Статья:

Формы досуговой деятельности в контексте реализации эстетической культуры детей и молодёжи в дополнительном образовании

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(55)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Лазук Н.А. Формы досуговой деятельности в контексте реализации эстетической культуры детей и молодёжи в дополнительном образовании // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 4(55). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/55/47050 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формы досуговой деятельности в контексте реализации эстетической культуры детей и молодёжи в дополнительном образовании

Лазук Нина Александровна
магистрант Тюменский государственный институт культуры, РФ, г. Тюмень

 

FORMS OF LEISURE ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF REALIZATION OF AESTHETIC CULTURE OF CHILDREN AND YOUTH IN ADDITIONAL EDUCATION

 

Nina Lazuk

undergraduate, Tyumen State Institute of Culture, Russia, Tyumen

 

Аннотация. В статье анализируются формы досуговой деятельности детей и молодежи в процессе реализации программы по эстетическому воспитанию культурных компетенций путем дополнительного образования.

Abstract. The article analyzes the forms of leisure activities of children and young people in the process of implementation of the program on aesthetic education of cultural competencies through additional education.

 

Ключевые слова: анализ, дополнительное образование, культура, досуг.

Keywords: analysis, additional education, culture, leisure.

 

Философия образования ХХІ века основана на концептуальных положениях, требующих нового мышления и деятельности специалистов-практиков: переход от «образования на всю жизнь» к «образованию в течение жизни» – непрерывного образования, самообразования и развития личности как жизнетворчества; доминирование гуманистического подхода, создающего условия для становления творческой личности с высоким уровнем знаний, воспитанности и духовности.

Вопросы воспитания эстетической культуры личности приобретают особое значение в современном развитии общества, когда обостряются общественные противоречия, теряются общечеловеческие ценности, жизненные идеалы молодежи. Эстетическое воспитание должно способствовать формированию творчески активной личности, способной полноценно воспринимать прекрасное, гармоничное, совершенное в жизни, природе и искусстве.

Поэтому сегодня приобретает важное значение проблема формирования у учащейся молодежи эстетической культуры в процессе их обучения и воспитания в учебных заведениях и в дополнительном образовании.

Сформированность эстетической культуры личности является предпосылкой объективного восприятия мира по законам красоты, обогащение на этой основе ее художественных и творческих знаний и умений, развития его природной одаренности и творчества. Особенно ощутима потребность эстетической подготовки в школьном возрасте, когда мировоззрение учеников приобретает признаки целостности, формируется система жизненных ориентиров, усиливается роль личностно-ценностного опыта, укрепляется эстетический диалог между учителем и учеником. Особенности развития детей и молодежи обусловливают необходимость создания оптимальных условий для формирования в них эстетической культуры и дальнейшего творческого использования эстетических ценностей.

Таким образом, социальная обусловленность перестройки образования, с учетом приоритетов личностно-ориентированного воспитания, необходимость дальнейшего развития теории и практики формирования эстетической культуры у детей и молодежи, недостаточная разработанность темы, а также потребности практики обусловили выбор темы исследования.

Работая в сфере дополнительного образования специалист должен вдумчиво подбирать материал по содержанию эстетического воспитания, потому что он составляет основу формирования научного кругозора детей и молодежи, знакомит их с новыми фактами и сведениями из разных наук; раскрывает практическую силу научных знаний, возможностей применения полученных в школе знаний в решении бытовых и практических вопросов.

В контексте исследования можно выделить следующие эффективные формы дополнительного образования по формированию эстетической культуры детей и молодежи:

  • информационно-массовые (дискуссии, диспуты, конференции, интеллектуальные аукционы, ринги, вечера, путешествия)
  • практически групповые (экскурсии, праздники, ярмарки, народные игры, смотры-конкурсы, олимпиады)
  • самодеятельно-интегративные (школьные клубы, КВН, фестивали, ассамблеи по проблемам традиций, культуры, кружки)
  • творчески индивидуальные (доверенность, творческие задания, отчеты, индивидуальная работа и т.д.) [10].

Во внешкольное время создаются благоприятные условия для реализации творческого потенциала детей и молодежи и формирование их эстетической культуры в различных формах: художественных кружках и студиях, исполнительских коллективах (хоры; музыкальные, танцевальные, фольклорные ансамбли), самодеятельных театрах, временных объединениях детей и школьников, в процессе подготовки и посещение концертов, театров, музеев, выставок, вернисажей, встреч с художниками, во время просмотров телепередач, подготовки и проведения различных культурных мероприятий, праздников с использованием музыки, театрализации, кино и видео, декоративного оформления и т.д., а также в форме клубов, которые направлены на интегрирование различных направлений художественной жизни, сплочение воспитанников разного возраста [1].

