Статья:

ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(329)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Лисовая Д.В. ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 20(329). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/329/174018 (дата обращения: 10.06.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ

Лисовая Даяна Владимировна
студент, Западно-Казахстанский университет имени М. Утемисова, РК, г. Уральск
Абуханова Алма Габдурахимовна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Западно-Казахстанский университет имени М. Утемисова, РК, г. Уральск

 

Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения учебных интернет-ресурсов на уроках иностранного языка для формирования социокультурной компетенции учащихся средних классов. Отмечается, что в условиях глобализации и активного межкультурного взаимодействия развитие данной компетенции становится важнейшей задачей школьного образования. Особое внимание уделено типологии интернет-ресурсов (hotlist, treasure hunt, subject sampler, multimedia scrapbook, webquest), их дидактическому потенциалу и методике внедрения в образовательный процесс. Анализируются преимущества использования интернет-ресурсов для развития умений межкультурной коммуникации, критического мышления, медиаграмотности и мотивации к изучению иностранного языка.

 

Ключевые слова: социокультурная компетенция, интернет-ресурсы, иностранный язык, межкультурная коммуникация, средние классы, webquest, медиаграмотность, проектная деятельность, аутентичные материалы, цифровая среда.

 

В современных условиях глобального информационного пространства и активного межкультурного взаимодействия формирование социокультурной компетенции становится одной из ключевых задач школьного образования. Особенно важную роль она играет в процессе обучения иностранным языкам, поскольку знание языка невозможно без понимания культуры его носителей. Социокультурная компетенция включает в себя способность понимать и уважать культурные различия, адекватно реагировать на иноязычное поведение, а также использовать языковые средства с учётом социокультурного контекста.

Интернет-ресурсы открывают широкие возможности для реализации этой задачи в образовательном процессе. Они позволяют выстраивать учебный процесс в соответствии с принципами межкультурного подхода, обеспечивая доступ к аутентичному языковому и культурному материалу. С помощью мультимедийных платформ и онлайн-ресурсов учащиеся получают возможность не только изучать грамматику и лексику, но и знакомиться с реалиями повседневной жизни, традициями, нормами общения и ценностями стран изучаемого языка.

Образовательные онлайн-платформы, ориентированные на изучение иностранных языков, предоставляют широкий спектр мультимедийных средств — от обучающих видео и заданий с элементами интерактивности до имитации реальных ситуаций общения. Благодаря таким материалам учащиеся не только осваивают языковые конструкции, но и знакомятся с культурными нормами поведения, принятыми в разных странах. Знакомство с контентом, отражающим повседневную жизнь, традиционные обряды и формы вежливости, помогает развивать социокультурную наблюдательность и способствует формированию позитивного отношения к иной культуре через её осмысленное восприятие.

Кроме того, использование интернет-ресурсов позволяет интегрировать в процесс обучения элементы проектной и исследовательской деятельности. Учащиеся могут сравнивать культурные особенности своей страны и стран изучаемого языка, оформлять презентации, создавать мультимедийные продукты, участвовать в межкультурных дискуссиях. Это способствует развитию критического мышления, творческих способностей и способности к самовыражению на иностранном языке в культурно адекватной форме.

Интернет-ресурсы позволяют учителю варьировать формы и методы обучения с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Включение игровых элементов, тестовых заданий, интерактивных упражнений повышает мотивацию и вовлечённость школьников, способствует формированию позитивного отношения к учебной деятельности. Благодаря гибкости интернет-контента возможно эффективно реализовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход.

Современные образовательные технологии открывают широкие возможности для формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках иностранного языка. Проведенное исследование показывает, что учебные Интернет-ресурсы играют ключевую роль в этом процессе, обеспечивая доступ к аутентичным материалам, возможность коммуникации с носителями языка и погружение в культурный контекст изучаемого языка. Особую ценность данные ресурсы представляют для учащихся средних классов, когда формируются основы межкультурной коммуникации и закладывается фундамент дальнейшего изучения языка.

