Статья:

Направления работы по созданию в семье условий для развития речи детей с общим недоразвитием речи

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(143)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Францева И.П. Направления работы по созданию в семье условий для развития речи детей с общим недоразвитием речи // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 7(143). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/143/87451 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Направления работы по созданию в семье условий для развития речи детей с общим недоразвитием речи

Францева Ирина Петровна
ИС "Дистанционное обучение ГБУ ДПО РЦОКИО", Дошкольное образование (курсы повышения квалификации), 1 квалификационная категория, воспитатель МКДОУ №4, РФ, г. Сим

 

Создание в семьях детей с общим недоразвитием речи оптимальных условий для речевого развития возможно при тесном контакте родителей со специалистами дошкольных учреждений.

Основными задачами дошкольных учреждений, оказывающих специальную помощь детям с нарушениями речи являются:

1. Изучение семьи ребенка с нарушениями речи;

2. Привлечение родителей к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе;

3. Повышение уровня психолого-педагогических знаний, умений и навыков родителей, активизация их педагогического самообразования;

4. Организация пропаганды положительного опыта семейного воспитания детей с нарушениями речи [5].

Формы работы учителя-логопеда с родителями можно разделить на три основные группы:

1. Индивидуальные: беседы, консультации, практикумы, посещение занятий, ведение тетрадей для домашних заданий;

2. Групповые (коллективные): родительское собрание, вечера вопросов и ответов, заседания круглого стола, занятия-тренинги, совместные праздники и развлечения, дни открытых дверей, школы для родителей, родительские конференции, семейные (домашние) педсоветы, деловые игры, семинары-практикумы, кружки для родителей и детей;

3. Наглядно-информационные: выставки детских рисунков, фотовыставки, реклама книг и статей из газет, информационный банк, стенды, папки-передвижки, библиотеки, тематические выставки, санбюллетени, родительская почта, памятки, рекламные буклеты, видеоролики, телефон доверия, копилка советов [4].

Наиболее значимые условия для развития речи ребёнка с ОНР в семье условно можно разделить на две группы:

1. Создание благоприятного психологического микроклимата в семье;

2. Создание в семье полноценной речевой среды.

Помогая ребёнку в преодолении его речевых проблем родителям необходимо создавать и постоянно поддерживать речевую среду в семье. [1].

Прежде всего, это будет означать создание щадящего общего и речевого режима для ребенка: полноценный сон и отдых, повышение защитных сил организма и закаливание, дозирование нагрузки, правильное витаминизированное питание и др.

Необходимо в полной мере обеспечить ребёнка предметами для детского творчества, которые в процессе рисования, лепки, изготовлении аппликации и поделок будут способствовать речевому развитию ребенка.

Одним из важнейших условий для успешного развития речи ребёнка с ОНР, является организация специальных занятий дома с родителями. Такие занятия в первую очередь направлены на обогащение детского словаря и не требуют от родителей специальных педагогических навыков. Каждый родитель может стать для дошкольника с ОНР домашним учителем.

Обогащение словаря ребёнка происходит в процессе ознакомления с окружающим и во всех видах детской деятельности. Так как ведущим видом деятельности дошкольного детства является игра, взрослым необходимо ознакомление с окружающим и обогащения детского словаря осуществлять, непосредственно играя с ребенком. Рассматривая и обследуя предметы, читая книги и рассматривая картинки, обследуя игрушки, играя в дидактические игры и упражнения, загадывая загадки необходимо большое внимание уделять названиям предметов и явлений, их свойствам, рассказыванию об этих свойствах в процессе игры и предметной деятельности, развивать умение сравнивать, противопоставлять, обобщать. Целесообразно задавать дошкольникам вопросы типа: «Можно ли так сказать? Почему? Как сказать по-другому?». Говоря о содержании словарной работы необходимо особо подчеркнуть, что словарь дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнении значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений), в развитии образной стороны речи. Для этого нужно постоянно проводить специальные лексические игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование [2].

Можно предложить детям закончить предложение, начатое родителем: дождик вымочит, а солнце…(высушит); ночью темно, а днём…(светло); арбуз сладкий, а лимон…(кислый).

Детям даются задания на нахождение синонимов к глаголам: отыскать-найти, зябнуть-мерзнуть, шалить-баловаться и т. д. Можно дать более сложное задание - закончить предложение, выбрав близкое по значению прилагательное: мальчик молчаливый, а девочка…(неразговорчивая); вчера был день тёплый, а сегодня…(жаркий). Эти упражнения хорошо сочетать с заданиями по подбору к многозначным глаголам и прилагательным существительных, например: кто и что бежит, ползёт, летит, растет, плывет; кто и что может быть горячим, жарким, тяжелым, лёгким, крепким. Организуя речевые игры и упражнения, необходимо стремиться к тому, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес, развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью.

К сожалению, в речи взрослых много штампов, речь недостаточно образна и выразительна. Преобладают простые предложения, встречаются грамматические ошибки. Культура речи взрослого определяется уровнем его общей культуры. Необходимо учить детей говорить спокойно, без крика, не перебивать говорящего, быть сдержанным, уметь терпеливо выслушивать других. Учить детей замечать ошибки в своей и чужой речи, исправлять их. Дети должны чаще слышать и использовать в своей речи общепринятые выражения.

 

Список литературы: 
1. Красовская, Е. В. Взаимодействие работы с семьей по коррекции речевого развития / Е. В. Красовская. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5396/ (дата обращения: 19.01.2021).
2. Мардашова Рамзия Суфияновна, Хаертдинова Рамзия Мансуровна, Коновалова Елена Викторовна Пальчиковые игры с речевым сопровождением как средство развития словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/palchikovye-igry-s-rechevym-soprovozhdeniem-kak-sredstvo-razvitiya-slovarya-u-starshih-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 19.01.2021).
3. Насибуллина Анися Дамировна, Хасанова Диля Маликовна Особенности психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников-билингвов с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-starshih-doshkolnikov-bilingvov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 19.01.2021).
4. Чекмасова Елизавета. Особенности Совместной работы учителя-логопеда и родителей детей с ОНР в ДОО 
Источник: http://logoportal.ru/statya-17533.html
5. Яцышина Ксения Алексеевна, Пащенко Елена Владимировна, Отева Надежда Ивановна Исследование речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. №2 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-rechemyslitelnoy-deyatelnosti-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-iii-urovnya (дата обращения: 19.01.2021).