Статья:

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В ВЫПОЛНЕНИИ ЗНАКОМОЙ РАБОЧЕЙ ЗАДАЧИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТАЖЕРОВ С ТМНР

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(262)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Ионова Е.Д. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В ВЫПОЛНЕНИИ ЗНАКОМОЙ РАБОЧЕЙ ЗАДАЧИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТАЖЕРОВ С ТМНР // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 39(262). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/262/132445 (дата обращения: 21.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В ВЫПОЛНЕНИИ ЗНАКОМОЙ РАБОЧЕЙ ЗАДАЧИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТАЖЕРОВ С ТМНР

Ионова Елизавета Денисовна
магистрант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Пермь
Наумов Александр Анатольевич
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Пермь

 

Аннотация. В статье рассказывается об эксперименте, проведенном нами в ходе предпрофильной подготовки стажеров «Творческих мастерских для особенных молодых людей» ЧОУ «Странник» по направлению «полиграфическая мастерская». Мастерская создана с целью предпрофильной подготовки молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). В ходе формирующего эксперимента автор показывает, насколько важным для будущей успешной профессионализации стажеров является предоставление им возможности максимально самостоятельно действовать в рамках знакомой рабочей задачи и самим руководить действиями другого человека (ассистента).

 

Ключевые слова: тяжелые и множественные нарушения развития, формирующий эксперимент, творческая мастерская, полиграфическая мастерская, творческая мастерская, предпрофильная подготовка.

 

Полиграфическая мастерская – один из вариантов трудовой занятости для молодых людей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, который показал свою эффективность. Простое оборудование, возможность разбить все действия с этим оборудованием на простые операции и относительно быстрый конечный результат (продукт) – вот основные преимущества этого вида занятости. Но успешная самореализация и профессионализация молодых людей с тяжелыми и множественными нарушениями зависит не только от характеристик технологического процесса, который они осваивают. Важно, чтобы стажер (проходящий предпрофильную подготовку), смог впоследствии выполнять все освоенные технологические и творческие операции максимально самостоятельно, руководя помощью ассистентов, причем только при реальной необходимости в такой помощи. Только в этом случае в мастерской возможно создание по-настоящему трудовой атмосферы, а изготовление изделий, выполнение заказов (как социальных, так и коммерческих) может быть «поставлено на поток».

Наш опыт убедительно показал, что при должном уровне внимания к ограничениям и особенностям развития молодых людей, освоение технологических операций может проходить достаточно быстро. Значительно дольше формируются паттерны самостоятельного поведения. Многолетняя привычка к «действию по сигналу», свойственная фактически всем людям с тяжелыми и множественными нарушениями развития, приводит к тому, что к началу предпрофильной подготовки ни один молодой человек не может самостоятельно спланировать свою деятельность, продумать в уме и выполнить задачу по задуманному плану. Именно этому аспекту подготовки к будущей трудовой деятельности в мастерской уделяется особенное внимание.

По мере подготовки первых наших трудовых кадров, мы обнаружили обратную зависимость между степенью включенности сопровождающих и специалистов в рабочие процессы стажера, и успешностью постановки и выполнения рабочей задачи самим стажером. «Общая закономерность проста: чем больше поддержки оказывают ведущие специалисты и ассистенты стажеру, тем меньше личной включенности в планирование и выполнение задачи демонстрирует сам стажер. Соответственно, хуже осваиваются навыки, хуже закрепляются алгоритмы деятельности, снижается личная включенность молодых людей в рабочий процесс. Если не «переломить» вовремя такой ход событий – молодые люди так и не сформируют необходимый уровень самостоятельности в выбранной профессиональной сфере». [4, стр 29]

Поэтому уменьшить меру помощи и сформировать навык самостоятельного контроля за последовательностью и качеством выполняемых трудовых действий – основная задача на этапе предпрофильной подготовки. И для решения этой задачи мы разработали последовательность «паттернов поведения» наставника (специалиста), которые сменяют друг друга в процессе обучения стажера. Сначала специалист показывает что и как нужно делать, обучает стажера, останавливает неверные действия, закрепляя правильные. Вместе со стажером разрабатываются необходимые и достаточные для этого конкретного человека визуальные поддержки, помогающие ему действовать максимально самостоятельно. Специалист помогает молодому человеку закрепить навык действия с опорой на эти визуальные поддержки. Но как только стажер более ли менее осваивается с последовательностью действий и разработанными для него вариантами визуальных поддержек, роль наставника меняется.