Интернет-ресурсы представляют собой мощный инструмент для формирования социокультурной компетенции учащихся. Они обеспечивают «доступ к аутентичной информации, включающей тексты, видео- и аудиоматериалы, которые создают виртуальную языковую среду и позволяют погрузиться в культуру изучаемого языка» [1]. Такие ресурсы как сайты иноязычных газет (Washington Post, The New York Times), различные медиа-порталы (YouTube, BBC World Service, CNN World News) дают возможность учащимся познакомиться с актуальной информацией и современным употреблением языка в естественном контексте.

Особую ценность для формирования социокультурной компетенции представляют онлайн-платформы, обеспечивающие коммуникацию с носителями языка. Специализированные сайты для изучения и практики иностранных языков, такие как LinguaLeo, Italki и другие, позволяют учащимся вступать в непосредственный диалог с представителями других культур, что способствует развитию межкультурной коммуникации и пониманию культурных особенностей. «Это особенно важно в условиях отсутствия естественной языковой среды, когда формирование информационной и коммуникативной компетенций становится особенно актуальным» [2, с. 13].

Интернет-ресурсы также предоставляют оперативный доступ к учебной и справочной информации: электронным словарям, энциклопедиям, учебным пособиям, справочникам, что помогает учащимся лучше понять культурный контекст изучаемого языка. Кроме того, различные онлайн-курсы, вебинары и системы дистанционного обучения расширяют возможности для изучения языка и культуры вне традиционной классной комнаты.

В современной педагогической практике выделяются различные типы учебных Интернет-ресурсов, которые могут быть эффективно использованы для формирования социокультурной компетенции учащихся. Применение этих ресурсов способствует более глубокому погружению в культуру стран изучаемого языка, формированию устойчивой мотивации к изучению иностранного языка, а также развитию навыков работы с информацией в цифровой среде. В англоязычной литературе принято выделять пять основных видов таких ресурсов, каждый из которых имеет свои особенности, цели использования и дидактический потенциал в образовательной деятельности [3, с 3].

Hotlist представляет собой специально подобранный список Интернет-сайтов, отобранных по теме, изучаемой в рамках учебного курса. Как правило, эти ресурсы сопровождаются краткими аннотациями и рекомендациями по использованию. Такой формат может «служить ориентиром для учащихся при самостоятельном поиске информации о культуре, традициях и реалиях страны изучаемого языка» [4, с. 2]. Hotlist значительно облегчает учащимся навигацию по огромному объёму цифровой информации, обеспечивает доступ к проверенным источникам и способствует формированию навыков самостоятельной познавательной деятельности, ориентированной на изучение социокультурных аспектов.

Treasure hunt — это образовательный метод, который по своей структуре напоминает Hotlist, но отличается более целенаправленным и исследовательским характером. Его основная цель — не просто поиск информации, а глубокое её осмысление и анализ. Он содержит более специфические ссылки, направленные на выполнение учащимися заданий по поиску конкретной культурологической информации. Такая "охота за сокровищами" предполагает не только нахождение данных, но и их осмысление, интерпретацию и представление в виде краткого анализа или обсуждения. Это способствует развитию критического мышления, поисковых стратегий, а также коммуникативных умений в процессе обсуждения результатов в группе.

Multimedia scrapbook представляет собой коллекцию мультимедийных ресурсов, включающих аудио-, видеоматериалы, тексты и изображения. Эти материалы подбираются в соответствии с определённой темой и могут быть использованы учащимися для создания презентаций, проектов или других творческих заданий, направленных на осмысление и интерпретацию культурных реалий страны изучаемого языка. Работа с таким типом ресурса способствует развитию креативного мышления, навыков визуализации информации, медиаграмотности, а также формирует у учащихся эмоционально-ценностное отношение к культуре другой страны через включение в процесс создания собственных культурных продуктов.

Subject sampler содержит ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет, организованные по тематическому принципу и направленные на углублённое изучение определённого аспекта культуры. В отличие от Hotlist, он предполагает более глубокую проработку темы, а также включает вопросы и задания, направленные на стимулирование рефлексии и формирование собственного мнения учащихся. «Главной особенностью Subject sampler является то, что получение информации должно строиться на эмоциональном уровне. Необходимо ознакомиться с материалом и выразить и аргументировать свое собственное мнение по изучаемому вопросу» [5].

Данный формат особенно эффективен при работе с проблемными вопросами, связанными с культурными различиями, межкультурной коммуникацией, национальными ценностями и этикетом.

Наиболее комплексным типом учебных Интернет-ресурсов является Webquest — сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме с активным использованием сети Интернет. Вебквест представляет собой тщательно разработанную педагогическую структуру, включающую вступление, описание задания, ресурсы, этапы выполнения и критерии оценки. Учащиеся выполняют задания, используя заранее подобранные ресурсы, анализируют полученную информацию, делают выводы и представляют результаты в различных формах: от устного выступления до мультимедийной презентации. Вебквесты позволяют учащимся не просто получать информацию о культуре, а взаимодействовать с ней в рамках проблемных заданий, что способствует более глубокому пониманию культурных различий и формированию устойчивой социокультурной компетенции. Использование технологии веб-квеста для формирования социокультурной компетенции основывается на ключевых принципах проектного метода, сформулированных Титовой С.В.:

1. «наличие значимой в творческо-исследовательском плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

2. практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность

обучающихся;

4. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

5. использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: предмет информационного поиска; поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов; аналитическая работа над собранными фактами, методы исследования (статистические, экспериментальные, наблюдения и пр.); выводы; корректировка первоначального направления (если требуется); дальнейший поиск информации по уточненным направлениям; анализ новых фактов; обобщение; выводы; заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка)» [6].

Эффективное использование интернет-ресурсов на уроках иностранного языка в средних классах требует соблюдения методических принципов. Такие ресурсы обеспечивают быстрый доступ к информации, способствуют организации самостоятельной работы учащихся, активизируют их познавательные навыки и делают учебный процесс наглядным. Кроме того, они развивают коммуникативные умения, межкультурную компетенцию и стимулируют самообразовательную активность.

При планировании уроков учителю необходимо учитывать возраст, уровень владения языком и технические возможности учеников. Особое внимание уделяется отбору аутентичных и актуальных материалов, соответствующих учебным целям, а также разработке заданий для активного взаимодействия с ними.

Информационная компетенция, как часть базовых навыков современного ученика, формируется через умение использовать цифровые источники. Использование разных типов интернет-ресурсов в комплексе позволяет эффективно развивать языковые навыки и представление о культуре изучаемого языка.

 

Список литературы:
1. Костюченко М. В., Трутнев А. Ю. Интернет-ресурсы при изучении английского языка // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2018. – № 1. – С. 181–185. – DOI: 10.17513/mjpfi.12090. [Электронный ресурс]. – URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=12090 (дата обращения: 27.03.2025).
2. Титова О. З. Использование интернет-ресурсов для формирования коммуникативно-информационной компетенции в неязыковых вузах // Язык, культура, профессиональная коммуникация в современном обществе : материалы междунар. интернет-конф. – Самара, 2014. – Секция 6. – С. 17. 
3. Сысоев П. В., Евстигнеева М. Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностр. языки в школе. – 2008. – № 6. – С. 2–9.
4. Костромина А. В. Методические рекомендации для преподавателей по использованию учебных интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку. – Чебоксары : ГАПОУ ЧТТПиК, 2017. – С. 2.
5. Куракина Е. С. Использование современных образовательных интернет-ресурсов в процессе обучения [Электронный ресурс] // М. : МГПУ. – URL: https://www.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2016/lich-i-prof-razvitie-ped/4/kurakina.pdf (дата обращения: 14.03.2025).
6. Титова С. В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. – М., 2009. – С. 240.