Одним из ведущих задач эстетического воспитания является развитие творческих, прежде всего, художественно-творческих способностей детей и молодежи. Как известно, явление художественных способностей является комплексным и включает способности изобразительные, театральные, музыкальные; одновременно развитие одной из разновидностей способствует раскрытию остальных и комплекса в целом. Поэтому важно непосредственное или опосредованное привлечение участников любого вида художественной деятельности к другим видам искусства, по крайней мере, на уровне восприятия, что обеспечивает расширение общего художественного кругозора, способствует художественному развитию личности. Воспитательное воздействие искусства, корректировки его действия на личность также следует учитывать и использовать в других направлениях воспитательной работы, например, в организации различных спортивных праздников, интеллектуально-познавательных соревнований, поскольку именно искусство, значение которого характеризуется гармонией в человеке физического и духовного начал, единством эмоционального и рационального аспектов, может стать вспомогательным действенным каналом влияния на духовность личности [7].

Условия внеурочной деятельности значительно расширяют границы познания изобразительного искусства благодаря экскурсиям, во время которых происходит знакомство с памятниками архитектуры, садово-паркового искусства, посещению мастерских живописцев, скульпторов, народных мастеров и непосредственному наблюдению за творческим процессом, оптимальному использованию возможностей каникулярного периода для путешествий экспедиций и тому подобное.

Не менее важным является овладение основами дизайнерского творчества, которое по своей специфике сочетает утилитарную и художественную функции. В процессе дизайнерского творчества у школьников воспитывается художественно-образное восприятие действительности, творческий подход к оформлению предметного окружения, оригинальность художественного мышления, конструкторские способности, формируется чувство пропорций, единства красивого и полезного.

На занятиях живописи достигается органическое сочетание восприятия и собственной практической деятельности, совершенствуется умение воплощать в конкретном материале свои жизненные впечатления, развивается чувство цвета, ритма, формы, объема, умение осмысливать окружающий мир через художественное произведение [9].

Воспитательные возможности музыкального искусства [3, 7] всегда были связаны с тем важным местом, которое занимает музыка в системе искусств, а музыкальное творчество – в контексте человеческой деятельности в целом благодаря уникальной способности музыки выражать, преобразовывать, моделировать человеческие эмоции и чувства во всей их многокрасочности и разнообразия. Это касается всех стилевых и жанровых направлений – музыки: академической, фольклора, эстрады. Особенности содержания эстетического воспитания средствами музыки во внешкольное время на современном этапе определяются высокой насыщенностью «интонационного словаря» звукового окружения школьника развлекательной музыкой, которая звучит не только в концертных залах, но и составляет постоянно влияющий на личность звуковой фон его жизни. Интенсивно растет вес стихийного вхождения подрастающего поколения в эстетическую среду, особенно в сфере досуга, которое в музыкальном искусстве все больше ориентируется на «рынок» и «коммерциализацию».

Различные виды досуга и их сочетания дают ребенку различные представления о духовном мире человека, о богатстве его творческих увлечений. Разнообразие видов досуга, по нашему мнению, активно влияет на развитие творческих задатков и способностей учащихся, определяет уровень их удовлетворения социально значимой деятельностью.

Досуг связан, прежде всего, с понятием духовной свободы. Ребенок должен быть свободным субъектом школьной жизни. Досуговую свободу ребенка можно рассматривать в следующих аспектах:

  • отражение духовно-личностного потенциала;
  • осознание и выражение реальных перспектив, связанных с его правами на творчество, на потребление субкультуры и проявление своих способностей;
  • обеспечение диапазона форм и методов организации досугового времени, разнообразия выборов и условий досуга [6].

Возможности достижения досуговой свободы определяются:

  • особенностями общественного развития;
  • наличием досуговых учреждений;
  • развитостью каналов средств массовой информации;
  • социально-психологическими отношениями молодежи;
  • традициями организации отдыха;
  • национальными традициями;
  • режимом жизни и обучения [12].

Категория досуга взаимосвязана с понятием «свободное время». Это часть нерабочего времени, затрачиваемая на обучение, повышение квалификации, общественную работу, отдых и т.д., то есть то время, которое люди используют вне пределов рабочего дня для своего всестороннего развития. Под свободным временем понимается также часть нерабочего времени, свободного от выполнения каких-либо обязательств.

О.С. Жамсуева в своей статье отметила: «Мы считаем, что только та часть времени, которая тратится человеком произвольно, свободно, по его желанию и настроению и есть свободное время» [2, c. 107-110].

