ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)
ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
На сегодняшний день все большее внимание в общем образовании и конкретно в научно-технической подготовке обучающихся уделяется развитию профессиональных компетенций, а также формированию навыков инженерного мышления и развитию инженерной грамотности.
Инженерную грамотность можно определить как компонент функциональной грамотности личности, которая позволяет человеку решать конкретные практические задачи с применением техники и технологий на основе комплексного использования научных знаний.
Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.
Направленность на инженерную подготовку школьников в рамках технологического образования делается все наиболее нужной в образовательных системах различных государств. Это совершается вследствие [1;2]:
- увеличения индустриального сектора производства (индустриализации экономики);
- потребности в подготовке высококвалифицированных инженерных кадров, какие на сегодняшний день популярны не только лишь в промышленном секторе, однако и в области услуг;
- перемены ценностей в инженерной подготовке сотрудников, сопряженной с интеграцией знаний и разновидностей профессиональной деятельности; интересом к научно-технологической грамотности, а также компетентности; рвением к конвергентности в инженерной подготовке.
Исследование опыта осуществления инженерно-технологической подготовки школьников дает возможность отметить многие ценности в содержании, а также разработках осуществления этой тенденции научно-технического образования:
- формирование инженерных классов на уровне профильного обучения школьников;
- включение в содержание технической подготовки дополнительных часов на изучение технологии, черчения, математики, информационных технологий;
- объединение научной, математической, а также гуманитарной подготовки в инженерном профиле
- обширное применение прогрессивного оснащения и технологий (конструкторов, ИКТ, лабораторного оборудования, 3Д принтеров), которые составляют достаточную технологическую сферу для инженерно-технологической подготовки;
- акцент на применяемых способах и разработках обучения на исследовательскую и проектную деятельность, в том числе, с учетом особенности инженерного проектирования.
- перемены ценностей в инженерной подготовке сотрудников, сопряженной с интеграцией знаний и разновидностей профессиональной деятельности; интересом к научно-технологической грамотности, а также компетентности [3].
Также программа предмета «Технология» обеспечивает формирование у школьников инженерного мышления. Схема инженерного мышления (потребность – цель – способ - результат) позволяет наиболее органично решать задачи установления связей между образовательным и жизненным пространством, образовательными результатами, полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными образовательными результатами и жизненными задачами. Кроме того, схема технологического мышления позволяет вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов, начиная от решения бытовых вопросов и заканчивая решением о направлениях продолжения образования, построением карьерных и жизненных планов [4].
Таким образом, предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества.