СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(218)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(218)
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
В современной системе образования обучающиеся должны обладать определённым набором знаний, умений и навыков, а для определения уровня владения языком используется критерий измерения результатов обучения – компетенция. Компетенция – это «совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных знаний, навыков, умений» [1, с. 107]. Очень важно развивать читательскую компетенцию. Э. Г. Азимов дает следующее определение читательской компетенции: «совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих процесс чтения как вида речевой деятельности: восприятие, понимание, прогнозирование, интерпретацию, извлечение смысла информации, оценку прочитанного текста, диалог с автором, готовность использовать извлеченную информацию в собственном личном опыте, в различных социокультурных ситуациях, свободно ориентироваться в современном мире» [1, с. 89]. Другими словами, читательская компетенция – это смысловое восприятие графически зафиксированного текста, в основе которого лежит обучение смысловому тексту.
В настоящее время ученики должны не только овладеть техникой чтения, но и уметь читать тексты, понимать их, осмысливать их содержание, то есть овладеть «навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» [6]. Смысловое чтение – «это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения» [1, с. 200]. А. Н. Леонтьев дает следующее определение смысловому чтению: «восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей» [2]. Смысловое чтение подразумевает сознательность процесса чтения и понимание смысла текста. На уроке иностранного языка судить об уровне сформированности навыка смыслового чтения можно по полноте понимания текста, которая проявляется в следующих умениях: ориентация в тексте, определение темы, основной идеи, понимание значения и смысла слов или предложений, предсказывание содержания книги по названию, построение последовательности фактов, понимание формы текста, умение находить информацию, интерпретировать текст, связывать информацию со знаниями из других источников [3, с. 249.].
Н. М. Тиминова выделяет следующие умения смыслового чтения: осмысление цели чтения, выбор вида чтения, извлечение основной информации, определение второстепенной информации, понимание и оценивание языковых средств [5, с. 6]. М. Е. Сергеева приводит три этапа формирования навыка смыслового чтения:
- поиск информации и понимание прочитанного – обучающиеся понимают целостный смысл текста, устанавливают значения слов и понятий, умеют находить нужную информацию, то есть чтение включает просмотр, нахождение соответствий, установление значений слов, определение фактов;
- преобразование и интерпретация информации – обучающийся разделяет текст на части, извлекает смысл прочитанного, упорядочивает информацию, то есть чтение включает сравнение, обобщение, объяснение сопоставление;
- оценка информации – ученик сопоставляет найденную информацию с имеющимся опытом, создает собственный новый смысл [4, с. 117].
Технология смыслового чтения позволяет овладеть различными механизмами чтения: языковой догадкой, вероятностным прогнозированием, пониманием логического значения текста, логической взаимосвязи предложений между собой. Таким образом, смысловое чтение является сложным процессом, обеспечивающим решение коммуникативных и познавательных задач, целью смыслового чтения является как можно точно и полно понять содержание читаемого текста, уловить детали прочитанного и практически осмыслить извлеченную информацию, что является основой формирования читательской компетенции.