Итак, берем за основу определения «свободное время», как части внеучебного или внерабочего времени, которое остается у человека, за исключением разного типа непредвиденных, необходимых затрат. Отсутствие свободного времени порождает отсутствие досуговой свободы. Поэтому насыщенность свободного времени – это категория и экономическая, и социальная, и моральная. Рациональное, интенсивное и эффективное использование свободного времени выступает базисом развития личности. Таким образом, досуг является также неотъемлемой частью свободного времени [3].

Таким образом, ценность времени досуга заключается в том, что он выступает индикатором результатов обучения и труда, как ведущих видов деятельности для развития личности; индикатором сферы самовоспитания, самоутверждения и самовыражения. Время досуга – личное достояние молодежи, важный фактор демократизации детей в новых условиях развития общества.

Задача нейтрализации стихийных влияний музыкальной информации возможно решить прежде всего на основе активного привлечения к классическому и народному музыкальному искусству. Музыкальное воспитание в молодежном возрасте, когда наблюдается пик погружения учащихся в развлекательную музыку, направляется на формирование оценочно-избирательного отношения.

К традиционным исполнительским формам привлечения детей и молодежи к музыкальному искусству относятся хор, ансамбль, кружок любителей музыки. Их участие в музыкально-исполнительском творчестве способствует развитию музыкальных способностей, активизирует художественное общения и самовыражения. Работа исполнительного коллектива всегда должна иметь результатом концертные выступления, которые развивают интерес к музыкальному творчеству как у исполнителей, так и слушателей, воспитывают такие личностные черты, как организованность, ответственность, аккуратность, культуру поведения на сцене и в быту, умение осознавать собственные эмоции и контролировать их проявление.

Актуальность театрального искусства в системе средств эстетического воспитания возрастает в связи с обострением проблем воспитания целостной личности детей и молодежи, поскольку театр является выражением комплексного художественного взгляда на окружающий мир. Театр выполняет интегрирующую функцию для остальных направлений художественно-эстетического воспитания, а также для познания истории, литературы и тому подобное. Включение детей и молодежи в театральную деятельность является неоценимым учитывая гражданское становление личности, эффективным путем морально-этического воспитания: театральное творчество способствует формированию наблюдательности и внимательного отношения к окружающему миру, людям, способности к сочувствию и сопереживанию, готовности совместных действий [8].

Ведущей формой театральной деятельности является самодеятельный театральный коллектив. Независимо от вида театрально-сценического творчества (драматический кружок, «детская опера», театр «пластической драмы», хореографический, кукольный и т.д.), содержание деятельности определяется необходимостью освоения его участниками таких компонентов, как творческая игра, театральная импровизация, актерское мастерство, сценическое движение, танец, сценическое речи, ритмика, музыка, основы грима, техническое конструирование. Значительную пользу приносит сценическое воплощение произведений, изучаемых и на уроках литературы, музыки, художественной культуры, устройство праздничных вечеров в форме театрализованных представлений в школе и вне ее. Хореография, которая в театральном искусстве составляет основу балетного спектакля, во внеурочной практике рассматривается как самостоятельный вид художественной деятельности. Хореографическая деятельность способствует формированию пространственных представлений, развития музыкальных и изобразительных способностей (через создание костюмов, грима, атрибутов танца), общему физическому развитию детей и молодежи, вытачивая красоту движений, пластичность тела, правильность осанки, гармоничность жестов, культуры поведения в целом. В хореографии запрограммирована богатая структура социальной деятельности [11]. Танец, является видом искусства, в практике внеурочной деятельности целесообразно рассматривать и как специфическое средство общения, и как средство формирования общей и эстетической культуры, и как способ сплочения воспитанников в сообщество на почве интереса к танцевальному искусству [5].

Одной из распространенных форм проведения досуга, особенно среди детей и молодежи, является дискотека, использование возможностей которой может стать средством нейтрализации негативных воздействий на личность. Учитывая место, которое занимает развлекательная музыка в запросах современных школьников, а также их потребности в реализации двигательной активности и общении, основной задачей дискотеки следует определить воспитание культуры досуга, которая помимо избирательного отношения к искусству, сложившихся музыкальных вкусов, широкого художественного кругозора, вбирает в себя и пластическую культуру движений, культуру поведения, культуру общения и тому подобное. Поэтому организаторы дискотеки при разработке ее сценариев должны обращать внимание на содержание музыкальной, двигательной, пластической составляющих [13].

