Статья:

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(218)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Громова Т.Ю. СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 39(218). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/218/119696 (дата обращения: 02.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Громова Татьяна Юрьевна
студент, ФГБОУ ВО Марийский Государственный Университет, РФ, г. Йошкар-Ола
Серебрякова Мария Анатольевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО Марийский Государственный Университет, РФ, г. Йошкар-Ола

 

В современной системе образования обучающиеся должны обладать определённым набором знаний, умений и навыков, а для определения уровня владения языком используется критерий измерения результатов обучения – компетенция. Компетенция – это «совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных знаний, навыков, умений» [1, с. 107]. Очень важно развивать читательскую компетенцию. Э. Г. Азимов дает следующее определение читательской компетенции: «совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих процесс чтения как вида речевой деятельности: восприятие, понимание, прогнозирование, интерпретацию, извлечение смысла информации, оценку прочитанного текста, диалог с автором, готовность использовать извлеченную информацию в собственном личном опыте, в различных социокультурных ситуациях, свободно ориентироваться в современном мире» [1, с. 89]. Другими словами, читательская компетенция – это смысловое восприятие графически зафиксированного текста, в основе которого лежит обучение смысловому тексту.

В настоящее время ученики должны не только овладеть техникой чтения, но и уметь читать тексты, понимать их, осмысливать их содержание, то есть овладеть «навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» [6]. Смысловое чтение – «это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения» [1, с. 200]. А. Н. Леонтьев дает следующее определение смысловому чтению: «восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей» [2]. Смысловое чтение подразумевает сознательность процесса чтения и понимание смысла текста. На уроке иностранного языка судить об уровне сформированности навыка смыслового чтения можно по полноте понимания текста, которая проявляется в следующих умениях: ориентация в тексте, определение темы, основной идеи, понимание значения и смысла слов или предложений, предсказывание содержания книги по названию, построение последовательности фактов, понимание формы текста, умение находить информацию, интерпретировать текст, связывать информацию со знаниями из других источников [3, с. 249.].

Н. М. Тиминова выделяет следующие умения смыслового чтения: осмысление цели чтения, выбор вида чтения, извлечение основной информации, определение второстепенной информации, понимание и оценивание языковых средств [5, с. 6]. М. Е. Сергеева приводит три этапа формирования навыка смыслового чтения:

  1. поиск информации и понимание прочитанного – обучающиеся понимают целостный смысл текста, устанавливают значения слов и понятий, умеют находить нужную информацию, то есть чтение включает просмотр, нахождение соответствий, установление значений слов, определение фактов;
  2. преобразование и интерпретация информации – обучающийся разделяет текст на части, извлекает смысл прочитанного, упорядочивает информацию, то есть чтение включает сравнение, обобщение, объяснение сопоставление;
  3. оценка информации – ученик сопоставляет найденную информацию с имеющимся опытом, создает собственный новый смысл [4, с. 117].

Технология смыслового чтения позволяет овладеть различными механизмами чтения: языковой догадкой, вероятностным прогнозированием, пониманием логического значения текста, логической взаимосвязи предложений между собой. Таким образом, смысловое чтение является сложным процессом, обеспечивающим решение коммуникативных и познавательных задач, целью смыслового чтения является как можно точно и полно понять содержание читаемого текста, уловить детали прочитанного и практически осмыслить извлеченную информацию, что является основой формирования читательской компетенции.

 

Список литературы:
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н.Щукин. – М. : ИКАР, 2009. – 448 с.  
2. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://www.psy.msu.ru/people/leontiev/dsl/index.html, свободный. – Загл. с экрана.
3. Матюшина, М. А. Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка в рамках подготовки к итоговой аттестации в начальной школе / М. А. Матюшина // Молодой исследователь: от идеи к проекту. Материалы IV студенческой научно-практической конференции. – Йошкар-Ола : Марийский гос. ун-т, 2020. – С. 248-250.
4. Сергеева, М. Е. Навык смыслового чтения как метапредметный результат обучения иностранному языку / М. Е. Сергеева // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. сборник статей по материалам LVII студенческой международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Ассоциация научных сотрудников "Сибирская академическая книга", 2018. – С. 116-119.
5. Тиминова, Н. М. Развитие умений читать в технологии креативного обучения иноязычной культуре на средней и старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К.М. «Звездный английский» по современным ФГОС / Н. М. Тиминова // Альманах мировой науки. – Люберцы: ООО "АР-Консалт", 2017. – № 2-2 (17). – С. 60-64.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) образования: утвержден приказом Министерства об-разования и науки РФ № 413 от 17.05.2012 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://www.edu.ru/db/ mo/Data/d_12/m413.pdf, свободный. – Загл. с экрана.