Формирование познавательной активности младших школьников через организацию исследовательской деятельности на уроках литературного чтения
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)
Формирование познавательной активности младших школьников через организацию исследовательской деятельности на уроках литературного чтения
В начале XXI века стало очевидно, что знания, умения и навыки поиска и исследования необходимо приобрести каждому человеку. Ошибочно предполагать, что они требуются только при условии, что жизнь уже связана или будет связана с научной работой. Исследовательская деятельность на уроках способствует включению обучающихся в активную работу и мотивирует к учебной деятельности.
В сфере современной школьной образовательной практике одной из важнейших проблем стал вопрос повышения уровня читательской активности среди учеников. Учителя часто задаются вопросом: почему большинство детей не читает книги? Нельзя заставить ученика полюбить литературу, нельзя заставить сопереживать. Дети обращаются к книге в случае, если у них возникает желание и появляется потребность. Именно поэтому появляется необходимость культивировать такие условия, в которых обучающийся захочет исследовать литературный текст, и в позиции исследователя сделать открытия, решить литературные проблемы в рамках анализа текстов, а значит, будет рождено желание читать. Чтобы помочь младшим школьникам почувствовать значимость совершаемых ими открытий на уроках литературного чтения, чтобы они не переставали удивляться своим возможностям понимать мысли и чувства авторов классических и современных произведений, необходимо заинтересовать детей процессом исследования.
Эффективное активизирование познавательной деятельности обучающихся обеспечивается с помощью расширения сферы использования поискового и проблемного методов при изучении нового учебного материала. Неоднократно доказывалась эффективность применения групповых форм работы [1, с. 23-30]. Деятельность учителя должна иметь направление на осуществление поиска эффективных технологий, способных побуждать обучающихся к познавательной деятельности, также способствующих формированию целого ряда универсальных учебных действий [2, с. 114–118].
Важнейшим условием для проявления интереса является создание такой естественной, свободной атмосферы на уроке, которая спровоцирует подъём душевных сил ученика. Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский считали, что воспитание, опирающееся на определенную свободу ребёнка, способна развить его познавательные интересы, укрепить ум и волю ребенка. Современный мир требует от человека не только потребления информации, но и умения её получать. Т.И. Шамова также выделяет три уровня познавательной активности, но называет их не по методам обучения, а по образцу действия:
- воспроизводящая, где ученик учится при необходимости воспроизводить полученные знания и демонстрирует свои умения;
- интерпретирующая, где ученик учится трактовать уже усвоенные знания в новых учебных условиях;
- творческая активность.
Теоретический анализ научной литературы позволил определить и обосновать три уровня сформированности устойчивых познавательных учебных действий младших школьников: низкий, средний, высокий. Низкий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий характеризуется эпизодическим включением школьников в учебную деятельность и слабым проявлением качественных характеристик познавательных универсальных учебных действий [3, с. 32-33]. Средний уровень сформированности определяется включением учащихся в творческие направления учебной деятельности и более активным проявлением ведущих характеристик познавательных УУД [4, с. 21-22]. Высокий уровень сформированности характеризуется включением школьников во все направления учебной деятельности и высокой степенью проявления качественных характеристик познавательных универсальных учебных действий. Ключевыми параметрами сформированности познавательных УУД являются самостоятельный поиск в тексте информации, формулирование вывода на основе прочитанного, нахождение тексте подтверждения высказанному суждению, поиск в тексте выразительных средств, анализ использованных в тексте языковых средств, ориентация в структуре текста, оставление плана, определение авторского замысла, главной мысли текста, характеристика героя, черт его характера, определение причин поступка, составление собственного небольшого текста, отражающего общее понимание прочитанного.