовленности обучающихся.
Педагогические тестирование в свою очередь подразделяется на:
1. Тестирование во входном контроле: главная задача данного вида тестирования – определить степень владения базовыми знаниями, которые необходимы для успешного освоения нового материала, а так же определить уровень владения материалом, перед его изучением.
2. Тестирование в процессе обучения. Самой важной задачей тестирования в процессе обучения является выявление уровня усвоения знаний по отдельным вопросам изучаемой темы, а так же выявление пробелов в знаниях обучающихся, которые необходимо устранить.
3. Итоговое тестирование направлено на обеспечение объективной оценки результатов обучения, которая ориентирована на характеристику освоения содержания курса или на дифференциацию обучающихся [3]. Рассмотрим основные критерии, отличающие тестирование от остальных методов оценки и контроля знаний обучающихся:
1. Тестовые задания дают возможность проверить знания обучающихся сразу по большому количеству изученного ранее материала.
2. Существенно сокращают время, затрачиваемое на проверку знаний и умений.
3. Процедура проведения и оценки результатов тестирования является стандартизированной, что предполагает практически полное отсутствие ошибок при интерпретации результатов.
4. Практически к нулю сводится вероятность влияния субъективного отношения преподавателя к тестируемому, как во время проведения тестирования, так и во время оценки результатов испытуемых.
Исходя из этих критериев, мы можем утверждать, что тестирование может претендовать на одну из приоритетных форм контроля результатов обучения, превосходящую прочие по скорости получения результатов и его объективности.
Подготовка вопросов тестовых заданий, это крайне важный и ответственный процесс. От правильности составления заданий напрямую зависит объективность и достоверность результатов тестирования.
Ещё до начала составления тестовых заданий необходимо определить цель тестирования, возрастные или иные особенности тестируемых и материал, уровень знания которого необходимо оценить.
Как и любая методика оценивания знаний, тестирование имеет ряд обязательных для выполнения правил и запретов, к ним относятся следующие: задания теста не должны быть длинными, текст задания не может быть сложен для понимания, в тест не рекомендуется включать традиционные вопросы, которые требуют развёрнутый ответ, в тестовые задания следует включать основные, самые значимые положения изученного материала [2].
Наиболее распространёнными являются тестовые задания закрытого типа. Каждый вопрос данного типа имеет несколько вариантов ответа, из которых требуется выбрать один или несколько верных вариантов. Реже встречаются тестовые задания открытого типа. В заданиях открытого типа необходимо дать собственный ответ на заданный вопрос. Вариаций данного задания достаточно много: дописать недостающее слово или предложение, закончить написание формулы или дорисовать таблицу.
Чаще других задания открытого типа встречаются в конце теста и определяются как более сложные.
После составления достаточного количества тестовых заданий проводиться пробное тестирование и анализ полученных данных.
И только по результатам анализа пробного теста выбираются критерии оценивания, в конечном итоге именно правильно выбранный стандарт оценивания определяет критериальную валидность теста.