Актуальность современного кинематографа связана с его особым статусом в системе эстетического воспитания. Стремительное развитие видео и телевидения (сегодня они выполняют функцию основных киноносителей) несколько «потеснил» другие классические виды искусства в плане «зрительской нужды». Активное использование средств киноискусства сегодня объективным требованием и связано с той ролью, которую играют аудиовизуальные средства в досуге молодежи [4].

Жанровый диапазон фильмов, в которых должны привлекаться школьники, достаточно велик. Отбор материала для просмотров должен осуществляться на основе его высоких художественных качеств, направление интереса школьников на познание произведений национального и зарубежного искусства, знакомство с новыми фильмами, вышедших на экран, а также с обязательным учетом индивидуальных запросов школьников. Привлечение кинематографа к воспитательному процессу требует учета такого специфического момента как гипертрофия «волны ужасов и насилия» на современном экране, что стимулирует развитие жестокости и агрессивных наклонностей.

Эффективной формой воспитания эстетической культуры детей и молодёжи может стать студия кинолюбителей , где участники на практике постигают особенности выразительных средств кино, языка киноискусства, его законов, создавая сценарии фильмов, овладевая законами операторского искусства. Деятельность детей и молодежи может направляться на создание фильмов о школьной жизни (история учебного заведения, выдающиеся люди, события года и прочее). Желательно, чтобы такие творческие работы пересматривались всеми, включая преподавателей и родителей. Сущность эстетической общей культуры заключается в реальном, положительном влиянии системы научных идей, положений, закономерностей, которые своим открытием, содержанием и методикой применения вызывают приятные переживания. Под понятием «эстетическая культура» личности мы так же понимаем целостность эстетического сознания и эстетической деятельности, основой которой является эмоционально-чувственное переживание впечатлений, знания, которые проявляются в различных формах эстетического отношения (чувства, оценки и т.д.) и является проявлением ценностной позиции личности.

Подводя итог можно прямо сказать, что приобретает актуальность проблема подготовки педагогических кадров по формированию эстетической культуры детей и молодёжи.

 

Список литературы:
1. Волчегорская, Е.Ю.. Художественно-эстетическое воспитание в начальной школе [Текст]: лекция / Е. Ю. Волчегорская – Челябинск : Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2010. – 53 с
2. Жамсуева О.С. Свободное время: теоретический аспект // Вестник БГУ. 2013. №14. – С.107-110
3. Иванова, Л. Н. Развитие музыкально-эстетической культуры личности подростка в процессе вокально-сценической деятельности [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. Н. Иванов ; М-во культуры Российской Федерации, Казанский гос. ун-т культуры и искусств. – Казань : Культура, 2013. – 87 с.
4. Карелова И. М. Современные подходы к игровой досуговой программе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2010. №4. – С.107-113 
5. Марченко С. Е. Формирование эстетической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива : диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.05 / Марченко Сергей Евгеньевич; [Место защиты: Алт. гос. акад. культуры и искусств]. – Омск, 2010. – 191 с
6. Михеева Н. А. Молодежные центры как объект управления в системе организации досуга молодежи [Текст] : монография / Н. А. Михеева, О. В. Назарой ; – Санкт-Петербург : Р-Копи, 2015. – 122 с.
7. Мурзина О. Б., Апажихова Н. В. Из опыта организации оздоровительного досуга детей и подростков за рубежом // Вестник ТГУ. 2014. №6 (134). – С.105-112 
8. Опарина Н.А. Театрализованный праздник как педагогическая система в организации досуга детей и молодежи// Наука и общество в современных условиях – С. 108-111.
9. Панькин А. Б. Воспитание эстетической культуры школьников в условиях этнокультурной коннотации дополнительного образования [Текст] / А. Б. Панькин, С. В. Цурюмова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Калмыцкий гос. ун-т". – Элиста : Кал-мыцкий гос. ун-т, 2011. – 116 с.
10. Полукаров В. В. Теория и практика клубной деятельности, как основа организации досуга современных школьников // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2012. №4 (24). – С.134-138 
11. Семенив Д. А. Формирование эстетической культуры младших школьников средствами хореографии на уроках физической культуры : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01, 13.00.04 / Семенив Дарья Александровна; [Место защиты: Рос. гос. ун-т им. Иммануила Канта]. – Калининград, 2010. – 211 с.
12. Суровицкая А. В. Социальная организация досуга молодежи : регионально-муниципальный аспект: диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Су-ровицкая Анна Владимировна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева]. – Са-ранск, 2010. – 179 с.
13. Фришман И. И. Досуг в детском лагере как социокультурное явление // Народное образование: журнал. 2013. № 3. – С. 171-175.