Статья:

Формирование практических навыков по работе на фрезерном станке с ЧПУ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Рахмеев А.И. Формирование практических навыков по работе на фрезерном станке с ЧПУ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 20(156). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/156/93825 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование практических навыков по работе на фрезерном станке с ЧПУ

Рахмеев Алмаз Ильшатович
студент Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга
Седов Сергей Алексеевич
научный руководитель, канд. пед. наук. доцент кафедры общей инженерной подготовки Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. В статье рассматриваются преимущества работы на фрейзерном станке с ЧПУ в сравнении со станками с ручным управлением. Приводятся примеры упражнений для формирования практических навыков работы на станках с ЧПУ.

 

Ключевые слова: фрейзерный станок, числовое программное управление, практические навыки.

 

Актуальность. На сегодняшний день работа на фрейзерном станке переходит на новый технологический уровень. На предприятиях на смену устаревшему оборудованию пришли новые станки с числовым программным управлением (ЧПУ). Их возможности наилучшим образом обеспечивают обработку деталей любого сложного профиля. Соответственно необходимо способствовать формированию практических навыков работы на таких станках у обучающихся.

Станок с ЧПУ – это механическое устройство, рабочая машина, для точного, автоматического перемещения рабочих органов: режущих инструментов, опор, линеек, по заданной электронной программе. То есть, перемещение объекта на станке осуществляется под контролем системы числового программного управления (СЧПУ). Станок с ЧПУ, за счет высокой скорости работы, позволяет быстро и качественно получить спроектированную на компьютере модель.

Преимущество такого станка перед станком с ручным управлением заключается в том, что

– не нужно тратить много времени на отточку  тех деталей, которые требуют многократной обработки;

– оператор станка  может гораздо меньше времени находиться рядом со станком, за счет чего снижается вероятность травматизма на рабочем месте.

Оператор станка с ЧПУ – это важное звено производственного процесса. Он должен обладать определенными компетенциям (знаниями, умениями и навыками).  Такими как:

  1. Правила техники безопасности по работе на станке с ЧПУ.
  2. Уметь читать чертежи и техническую документацию.
  3. Знать устройство и принцип работы основных типов станков с ЧПУ.
  4. Уметь создавать модели деталей в графических редакторах.
  5. Устанавливать программы в оперативное запоминающее устройство станка.
  6. Задавать режимы и параметры управления микрошаговыми двигателями.
  7. Уметь подбирать режущие инструменты и иные рабочие элементы станка.
  8. Знать технологии создания модели для того, чтобы компетентно осуществлять контроль за процессом через панель.

Практические навыки – это использованные теоретических знанийя на практике, это доведенный до автоматизма способ выполнения каких-то действий.

По мнению Лизункова В.Г. наиболее эффективным при формировании профессиональных навыков является усвоение дисциплинарных знаний посредством методов активного и практического обучения. Формирование практических навыков – это процесс, который достигается путем выполнения специальных упражнений, повторяющихся действий.

Нами был разработан курс, направленный на формирование практических навыков работы на фрейзерном станке с ЧПУ:

  1. Проверка станка к работе и овладение основами работы операторов станков с ЧПУ. Здесь предполагается закрепление правил техники безопасности при работе со станком. Входят такие задания: проверить заземление, надежность крепления, наличие смазочных материалов в узлах и деталях, наличие режущих и иных интрументов, проверять плавность вращения шпинделя и положение рукоятки, знакомство с руководством по эксплуатации станка и устройством компрессора.
  2.  Наладка приспособлений, инструментальных блоков, нулевого положения детали и инструмента. Имеется ввиду сборка токарных резцов для обработки поверхностей, инструментальных блоков и их установка согласно карты наладки; сборка корпусных фрез, инструментальных оправок в устройство смены инструмента и т.д.
  3. Выполнение работ операторов станков с ЧПУ: подготовка и установка режущего инструмента, согласно технологической документации, установка нуля детали, длины инструмента, а также непосредственная обработка деталей,  контроль т коррекция.
  4. Создание управляющей программы и изготовление пробной детали.
  5. Техническое обслуживание и наладка станков с ЧПУ: проверка станков на геометрическую точность, смена охлаждающей жидкости, контроль уровня смазки и замена масла в гидросистеме.

Выводы:

В процессе работы над проблемой исследования были сделаны выводы о том, что:

– формирование практических навыков – это обязательное условие подготовки оператора станка с ЧПУ. Одних лишь теоретических знаний не достаточно, как с точки зрения техники безопасности, так и качества изготавливаемого на станке изделия;

– практические навыки работы на станках с ЧПУ формируются в процессе многократного выполнения упражнений и заданий.

 

Список литературы:
1. Глебов И.Т. Учимся работать на фрейзерном станке с ЧПУ / И.Т. Глебов. – Екатеринбург: УГЛТУ, 2019. – 115с.
2. Лизунков В.Г. Формирование необходимых навыков у студентов с использованием интегрированного обучения / В.Г. Лизунков, В.И. Марчук, Е.Ю. Малушко // Современные проблемы науки и образования, 2018. – № 6.
3. Полякова А.М. Пособие по ПМ 04. Выполнение работ по профессии оператора станков с ЧПУ / А.М. Полякова, Я.А. Поляков, С.А. Смирнов, М.А. Борисов. – Спб: Промышленно-технологический колледж, 2017. – 84с.