Теперь наставник совершенно не реагирует ни на какие ошибочные действия стажера (даже если стажер откровенно портит свою работу, это особенно важно). Специалист позволяет стажеру самому «набить шишки», наработать собственный брак и приобрести опыт неверных решений. Пока стажер не попросит о помощи, не задаст вопрос или не призовет мастера или ассистента, его никто не будет «стимулировать» к дальнейшим действиям. Просидел «в раздумьях» час – потерял свое время, потерял свой «заработок» (в мастерских реализована экономическая игра, поддерживающая мотивацию стажеров к успешному труду). Полученный опыт наставник помогает стажеру проанализировать и на следующий рабочий день напоминает о возможностях помогать самому себе в ходе работы за счет визуальных подсказок или обращения к наставнику с вопросом или к ассистенту - за необходимой помощью. Так постепенно формируется личная ответственность стажеров за свой участок работы.

Естественно, сформированные в ходе занятий навыки нужно оценивать. Это важно и для того, чтобы осмыслить эффективность разработанных нами формирующих методов и приемов, и для того, чтобы оценить перспективу и возможности самого стажера, в каком варианте он в будущем может быть трудоустроен (работать самостоятельно, потребуется частичное сопровождение или потребуется постоянное сопровождение). Для оценки мы использовали модифицированную методику Царева А.М [7]. В рамках разработанной нами на основе методики системы оценки нам было важно оценить как самостоятельную деятельность стажеров, так и деятельность с сопровождением педагога.

Методика проведения оценки:

  1. Стажеру предлагается выполнить стандартную рабочую задачу, которую на других учебных заданиях он уже неоднократно выполнял, причем, к моменту проведения тестирования, выполнял уже с максимально возможной степенью самостоятельности. То есть, для тестирования каждому стажеру предлагаются именно те задания, в которых этот стажер максимально профессионализирован.
  2. В рамках заданий стажеру предстоит выполнить ряд действий. За каждое успешно выполненное полностью самостоятельно действие учащийся может получить самый высокий балл – 7. Если в целом действие было выполнено успешно, но частично контроль за выполнением действия был делегирован педагогу, учащийся получает от 6 до 1 баллов (в зависимости от степени вмешательства специалиста, которая потребовалась в ходе выполнения задания – ниже опишем подробнее). По сумме баллов мы можем сделать вывод относительно того, насколько учащийся способен в действительности работать самостоятельно. Чем больше количество баллов, тем вероятнее, что учащийся может вести трудовую деятельность без педагогического контроля. Чем ниже балл – тем выше роль наставника, тем в большей степени стажер будет нуждаться в сопровождении.
  3. Перед началом тестирования специалист ставит перед стажером задачу, дает четкие инструкции (что именно нужно сделать) и выдает стажеру все необходимые предметы, оборудование и материалы.
  4. На первом этапе эксперимента специалист оказывает стажеру привычную меру помощи, отвечая на все заданные стажером вопросы, реагируя на все запросы, которые приходят к специалисту от стажера, помогая стажеру во всех действиях, в которых стажер запросил помощь. Результат обсчитывается. Первый этап эксперимента заканчивается, когда специалист вместе со стажером анализирует этапы работы на первом этапе, и договаривается со стажером о том, что дальше тот будет работать самостоятельно, а при крайней необходимости всегда сможет запросить помощь ассистента (который не в курсе данной работы, но может что-то подать, принести, пересчитать, придержать – то есть выполнить запрошенное стажером техническое действие). На втором этапе эксперимента специалист максимально дистанцируется от процесса, предоставляя стажеру максимум самостоятельности и руководящую роль.

В ходе эксперимента разным стажерам предлагались для решения разные творческие задачи:

Изготовление предметной аппликации.

Включает в себя умение изготавливать предметную (сюжетную, декоративную) аппликацию из заранее подготовленных элементов по отработанной ранее последовательности (воспроизведение по образцу).

Штампование. Оформление изделия различными декоративными способами.

