Статья:

Организация и методы исследования рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(154)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Капляр В.В. Организация и методы исследования рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 18(154). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/154/91981 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Организация и методы исследования рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста

Капляр Виктория Викторовна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Липилина Елена Юрьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры общей педагогики и образовательных технологий, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

Аннотация. В статье даётся анализ теории и практики формирования рефлексивных умений младших школьников. В статье изложены методы организации работы, нацеленные на формирование рефлексивных умений у младших школьников. Сформулированы основные требования к формированию рефлексивных умений.

 

Ключевые слова: рефлексия, педагогическая рефлексия, рефлексивные умения младших школьников.

 

Рефлексия – это одна из форм организации мотивации учения; осмысление учащимися предпосылок, закономерностей и механизмов собственной деятельности, обращение к своему внутреннему миру, опыта жизнедеятельности, способность человека к самопознанию, умение анализировать свои действия, поступки, мотивы и сопоставлять их с общественно значимыми ценностями, а также действиями и поступками других. В целом можно утверждать, что «рефлексия учебной деятельности» – это способность ученика к осмыслению и переосмыслению своих действий; умение осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебных достижений, обеспечивает субъектность школьника в учебе. «Рефлексивные умения младших школьников в учебной деятельности» – это умение анализировать, объяснять свои действия; применять различные способы контроля своей деятельности (по плану, образцу, аналогии, ответом, схеме), проявлять готовность к взаимоконтролю; оценивать свою деятельность и принимать участие в оценке учебной работы сверстников; прогнозировать результат, использовать различные способы исправления ошибок.

Представим ряд рефлексивных умений, которые, на наш взгляд, способны наиболее точно охарактеризовать сформированность рефлексии у младших школьников:

1. Умение регулировать имеющиеся представления о себе как о субъекте деятельности;

2. Умение формировать представления о себе и о своей деятельности, на основе анализа мнения других;

3. Умение осуществлять рефлексивный анализ собственной деятельности и возникающих трудностей;

Ставя задачу формирования и оценки рефлексивных умений у младших школьников, необходимо пересмотреть существующий подход к оцениванию данных образовательных результатов. Педагогическая диагностика является инструментом отслеживания образовательной деятельности, в том числе рефлексивных умений обучающихся. Роль учителя в проведении педагогической диагностики крайне значима. Проведение педагогической диагностики является одним из важных профессиональных компетенций.

По формам осуществления рефлексия делится на две категории:

  • коллективная; 
  • индивидуальная.

Как можно понять из названия, первый вид осуществляется посредством работы в коллективе учащихся, а второй вид – при индивидуальной работе и он рассчитан на личностный подход. Таким образом, планируя учебный процесс, учитель должен видеть качество каждого ребёнка с точки зрения рефлексивных умений и планировать для него соответствующие ситуации, а не предметное содержание, которое необходимо освоить.

Приведем методы формирования рефлексивных умений на уроке:

1. Процесс рефлексии организуется на уроке при ситуации успеха и неуспеха.

2. Анализ действия, совершенного обучающимся на уроке (а не поведения или реакции самого обучающегося).

Безусловно, рефлексивное умение очень нужно для обучающегося, но не всегда дети понимают с первых уроков, как правильно задать вопрос, рассказать о своих ощущениях.

Поэтому педагогам в учебном процессе применяются такие приемы, как:

  • прием «Схематизация» (возможно применение в 3-4 классах);
  • прием «Запрет» — к нему мы приходим при частом употреблении детьми ответов «не могу, не знаю»;
  • прием «Демонстрации» — наиболее действенный в практике, реализуя этот прием учитель анализирует свою деятельность, показывая важность рефлексивного действия;

В процессе диагностического изучения проблемы формирования рефлексивных умений учебной деятельности в современной начальной школе нами посещено 50 уроков. Материалы наблюдений позволили зафиксировать, что в школьной практике недооценивается роль рефлексивных умений. При проведении урока педагог не побуждает младших школьников осуществлять рефлексию, а по завершении урока просто подводит его итог. Формирование рефлексивных умений учебной деятельности происходит нецеленаправленно, эпизодически, учителя не пытаются побуждать учащихся к самоанализу, самоконтролю, самооценке и самокоррекции.

С целью выявления уровня сформированности выделенных нами рефлексивных умений учебной деятельности младших школьников (самоанализу, самоконтролю, самооценке и самокоррекции) было проведено анкетирование. Анкетированием были охвачены учащиеся третьего класса общеобразовательной школы. Результаты выполнения всех задач анкеты оценивались по следующим показателям: полная правильная, распространенный ответ – высокий уровень, частичный ответ – средний, ответ неправильный или задача невыполненная – низкий. Результаты анкетирования показали, что указанные новообразования у учащихся сформированы преимущественно на низком (52 %) и среднем (29 %) уровнях.

