Статья:

Взаимосвязь, преемственность и интеграция учебных предметов естественнонаучного блока в структуре среднего (общего) образования

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(84)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Конькова Л.Л. Взаимосвязь, преемственность и интеграция учебных предметов естественнонаучного блока в структуре среднего (общего) образования // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 33(84). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/84/59471 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Взаимосвязь, преемственность и интеграция учебных предметов естественнонаучного блока в структуре среднего (общего) образования

Конькова Людмила Леонидовна
магистрант, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, РФ, г. Чебоксары

 

Аннотация. Изучена взаимосвязь и интеграция учебных предметов естественнонаучного цикла в сфере среднего (общего) и образования.

 

Ключевые слова: интеграция, межапредметная связь, интегрированный подход, естественнонаучное образование.

 

В современной общеобразовательной школе наблюдается многопредметность, наибольшая перегруженность учащихся, снижение их учебной мотивации. Проявляется необходимость повышения качества образовательного процесса в школе. Этого можно достигнуть, используя такую технологию обучения, как интеграция учебных предметов.   Интеграция – это процесс и результат достижения целостности содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, взаимодействия между различными образовательными программами.

С бурным развитием науки сложность учебного материала, изучаемого в школе, возрастает; увеличивается также объем информации для усвоения, при общем сокращении количества часов, отводимых на изучение того или иного предмета. Действующие учебные программы предлагают ученикам усвоить большее количество терминов и понятий.

На современном этапе развития образования все больше проявляется необходимость интеграции академических знаний отдельных дисциплин, выработки целостного подхода к изучению общих тем не только в рамках предметов естественнонаучного блока, но и других областей школьного образования. Традиционное предметное обучение способствует изучению специфики конкретного предмета, углублению знаний в нем и профильного образования. Модель интегрированного курса состоит из усвоенного учебного материала,  умения их применять в других учебных дисциплинах и тем самым способствует закреплению полученных знаний.

Актуальность установления межпредметной связи в школьном курсе продиктована и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, где значительное внимание уделено формированию метапредметных результатов.

Используя интегративный подход в обучении можно создать хорошие условия для развития различных интеллектуальных метапредметных умений обучающихся, сформировать у них определенные знания и умения, научить применять теоретические знания в жизни, в конкретных практических ситуациях. Также использование такого подхода в обучении показывает общность методов исследования, применяемых в различных науках, и  способствует согласованности изучения смежных дисциплин в структуре среднего (общего) образования.

Интегрированный урок -  это особый тип урока, объединяющий  в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Интегрированные уроки совершенствует образовательный процесс, уменьшая перегрузку и повторяемость при изучении того или иного учебного материала. Это в свою очередь влияет на  получение качественно нового педагогического результата.

Интегрированные учебные занятия  в школе способствуют более полному усвоению знаний и лучшему формированию научных понятий и законов, побуждают обучающихся к активному изучению окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, способствуют формированию умения сравнивать и обобщать. Также такие занятия делают процесс обучения более динамичным и оптимальным в плане организации и формирования научного мировоззрения, понимания процессов взаимосвязи явлений в природе и обществе.

Интеграцию можно рассматривать не только с точки зрения установления взаимосвязей между предметами, но и как возможность интегрирования технологий, форм и методов обучения. В связи с этим  структура интегрированных уроков может быть разной. Этого можно достичь,  правильно сочетая разнообразие существующих приемов учебной деятельности. Таким образом,  учебные занятия могут быть проведены в  виде лекции, семинаров, урока обобщения знания и умений, в форме деловой игры, научной конференции и т. д. Использование при интегрированном обучении разнообразных форм преподавания успешно влияет на эффективность восприятия учащимися учебного материала. Такие уроки пробуждают интерес к предмету, снижают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет перехода на другие виды деятельности. Учитель на уроке может предложить учащимся самостоятельную работу с дополнительной и справочной литературой по определенной теме. И на основе этой темы ученики должны выявить взаимосвязь с другой областью научного знания. Также целесообразно излагать рассматриваемый учебный материал с использованием компьютерных технологий, наглядных пособий и иллюстраций. Например, при изучении на уроке определенной темы по предмету «Физика» или «Биология» можно произвести взаимосвязь по тому же разделу  и с другой дисциплиной естественнонаучного цикла. Возможно использование на таких занятиях сравнительных таблиц и плакатов, отрывков видеофильма и т. д. Таким образом, такие уроки  резко повышают познавательный интерес, служат развитию когнитивных способностей учеников и, следовательно, повышается качество обучения.

Явления природы взаимно связаны. Эту взаимосвязь необходимо раскрывать перед учащимися при изучении всех естественнонаучных дисциплин. На интегрированных уроках естественнонаучного цикла ученики начинают лучше понимать взаимосвязь неорганического и органического мира. Также на учебных занятиях такого типа они получают целостное представление о структуре и организации материи, качественных изменениях  при переходе от физических или химических явлений к биологической материи.

При планировании и организации интегрированных уроков учителю требуется определенная подготовка. В настоящее время недостаточно  доступной литературы и методических разработок по методам интегрированного обучения для учителей. В связи с этим возникают определенные трудности при подготовке к таким урокам. Целью подготовительной работы учителей является достижение согласованности, преемственности каждой дисциплины. При планировании и организации интегрированных занятий учителю необходимо учитывать определенные  условия. К таковым относятся: выбор формы проведения интегрированного урока, совместная подготовка учителей к учебному занятию. Важно помнить том, что в интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим. Установление межпредметной связи обеспечит системность изучения учебного материала, ее информативную емкость и сжатость.

При анализе учебных программ предметов естественнонаучного цикла можно прийти к выводу, что многие рассматриваемые вопросы изучаются в этих курсах параллельно. Применение интегрированного подхода в обучении  обеспечит более эффективное использование учебного времени за счет дублирования тех или иных знаний на уроках. Учитель биологии при изучении с учащимися  8 класса раздела « Человек и его здоровье» может провести интегрированные уроки сразу по нескольким темам с разными учителями предметов естественнонаучного блока. Также и другие учителя в каждом классе по определенной теме могут при совместной подготовке применить интегрированный метод обучения.

Интегрированные уроки имеют достаточно много преимуществ. Занятия такого типа способствуют развитию сотрудничества и проявлению совместного творчества педагогов. При интегрированном подходе  обучения происходит соединение знаний разных предметов в единую систему.

Использование интегрированной технологии обучения позволяет рассмотреть непосредственную связь  школьных предметов естественнонаучного блока. Также она максимально развивает творческое мышление и способствует формированию способностей учащихся к активной познавательной деятельности.

Интегрирование содержания курса биологии и учебного материала других смежных дисциплин позволяет эффективно решать задачи естественнонаучного образования  в школе.

 

Список литературы:
1. Алексашина И. Ю. Интегративный подход в естественнонаучном образовании / И. Ю. Алексашина // Народное образование. – 2001. – №1. – С. 161–165. 
2. Сиванова О. В. Интеграция и дифференциация естественнонаучных знаний в условиях модернизации общего образования / О. В. Сиванова, С. С. Хмелев, Е. В. Губанова и др. // Успехи современного естествознания. – 2002. – №5. – С. 88- 91.
3. Шибанова Ю. В. Дидактические основы учебных предметов естественнонаучного цикла в общеобразовательной школе : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Шибанова Юлия Валентиновна. – Улан-Удэ, 1999. – 164с.
4. Симакова Н. Б.  Интеграция предметов естественнонаучного цикла как средство формирования целостного миропонимания школьников : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Симакова Надежда  Борисовна. – Ижевск, 2005. - 153с.