Статья:

ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ ЭМОЦИЙ С ПОТРЕБНОСТЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(228)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Искакова М.В. ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ ЭМОЦИЙ С ПОТРЕБНОСТЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 5(228). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/228/123660 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ ЭМОЦИЙ С ПОТРЕБНОСТЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Искакова Марина Владимировна
студент Елабужский институт, Казанский федеральный университет, РФ, г. Елабуга
Миннуллина Розалия Фаизовна
научный руководитель, Елабужский институт, Казанский федеральный университет, РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. Развитие современного общества требует формирования инициативного, активного, самостоятельного, творческого потенциала. Одним из основных источников активного развития личности является эмоциональная сфера. Мир эмоций и чувств, а также другие психические формы, являются способом отразить объективный мир и личность в нем, и является многогранной и не изученной сферой. В результате анализа и исследования своих чувств, способов реагирования развивается самосознание. По мере развития мышления сознание становится все более значимым для всех других функций сознания: умственных операций и прочих непроизвольных процессов мышления

Abstract. The development of modern society requires the formation of initiative, initiative, independence and creative potential. One of the main sources of positive personality development is the emotional field. The world of emotions and feelings, like other psychological forms, is a way of reflecting the objective world and the personality in it. This is a multifaceted and unexplored area. Thanks to the recognition and analysis of their emotional properties and ways of responding, self-awareness, perception of social support develops. Thinking becomes increasingly important and begins to determine the work of all other functions of consciousness, which are intellectualized and become arbitrary.

 

Ключевые слова: эмоции, страх, гнев, радость, стыд, обучение, младший школьник, потребность.

Keywords: emotions, fear, anger, joy, shame, learning, primary school student, need.

 

Младшие школьные годы - одни из самых важных периодов развития детей. В этом периоде под воздействием целенаправленных педагогических воздействий формируются важнейшие психические образования.

И.Изард выделяет основные эмоции младшего школьника: страх, стыд, гнев, радость.

Страх является эмоциональным состоянием, сопровождающим ситуации, которые представляют угрозу нормальному функционированию организма и, как правило, сопровождаются формой оборонительных мотивов. Однако его могут сопровождать и другие мотивации, направленные на устранение опасений. Наибольшее чувство страхов проявляется в период кризиса 7 лет, когда ребёнок начинает ходить школу. Наличие предполагаемых страхов - важный регулятор поведения детей и способствует их адаптации в новые сферы жизни в школах, на улицах и в транспорте.

Стыд – это сильное, болезненное чувство внутреннего неудобства, а причины ее возникновения нередко непонятны. Другие проблемы скрываются за ним: страх, снижение самооценки, ухудшение общения, трудности в отношениях с близкими, недостаток любови и познания. Кроме нарушения запретов для взрослых, частые причины стыда младшего школьного возраста - плохая отметка и материальные потери, или прочие формы публичного порицания. Стыд приводит детей в младшие школьные годы к восприятию окружающих оценок [1].

Гнев – является естественной эмоцией, здоровой реакцией организма на какую-то ситуацию, реальный или вымышленный. У каждого разные триггеры гнева. Есть два вида форм гнева, которые проявляются: открытые направленные вовне, а закрытые направленные в себя. В нашей стране не принято выражать гнев открыто, и, если злость направляется внутрь, это может вызвать различные психические заболевания. Лучшим выходом будет научиться управлять своим гневом и контролировать его [2].

Радость – активная эмоция, характеризуется удовлетворением из-за наличия реального или воображаемого благого. Сопровождается повышение познавательного потенциала, ощущение удовлетворения себя и окружающего мира. Усиливает кровообращение и увеличивает интенсивность обмена.

Позитивные эмоции возникают у детей в играх и исследовательских поведениях. Показывается, что момент ощущения радости в детской игре с возрастом и развитием ребенка снижается. Это возникает у младшего школьного возраста, когда он получает желаемый результат, он играет завершающую роль, которая поощряет доведение деятельности к концу [2].

