Статья:

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Барыбина А.М. КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 19(198). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/198/111858 (дата обращения: 16.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ

Барыбина Анастасия Максимовна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

В современном мире условия и требования к образовательному процессу возросли, современные реалии требуют от учителей новых подходов к образовательному процессу. Урок – это основная форма организации педагогического процесса, при которой учитель в течение строго определенного периода времени руководит коллективной познавательной деятельностью и другими постоянными группами учащихся (классом) с учетом особенностей каждой из них; использование видов, средств и методов работы, создающих благоприятные условия для овладения всеми учащимися основами рассматриваемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил учащихся[2, с 12].

Орехова в своем учебнике объясняет, что мышление является преднамеренным. Думать нужно только в тех ситуациях, когда появляется новая цель и старых средств уже недостаточно для ее достижения. Такие ситуации называются проблемными. Проблемная ситуация – это неопределенная ситуация, которая заставляет нас искать новые решения, т.е. мышление – это поиск и открытие нового[1, с 144].

Гибкие навыки являются основой в современной педагогике. Они помогают ребенку взять от обучения все самое лучшее. К ним относятся – работа в команде, лидерство, эмоциональный интеллект, критическое мышление, логика, воображение и не только. Критическое мышление — это тип мышления, который помогает мыслить нестандартно любого утверждения, помогает справляться с постоянно меняющимся потоком информации. Другими словами, этот тип мышления позволяет учащимся обрабатывать информацию, организовывать, выражать свои мысли быстро и четко, а также развивать способность самостоятельно заниматься собственным обучением и конструктивно взаимодействовать с другими[3, с 17].

Везде нужен критический подход. Приведем несколько примеров его практического использования:

• В профессиональной и повседневной жизни критическое мышление помогает мыслить и работать с большей точностью и ясностью, быстро определять, что важно, а что нет, более эффективно решать проблемы, более внимательно и продуктивно решать различные задачи.

• В ходе курса, наряду с развитием критического мышления, вы разовьете навыки быстрого распознавания аргументов, быстрого выявления ключевых идей в текстах, используя доказательства и свидетельства экспертов и специалистов, отличающих материалы критики от анализа других.

• В сфере личных интересов критическое мышление научит вас быстро анализировать суждения, точки зрения, доказательства и мнения других, грамотно обосновывать свои высказывания и аргументировать аргументы, с которыми вы не согласны, лучше понимать других и свою собственных убеждений, мыслей и действий.

На этапе понимания ученик непосредственно работает с информацией, поступающей различными способами: при просмотре фильма, чтении текста, в процессе подачи информации преподавателем. При работе с информацией учащиеся отвечают на вопросы, возникшие на этапе задания, записывают новые цели и задачи, соотносят имеющиеся знания с новыми, формируют собственное позиционирование и систематизируют полученные знания. Важным критерием развития критического мышления на этом этапе является отслеживание вашего понимания при работе с новым материалом  [4, с 178].

В фазе рефлексии происходит окончательное осмысление и обобщение полученной информации. На этапе рефлексии учащиеся выражают полученную информацию своими словами. Здесь очень важно поддержать эмоциональный интеллект, о котором мы говорили ранее. Эмоциональный интеллект и критическое мышление неразрывно связаны между собой. Без понимания собственных эмоций, мы, не смог ли бы точно передавать их.

Подводя итог этой статье, мы можем констатировать, что технология развития критического мышления состоит из творческих приемов, которые делают уроки интересными и посылают сильный сигнал учащимся к изучению предмета. Критическое мышление – неотъемлемая часть нашей жизни, которая служит развитием во всех сферах жизнедеятельности человека. Умение самостоятельно обращаться с информацией, выражать свое мнение логически верно, то есть критически мыслить, позволяет стать человеком, который хочет учиться всю жизнь и ответственно относиться к своему образованию и самообразованию.

 

Список литературы:
1. Сластенин В. А., Каширин В. П. / Психология и педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, В. П. Каширин — М.:, Академия 2007–477с  
2. Орлова В. А. Психология в вопросах и ответах: учебное пособие [Текст] / B. А. Орехова. — М.: КНОРУС, 2009. -200 с. 
3. Загашев И. О., Заир — Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. / И. О. Загашев, С. И. Заир –Бек, И. В. Муштавинская— Издание 2-е.-СПб: «Альянс Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003–192с.  
4. «Использование технологии критического мышления на уроках химии»- Григорьева Э. С., [Электронный ресурс] / http://festival.1september.ru/articles/528850/ — дата доступа -15.05.22