Направлена на умение оформлять фоновые композиции для оформления будущих изделий в технике штампование. Специалист дает задачу (например, создать «зимний» фон для новогодней аппликации). Задача стажера: по имеющимся визуальным подсказкам подобрать штампы, цвета для штампов и выполнить штампование серии из 6-ти фонов по одному, заранее известному алгоритму.

Печать документов/файлов. Соблюдение последовательности действий при работе на принтере.

Включает в себя умение соблюдать последовательность действий при работе на принтере и в программах, выдающих файл на печать (Word, Exel, Adob Illustrator). Задача стажера: найти нужный файл, удержать задачу, распечатать файл в заданном количестве экземпляров с учетом условий, оговоренных заказчиком (например, в случае печати ежедневных планеров – с какого дня недели планер должен начинаться для заданного месяца, на каком дне недели заканчиваться, самостоятельно рассчитать количество рабочих недель и принять решение о количестве повторений каждого листа в файле).

Подготовка текстов к публикации. Выполнение операций по изменению текста.

Направлено на умение выполнять операции по изменению текста с использованием панели инструментов: вырезание текста, копирование текста, изменение размера (гарнитуры, начертания, цвета) шрифта, сохранение текста, вставление текста, выравнивание текста (размер шрифта, отступы, межстрочные интервалы и другие параметры заданы заказчиком и четко озвучены специалистом перед началом работы).

Ламинирование. Соблюдение последовательности действий при работе на ламинаторе.

Включает в себя умение соблюдать последовательность действий при работе на ламинаторе: включение ламинатора, вставление картинки в пленку, вставление пленки во входное отверстие, вынимание заламинированного листа из выпускного отверстия (после его полного остывания). Педагог даёт четкие инструкции по количеству ламинируемых листов и виду будущего изделия (формат и толщину пленки для ламинирования стажер определяет самостоятельно, исходя из ранее приобретенного трудового опыта).

Брошюровка. Соблюдение последовательности действий при работе на брошюровщике.

Направлено на умение соблюдать последовательность действий при работе на брошюровщике. Специалист дает четкие инструкции по виду и формату изделия (стажер самостоятельно, исходя из своего опыта и визуальных подсказок, должен сориентироваться в количестве листов в данном виде изделия, варианту пружины, а также алгоритму брошюровки).

Сначала проводился формирующий эксперимент, в ходе которого специалист позволял стажеры постепенно включиться в самостоятельное выполнение поставленной задачи, предоставляя возможность каждому стажеру «набить шишки» при первоначальном выполнении поставленной задачи, затем пройти этап формирующего эксперимента, и наконец подойти к этапу оцениваемой (итоговой) работы.

Оценивание успешности работы ведется по следующим критериям:

7 баллов - выполняет действие самостоятельно (без опоры на внешние средства, планируя работу «в уме»).

6 баллов - выполняет действие по образцу (опора на внешние подсказки).

5 баллов – выполняет действие по алгоритму (подсказкой является развернутый алгоритм, ранее вместе со стажером разработанный).

4 балла - выполняет действие по инструкции (требуется пошаговый контроль и инструкция от специалиста, который «не может отойти» от стажера, чтобы не нарушился процесс).

3 балла - выполняет действие по подражанию (специалист должен сначала показать действие, чтобы стажер мог сориентироваться и понять, что делать дальше).

2 балла - выполняет действие с частичной физической помощью (требуется не только показ со стороны специалиста, но и некоторое участие самого специалиста в ходе выполнения задания – придерживание руки стажера, удерживание объекта манипуляций и т.п.).

1 балл - выполняет действие со значительной физической помощью (фактически, действие невозможно без полноценного участия специалиста, от стажера «ни на минуту не отойти») [7].

В исследовании принимали участие 4 молодых человека возрастом от 18 до 25 лет, имеющие тяжелые множественные нарушения развития. В данной статье мы кратко представим все этапы эксперимента для одного из стажеров (в целях деперсонализации, используем условное имя «Олег 1»).

Олег1, смешанная форма ДЦП (спастический тетрапарез в сочетании с гиперкинезами), ОНР 4 уровень, нарушение интеллекта. В силу своих особенностей может работать только на компьютере. В первую неделю исследования посетил 3 занятия и выполнял поставленные задачи с помощью специалиста. Аналогичные задачи стажер выполнял и ранее, поэтому работа в целом не была для него новой. Новым стало только содержание задачи, в котором стажеру предстояло сориентироваться.