Можно сделать вывод, что эмоции являются особым классом субъективной психологической ситуации, процессами, отражающими личное значение и оценки внешней и внешней ситуации для жизни человека в виде непосредственного переживания, ощущения приятных или неприятных отношений человека с миром и людьми, процессами и результатами его практики. Наиболее значительная особенность эмоций – их субъективности.

В младших классах формируется собственное эмоциональное развитие, отражающее богатство интонаций и оттенков мимики ребёнка.

В ходе исследования Н.А. Степановой установлено, что положительное эмоциональное положение в начальной школе обеспечивает позитивное отношение к образовательной деятельности учащихся начальных классов. Типы эмоций учащихся, реагирующих на неудачу в интеллектуальном творчестве, имеют свою динамику. Снижается число учащихся, имеющих адекватный тип эмоциональной реакции, а также возрастает число учащихся, имеющих рисковый тип. Хотя статистически значимые различия не имеют значения, эта тенденция отражает повышение критичности и избирательных отношений учащихся к работе, а также наличие желания заслужить похвалу взрослого, оправдав свою неудачу внешними условиями [3].

О.М. Разумникова, М.В. Пусиков говорят: «Эмоциональное понимание формируется позже, только к 7–9 годам, а социальное осознание – только к 9-11 годам». То есть самый благоприятный возраст для формирования эмоциональной и коммуникативной компетенции человека является младший школьный возраст [4].

По мере роста и получения жизненного опыта дети становятся более сложными в своей эмоциональной жизни. Очень важно уметь управлять многочисленными эмоциями, чтобы обеспечить их душевное благополучие. Педагоги и родители, показывая свою реакцию и обсуждение чувств и способов их управления, играют важное значение в поддержке эмоционального роста детей.

Психологическое развитие не только влияет на формирование личности, характера, а и на особенности будущих поступков, и на успех отношений с близкими, родителями и педагогами. Ребенок, глядя на различные явления, происходящие в его жизни, начинает оценивать их эмоционально в виде привлекательного или отталкивающего, хорошего или плохого явления, именно так формируется будущая его система ценностей и морали. Умение управлять эмоциями и чувствами помогает справиться с неблагоприятным состоянием в различных трудных ситуациях, также помогут в будущем легко адаптироваться к незнакомому ему месту, к новому коллективу, и ощутить уверенность, самостоятельность, свободность от социальных страхов стыда [5].

Основное в воспитании эмоций ребенка – научить управлять его эмоциями, чувствами, научить умению сдерживать свой гнев, раздражение, а иногда и бурный смех. Это все можно достичь только при условии постоянных тренировок, упражнений, которые помогают развивать и улучшать чувство ответственности у ребенка.

В связи с этим учебный процесс начальной школы направлен на формирование эмоционального потенциала учащегося, создание условия для ее эмоционального развития.

На уроках можно воспринимать картины и рисунки, наблюдать природные явления или созерцать различные пейзажи. Многообразие видов искусства помогает развитию эстетического чувства у детей. Эстетическое чувство формируется в процессе изучения произведений искусства детей и наблюдения природы [6].

Хорошо зарекомендованы следующие методы влияния на эмоциональное и волевую сферы младшего школьного возраста:

  • Игровая терапия. Играя в ролевые игры, ребята проживают их травмирующие ситуации, учат справляться с сложными эмоциями.
  • Арттерапия. После рисования или лепки дети получают выход из своих переживаний, изменяют отношение к образам травмы.
  • Поведенческие тренинги. Дети обучаются новым эффективным поведением, которое в игре сначала осваивается. Потом воображаемая ситуация максимально приближается к реальной. Возрастная и эмоциональная сфера ребенка активно развивается, требует особой внимания от взрослых людей. Детям нужно понимать их переживания и правильно выражать их эмоции.
  • Игра помогает детям накопить опыт понимаемых переживаний и ценностей. Игры, применяемые учителем в маленьких группах, предполагают, что в классе создается дружеская атмосфера взаимопомощи и доверия, добрых и открытых контактов детей с учителем и детьми. Игра помогает младшим ученикам справиться с страхами, научиться жить без жестокости, делать решения, развить в себе силы характера и взаимодействовать с парами, группами [7].

