Статья:

Формирование познавательной активности младших школьников через организацию исследовательской деятельности на уроках литературного чтения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Фетисова А.И. Формирование познавательной активности младших школьников через организацию исследовательской деятельности на уроках литературного чтения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 2(138). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/138/84926 (дата обращения: 24.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование познавательной активности младших школьников через организацию исследовательской деятельности на уроках литературного чтения

Фетисова Анастасия Ивановна
студент, ТОГАПОУ Педагогический колледж г. Тамбова, РФ, г. Тамбов
Педкау Элина Андреевна
научный руководитель, ТОГАПОУ Педагогический колледж г. Тамбова, РФ, г. Тамбов

 

В начале XXI века стало очевидно, что знания, умения и навыки поиска и исследования необходимо приобрести каждому человеку. Ошибочно предполагать, что они требуются только при условии, что жизнь уже связана или будет связана с научной работой. Исследовательская деятельность на уроках способствует включению обучающихся в активную работу и мотивирует к учебной деятельности.

В сфере современной школьной образовательной практике одной из важнейших проблем стал вопрос повышения уровня читательской активности среди учеников. Учителя часто задаются вопросом: почему большинство детей не читает книги? Нельзя заставить ученика полюбить литературу, нельзя заставить сопереживать. Дети обращаются к книге в случае, если у них возникает желание и появляется потребность. Именно поэтому появляется необходимость культивировать такие условия, в которых обучающийся захочет исследовать литературный текст, и в позиции исследователя сделать открытия, решить литературные проблемы в рамках анализа текстов, а значит, будет рождено желание читать. Чтобы помочь младшим школьникам почувствовать значимость совершаемых ими открытий на уроках литературного чтения, чтобы они не переставали удивляться своим возможностям понимать мысли и чувства авторов классических и современных произведений, необходимо заинтересовать детей процессом исследования.

Эффективное активизирование познавательной деятельности обучающихся обеспечивается с помощью расширения сферы использования поискового и проблемного методов при изучении нового учебного материала. Неоднократно доказывалась эффективность применения групповых форм работы [1, с. 23-30]. Деятельность учителя должна иметь направление на осуществление поиска эффективных технологий, способных побуждать обучающихся к познавательной деятельности, также способствующих формированию целого ряда универсальных учебных действий [2, с. 114–118].

Важнейшим условием для проявления интереса является создание такой естественной, свободной атмосферы на уроке, которая спровоцирует подъём душевных сил ученика. Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский считали, что воспитание, опирающееся на определенную свободу ребёнка, способна развить его познавательные интересы, укрепить ум и волю ребенка. Современный мир требует от человека не только потребления информации, но и умения её получать. Т.И. Шамова также выделяет три уровня познавательной активности, но называет их не по методам обучения, а по образцу действия:

  • воспроизводящая, где ученик учится при необходимости воспроизводить полученные знания и демонстрирует свои умения; 
  • интерпретирующая, где ученик учится трактовать уже усвоенные знания в новых учебных условиях; 
  • творческая активность.

Теоретический анализ научной литературы позволил определить и обосновать три уровня сформированности устойчивых познавательных учебных действий младших школьников: низкий, средний, высокий. Низкий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий характеризуется эпизодическим включением школьников в учебную деятельность и слабым проявлением качественных характеристик познавательных универсальных учебных действий [3, с. 32-33]. Средний уровень сформированности определяется включением учащихся в творческие направления учебной деятельности и более активным проявлением ведущих характеристик познавательных УУД [4, с. 21-22]. Высокий уровень сформированности характеризуется включением школьников во все направления учебной деятельности и высокой степенью проявления качественных характеристик познавательных универсальных учебных действий. Ключевыми параметрами сформированности познавательных УУД являются самостоятельный поиск в тексте информации, формулирование вывода на основе прочитанного, нахождение тексте подтверждения высказанному суждению, поиск в тексте выразительных средств, анализ использованных в тексте языковых средств, ориентация в структуре текста, оставление плана, определение авторского замысла, главной мысли текста, характеристика героя, черт его характера, определение причин поступка, составление собственного небольшого текста, отражающего общее понимание прочитанного.

 

Список литературы:
1. Балашова, А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2009. No 5.  
2. Бондарева, И.И.  Формирование универсальных учебных действий у младших школьников / И.И. Бондарева // Нижегородское образование. 2010. No 1. 
3. Ахметжанова, Г.В.  Методологические основы развития педагогического образования в новых социокультурных условиях / Г.В. Ахметжанова // Наука - производству. - 2005. - No 5.  
4. Жукова, З.П. Совместная деятельность классного руководителя и семьи / З.П. Жукова// Начальная школа. – 2012. -No8.