Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Андреева Д.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 18(241). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/241/126907 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Андреева Дарья Юрьевна
студент, кафедра технологического образования, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, РФ, г. Саратов

 

На сегодняшний день все большее внимание в общем образовании и конкретно в научно-технической подготовке обучающихся уделяется развитию профессиональных компетенций, а также формированию навыков инженерного мышления и развитию инженерной грамотности.

Инженерную грамотность можно определить как компонент функциональной грамотности личности, которая позволяет человеку решать конкретные практические задачи с применением техники и технологий на основе комплексного использования научных знаний.

Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.

Направленность на инженерную подготовку школьников в рамках технологического образования делается все наиболее нужной в образовательных системах различных государств. Это совершается вследствие [1;2]:

  • увеличения индустриального сектора производства (индустриализации экономики);
  • потребности в подготовке высококвалифицированных инженерных кадров, какие на сегодняшний день популярны не только лишь в промышленном секторе, однако и в области услуг;
  • перемены ценностей в инженерной подготовке сотрудников, сопряженной с интеграцией знаний и разновидностей профессиональной деятельности; интересом к научно-технологической грамотности, а также компетентности; рвением к конвергентности в инженерной подготовке.

Исследование опыта осуществления инженерно-технологической подготовки школьников дает возможность отметить многие ценности в содержании, а также разработках осуществления этой тенденции научно-технического образования:

  • формирование инженерных классов на уровне профильного обучения школьников;
  • включение в содержание технической подготовки дополнительных часов на изучение технологии, черчения, математики, информационных технологий;
  • объединение научной, математической, а также гуманитарной подготовки в инженерном профиле
  • обширное применение прогрессивного оснащения и технологий (конструкторов, ИКТ, лабораторного оборудования, 3Д принтеров), которые составляют достаточную технологическую сферу для инженерно-технологической подготовки;
  • акцент на применяемых способах и разработках обучения на исследовательскую и проектную деятельность, в том числе, с учетом особенности инженерного проектирования.
  • перемены ценностей в инженерной подготовке сотрудников, сопряженной с интеграцией знаний и разновидностей профессиональной деятельности; интересом к научно-технологической грамотности, а также компетентности [3].

Также программа предмета «Технология» обеспечивает формирование у школьников инженерного мышления. Схема инженерного мышления (потребность – цель – способ - результат) позволяет наиболее органично решать задачи установления связей между образовательным и жизненным пространством, образовательными результатами, полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными образовательными результатами и жизненными задачами. Кроме того, схема технологического мышления позволяет вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов, начиная от решения бытовых вопросов и заканчивая решением о направлениях продолжения образования, построением карьерных и жизненных планов [4].

Таким образом, предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества.

 

Список литературы:
1. Аверьянова, Т.А., Касатова, Г.А. Педагогические условия формирования технологической культуры обучающихся школы/ Т.А. Аверьянова, Г.А. Касатова//Мир науки. Педагогика и психология..- 2018. - №6. – С.1.
2. Артюхович, Ю.В. Ценностный смысл инженерного образования / Ю. В. Артюхович// Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке.-2015.- № 1-2. - С. 9-23.
3. Лесин, С.М., Осипенко, Л.Е., Махотин, Д.А. Появление и развитие понятия "инженерная грамотность" в системе общего образования / С.М. Лесин, Л.Ю. Осипенко, Д.А. Махотин// Вестник РМАТ.- 2018. - №4. – С. 93 – 98.
4. Лесин С.М., Осипенко, Л.Е. Особенности формирования инженерного мышления при проектировании методики инженерного и технологического образования в условиях цифровизации экономики / С.М. Лесин, Л.Ю. Осипенко //Интерактивное образование. - 2018. - № 3. - С. 10-12.