В начальных классах психологу необходимо применять специальные методики, учитывающие психологические особенности развития младшего школьного возраста, способствующие развитию эмоций: методика "Шкала явной тревожности CMAS" (адаптация А.М. Прихожан), проективная методика "Домики" (адаптация О.А. Ореховой) и методика «Весёлый – грустный».

1. Методика "Шкала явной тревожности CMAS" (адаптация А.М. Прихожан). Настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша. Особенностью таких шкал является то, что тревожность в них определяется человеком в зависимости от того, как человек оценивает тревожность той или иной ситуации в повседневной жизни. Достоинствами являются, прежде всего, то, что позволяют выделять области реальности, которые вызывают беспокойство, а прежде всего, они меньше зависят от способности школьников разобраться в своих переживаниях, чувствах, то есть от развитости интуиции и наличие определенного типа переживания.

2. Диагностика дифференциации эмоциональной сферы ребенка "Домики" (методика О.А. Ореховой) для детей 4-11 лет. Проективное тестирование «Домики», предложенное О.А.Ореховой, основано на цветоэмоциональной экспериментации для анализа взаимоотношений. Тест позволяет «увидеть» полный набор индивидуальных пристрастий и особенностей, духовные и познавательные потребности, способность сформировать взаимоотношения в обществе. Кроме этого, исследователь может определить существующие у ребенка психические проблемы, а также внутренние конфликты.

3. Методика «Весёлый – грустный». Цель методики: оценка эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста, выявление тревожности.

Рекомендации – указываются необходимые коррекционные работы, дополнительные исследования на основе выявленных проблем у ребенка [8].

Таким образом, эмоциональный рост ребенка – важная составляющая развития личности его. Несформированное или нарушенное эмоциональное и волевое качество ребенка вызывает затруднение интеллектуальных занятий, что, кроме того, негативно сказывается на развитии личности учащегося.

 

Список литературы:
1. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард ; пер. с англ. В. Мисник. – СПб. : Питер, 2007. – 464 с. 
2. Изард, К. Э. Эмоции человека / К. Э. Изард. – М. : Изд-во Моск. Ун-та, 2001. – 440 с. 
3. Степанова Н.А. Подготовка педагогов к развитию эмоционально-познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе / А.Н. Степанова -Электронный ресурс- URL: https://www.dissercat.com/content/podgotovka-pedagogov-k-razvitiyu-emotsionalno-poznavatelnoi-gotovnosti-starshikh-doshkolniko (дата обращения:  12.01.2023 )
4. Анохин, П. К. Эмоции / П. К. Анохин // Психология эмоций: тексты / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтера. – М., 2009. – С. 181-187.
5. Бойко В.В. Энергия эмоций : Эмоции в общении. Эмоции в проявлениях личности. Созидающая и разрушающая сила эмоций. Методики для изучения эмоций] / В.В. Бойко. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 2004. – 473 с.
6. Развитие эмоционально-интеллектуальных навыков дошкольников, младших школьников, младших и старших подростков во внешкольных центрах : учеб.-метод. пособие : практическая часть / Е.А. Сергиенко, Е.А. Хлевная, Т.С. Киселева, Ю.П. Мигун. – Москва : Ин-т психологии, 2019. – 186
7. Лучинина А.О. Особенности развития эмоционального интеллекта младших подростков / А.О. Лучинина, А.Р. Калябина // Мир педагогики и психологии. – 2020. – № 5(46). – С. 200-212.
8. Родионова В.С. диагностика особенностей эмоционального поведения у младших школьников // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» -Электронный ресурс- URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016019420">https://scienceforum.ru/2016/article/2016019420</a> (дата обращения:  14.12.2022 )