Перед стажером были поставлены следующие задачи:

  • Рассчитать необходимое количество листов для печати крупного тиража;
  • Распечатать листы по партиям;
  • Найти и написать информацию по определенным птицам.

На первой неделе исследования Олегу1 была предоставлена неограниченная помощь со стороны специалиста. На любой вопрос стажера специалист был готов ответить, предлагал свою помощь, не ограничивал Олега1 в мере поддержки и практически не выпускал стажера из своего внимания.

Первые занятия Олег1 испытывал трудности с расчётом необходимого количества страниц для печати. Их число, без надзора специалиста, менялось и становилось то больше, то меньше ранее заявленного количества. Также ситуация обстояла и с распечаткой листов партиями. Перед учащимся ставилась конкретная задача: распечатать 5 комплектов по 40 листов. Специалист повторял задачу несколько раз и специально отсчитывал нужное количество листов, потому что самостоятельно у Олега1 этого сделать не получалось.

Одной из наиболее сложных задач стала работа с интернетом на предмет поиска и обработки информации. Стажеру нужно было найти информацию о птицах в сети интернет (где живет данная птица, перелетная она или нет, к какому виду относится и т.п. вопросы по заранее определенному перечню). После того, как информация будет найдена, ее необходимо было представить в виде перечня пунктов и передать преподавателю в документе в формате «docx». Олег1 часто ошибался в подборе информации и задавал много вопросов, которые зачастую повторялись несколько раз. Информация преподносилась неструктурированно, часть информации вообще не относилась к перечню вопросов, которые были выданы молодому человеку как исходная задача. Олег1 задавал огромное количество вопросов специалисту, большая часть из которых делу никак не помогала.

Еще раз подчеркнем, что все поставленные перед Олегом1 задачи уже были ему хорошо знакомы. Алгоритмы решения для этих задач были известны молодому человеку. Но рядом был «доступный» специалист, к которому Олег1 всегда мог обратиться.

К концу недели специалист вместе с Олегом1 проанализировали итоги недели. Специалист предложила Олегу1 не опираться на помощь старшего, а начать организовывать свою работу самостоятельно. В помощь Олегу1 был предоставлен ассистент, который был не в курсе осуществляемой работы, но мог при необходимости подать, принести, унести какие-то предметы и материалы по указанию Олега 1, а также выполнить по просьбе любые другие действия, которые самостоятельно не мог сделать Олег1.

На второй неделе исследования Олег1 посетил 3 занятия, на которых ему предстояло работать самостоятельно. Помня о своих ошибках, он самостоятельно разработал для себя систему контроля, выделив основные моменты, на которые можно опереться. Стажер объединил две первые задачи в одну, при помощи ассистента (действиями которого он уже сам руководил), высчитав сколько партий ему необходимо сделать, чтобы уложиться в заданное количество листов для печати. Количество листов, при этом, стало задаваться на компьютере. Также он предложил вкладывать готовые листы в файлы для бумаги, чтобы точно можно было понимать, сколько у него готовых комплектов, и сколько ещё нужно подготовить.

Проработав несколько текстов о птицах, Олег1 отметил для себя пункты, которые всегда повторяются. Им был создан документ, в котором он выделил 5 основных критериев для подбора информации о птицах и размножил её 8 раз. Дальнейший поиск информации большой трудности у стажера уже не вызывал.

Специалист при этом к стажеру даже не подходил, молодой человек работал самостоятельно, запрашивая необходимую помощь у ассистента. Итоги второй рабочей недели (особенно в сравнении с итогами первой недели) впечатляют – см. таблицу 1.

Таблица 1

Протокол оценки результатов по предмету

«Предпрофильная подготовка» (направление «полиграфия»)

ФИО стажера, возраст

Олег 1 , 19 лет

Ступень (год) обучения

2

Дата проведения текущей аттестации

21.04.2023

Педагог, осуществляющий текущую аттестацию

Ионова Е.Д.

Параметры оценивания

Оценка результатов наблюдения

 

в паре с педагогом

(1-ая неделя)

Самостоятельно (2-ая неделя)

 Соблюдение последовательности действий при работе на принтере

 

 

 

Соблюдение последовательности действий при работе на принтере

соблюдает последовательность действий при работе на принтере:

 

 

отсчитывает листы

4

7

просит заправить бумагу в лоток

4

7

запускает программу печать

5

7

просит вытащить распечатанные листы

4

6

Выполнение операций по изменению текста

 

 

 

Выполнение операций по изменению текста

 

вырезает текст

4

7

сохраняет текст

5

7

копирует текст

7

7

изменяет размер шрифта

4

7

вставляет текст

6

7

выравнивает текст

4

7

Создание текстового файла, папки

создает текстовый файл

7

7

создает папку

7

7

Итог

 

61

83

 

Аналогичные данные мы получили и в трех других формирующих экспериментах, причем на совершенно других видах творческих и технологических операций (что подробно было описано выше). Разница между количеством баллов, «заработанных» стажером при непосредственном сопровождении специалистом и при максимально самостоятельном выполнении поставленных рабочих задач – более 20 «в пользу» самостоятельного выполнения.

Проведя исследование, мы убедительно доказали, что специалистам, работающим с молодыми людьми с ТМНР, необходимо давать им больше возможностей на принятие самостоятельных решений и возможности самостоятельно контролировать и регулировать их творческие и рабочие процессы.

Зачастую, присутствие специалиста рядом автоматически снимает с них ответственность.

Поэтому необходимо дистанцироваться от стажеров, когда они работают над поставленными (уже знакомыми им по предыдущему опыту) задачами, и по возможности заменять специалиста не знакомым с текущей работой ассистентом, действиями которого стажер мог бы сам руководить. Специалистом стажер руководить не сможет, даже если специалист постарается сменить свою роль, так как за специалистом в любом случае сохраняется руководящая роль по отношению ко всей группе. В то же время ассистент такой ролью не наделен, и он будет помогать стажеру только в тех случаях, когда стажер физически не может выполнить какое-то действие самостоятельно, при этом руководство процессом полностью остается за стажером (стажер не попросит – ассистент ничего не сделает).

Можно подумать, что на втором этапе эксперимента роль специалиста «сводится к нулю», но это не так.

Главной задачей специалиста в таком «формирующем» процессе остается разработка системы визуальных опор и последовательности действий под каждую задачу.

Именно специалист определяет и выверяет те этапы, которые должны войти в выполнение поставленной задачи и помогает стажеру эти этапы осмыслить. Специалист также помогает ассистенту определить меру помощи, которая необходима и достаточна для конкретного стажера.

 

Список литературы:
1. Волкова О.О., Г.А. Головина. Адаптация и профессиональная подготовка молодых людей с выраженными психическими нарушениями. «Научные исследования в образовании». Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица», №10, 2012, с.34-40. 225
2. Волкова О.О., Т.А. Долгова, Е.В. Каменская, Т.Е. Лаврентьева, И.С. Лычагина, М.Е. Пекарская, Е.В. Печенина, Е.Ю. Рахманова, М.С. Селедкова, В.А. Швайков. Производственное обучение молодых людей с тяжелыми психическими и интеллектуальными нарушениями в специальном подразделении колледжа. Сборник статей. – М.: ИП ЗИМ, 2012, 60 с.
3. Гудкова Е.В.. «Основы профориентации и профессионального консультирования», учебное пособие. Под редакцией Е.Л. Солдатовой. Челябинск, ЮУрГУ, 2004. 125 с.
4. Ионова Е.Д. Формирование трудовых навыков и предпрофильная подготовка в полиграфической мастерской для молодых людей с ТМНР // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 37(260). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/260/131857 (дата обращения: 13.11.2023).
5. Ремесленные мастерские: от терапии к профессии. Под редакцией Ю.В. Липес. М.: Теревинф, 2004, 136 с.
6. Творческие профессии для людей с инвалидностью. Под редакцией Ю.В. Липес. М.: Теревинф, 2009, 200 с.
7. Царёв А. М., Головчиц Л. А. Требования к структуре образовательных программ для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и к возможным результатам их освоения в контексте разработки ФГОС для обучающихся с ОВЗ //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №. 3
8. Царев А. М., Головчиц Л. А. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития //Дефектология. – 2014