Для улучшения уровня развития рефлексивных умений младших школьников мы предложили учителю использовать следующий метод формирования рефлексивных умений учебной деятельности младших школьников, он должен проходить поэтапно (Таблица 1).

Таблица 1.

Этапы формирования рефлексивных умений учебной деятельности у учащихся младших классов

Название этапа

Цель этапа

Достижение цели

Подготовительный этап

На основе собственного примера «познакомить» школьников с рефлексивными умениями осуществлять самоанализ своей учебной деятельности деятельности;

Мотивация учащихся к рефлексии; использование рефлексии настроения и эмоционального состояния; использование упражнений, направленных на развитие рефлексии; работа учащихся коллективно.

Учебно - тренировочный этап

Постепенно приучать учащихся самостоятельно применять рефлексивные умения в обучении: самоанализ, самоконтроль и самооценку.

Использование рефлексии деятельности; использования межпредметных задач и впарв; работа учащихся в парах и группах

Основной этап

Научить учащихся самостоятельно рефлексировать - осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценку и самокоррекции на любом этапе урока.

Использование рефлексии настроения и эмоционального состояния, рефексии деятельности, рефлексии содержания учебного материала деятельности; работа учащихся коллективно в парах, группах и индивидуально.

 

Суть поэтапности заключается в обеспечении целенаправленного, последовательного, систематического и осознанного овладения учащимися рефлексивными умениями учебной деятельности для того, чтобы они стали внутренним убеждением, потребностью младших школьников.

После использования предложенной нами методики мы провели заключительное исследование. Результативность выполнения всех задач оценивалась по следующим показателям: низкий, средний и высокий уровни.

Таблица 2.

Динамика сформированности рефлексивных умений учебной деятельности младших школьников

 

Умение проверяемых

 

Период

Уровни (%)

высокий

средний

низкий

 

Самоанализ

На начало исследования

19,7

21,2

59,1

В конце исследования

31,5

45,3

23,2

 

Самоконтроль

На начало исследования

27

43,8

30,2

В конце исследования

36

51,3

12,7

 

Самооценка

На начало исследования

12,3

22,3

65,4

В конце исследования

25,4

54,5

20,1

 

Самокоррекция

На начало исследования

14,7

30

55,3

В конце исследования

29,1

46,8

24,1

Общий уровень сформированности рефлексивных умений и навыков

На начало исследования

18,5

29,25

52,25

В конце исследования

30,5

49,5

20

 

Анализ показал, что сдвиги произошли по всем критериям. В классе выросло количество учеников с высоким уровнем сформированности рефлексивных умений на 12 %; увеличилось число учащихся с достаточным уровнем сформированности рефлексивных умений на 20 %; уменьшилось количество учащихся с низким уровнем рефлексивных умений на 32 %. Так, предложенная нами методика позволят развивать рефлексивные умения у младших школьников.

В заключении отметим, что рефлексивные умения – это умения, направленные на анализ, контроль и оценку субъектом собственной деятельности. Сформированность данного вида умений позволяет стимулировать становление самостоятельности младшего школьника и достичь ряда метапредметных результатов обучения, обозначенных во ФГОС НОО.

 

Список литературы:
1. Зак А.З. Формирование рефлексивных умений у младших школьников // Оригинальные исследования. 2019. Т. 9. № 5. С. 75-84.
2. Лизунова В.А., Ушатикова И.И. Психолого-педагогические условия формирования рефлексивных умений младших школьников // Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 4-8 (36). С. 115-118.
3. Немцова А. Формирование рефлексивных умений младших школьников в процессе обучения // Вестник современных исследований. 2018. № 12.8 (27). С. 279-281.
4. Федорова В.Е., Алиева А.Х.К., Новокщенова Н.С., Белялова З.А. Организация процесса формирования рефлексивных умений у младших школьников в учебной деятельности // Интеграция науки и практики в современных условиях.  2018. С. 57-60.
5. Чупаха И.В. Проблема формирования рефлексивных умений младшего школьника в психолого-педагогических исследованиях // Прикладная психология и психоанализ. 2018. № 2. С. 8.
6. Яковлева Л.И. Формирование рефлексивных умений младших школьников в учебной деятельности //  Мониторинг качества деятельности образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО. 2018. С. 295-298.