Статья:

Исследование практического опыта волонтерской деятельности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(159)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Вершинин В.М. Исследование практического опыта волонтерской деятельности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 23(159). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/159/95355 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование практического опыта волонтерской деятельности

Вершинин Владислав Михайлович
магистрант, Самарский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Самара

 

1. Исследование зарубежного опыта волонтерской деятельности

Рассмотрим, как обстоят дела с подготовкой школьников к волонтерской деятельности за рубежом. Опыт Соединенных Штатов Америки можно оценить как показательный, так как США занимают второе место в международном рейтинге благотворительности и волонтерской активности «World Giving Index».

Важно упомянуть, что во многих государствах добровольчество - неотъемлемая часть общества начиная с детского возраста и в процессе семейной жизни. (Родители, зачем заниматься волонтерством в школе? Школа – часть вашего сообщества, и чем сильнее школа, тем сильнее сообщество – США [7].

В статье волонтёра Ли Шульман видим:

«Я начала заниматься волонтерством в возрасте одиннадцати лет. Отец трудился в «Красном кресте» и конечно брал меня с собой на работу, что впоследствии заложило фундамент моего отношения к жизни и того как я могу воспринимать людей, их культуру. Я проводила занятия плаванием с нуждающимися детьми, готовила пирожные, дабы собрать средства для школ в Панаме, нарезала фрукты для медведей и обезьян в Боливии, преподавала фотографию, искусство детям в Аргентине. Теперь мы путешествуем со своей дочерью, она помогает мне в работе».

Распространённая модель взаимодействия родителей и детей в вопросах волонтерства – это, к примеру, распространенная практика в США: родители работают волонтерами в школах.

Кендис Инт-Хаут занималась добровольческой работой в школе собственных детей – начиная с дошкольного периода. Но когда её дети окончили школу, Инт-Хаут обнаружила для себя другую мотивацию продолжить участие. Она нашла востребованный путь содействия своему сообществу. Больше двадцати лет Инт-Хаут трудилась оператором по набору текста в компании, занимающейся научно-исследовательской деятельностью.

«Я бы сказала людям, желающим заняться школьным волонтерством, что нахожу эту работу весьма благодарной. Несмотря на то, что мои дети окончили школу, я до сих пор получаю удовольствие от волонтерства. Школа – важная часть общества, чем сильнее школа - тем сильнее общество». (Школы ищут волонтеров, школы признают вклад волонтеров [8].

В другом источнике директор одной из школ штата Колорадо описывает волонтерство родителей школьников:

«Большое преимущество родительского волонтерства в том, что ученики наблюдают - их родители ценят учебный процесс и содействуют ему».

К преимуществам родительского волонтерства можно отнести:

1. Со стороны сотрудников:

‐ близкое знакомство с родителями;

‐ дополнительная помощь в реализации школьных проектов.

2. Со стороны волонтёров:

‐ возможность принести значимую пользу в различной форме;

‐ углубить понимание и знания учебной программы.

3. Со стороны учащихся:

‐ выше объём индивидуального внимания;

‐ понимание, что образование является важной частью жизни, так как многие взрослые готовы посвящать ему свое время и внимание.

4. Со стороны сообщества:

‐ развитие чувства общности;

‐ растущая гордость за школу и поддержка школы.

Подготовка школьников к волонтерской деятельности.

Руководитель работы волонтеров в общественной организации «Life Long» в Сиэтле Робин Родриг [6].

«Волонтерство – распространенная социальная практика в США. К примеру, и школьники, и студенты регулярно получают информацию о волонтерстве на тематических уроках, посвященных социальной проблематике и способам её решения - например, волонтерству».

Нужно заметить, что практика, когда уроки о волонтерстве становятся неотъемлемой частью учебного процесса, типична также для других стран. Так, Елизавета Тарнаруцкая, учительница русского языка в Канаде, говорит:

«Насчет школьников, в Канаде во многих школах волонтерство – регулярная часть учебной программы. Таким образом оно становится важной частью жизни любого гражданина».

На мой взгляд, хорошей тактикой может являться взятие на вооружение зарубежного опыта, его анализ и последующая адаптация для российских условий.

Например, модель родительского школьного волонтерства в США, описанная выше, не только хорошо подходит для внедрения в российские школы, но и фактически уже давно практикуется: многие родители готовы оказывать посильную помощь и содействие в школьных реалиях своего ребёнка, но обычно такая практика встречается либо ограниченно в рамках участия в родительском комитете, либо в участии в каких-то единичных мероприятиях. Мне кажется, внедрение родительского волонтерства на регулярной основе при условии наличия его чёткого регламента положительно повлияет на развитие стремления школьников к самостоятельной социальной активности и волонтерству по примеру своих родителей и педагогов.

2. Пути совершенствования волонтерской деятельности в России

По зарубежному примеру [1], хорошие результаты может принести постепенное повсеместное внедрение принципов инклюзивного школьного обучения, которое будет способствовать развитию у школьников гуманистического, а не эгоцентрического характера эмпатии, желания поддержать и помочь, принятия и толерантности к одноклассникам с особенностями развития, физического или психологического строения, командной работы, что может благотворно сказаться на дальнейшем становлении личности и формировании социальной и гражданской ответственности [4].

Таким образом можно сделать вывод о том, что международная практика внедрения инклюзивного образования в общеобразовательный учебный процесс в школах открывает новые возможности не только для учащихся с особенностями, но и для их одноклассников без таковых, что достигается посредством создания в инклюзивном классе взаимовыгодных, доверительных, взаимопомогающих, экологичных отношений [5].

Также стоит обратить внимание на возможность участия в различных международных волонтёрских стажировках, например, в немецко-австрийской программе «Добровольный социальный год», которая была создана в семидесятых годах прошлого столетия для организации возможности молодёжи получить международный добровольческий опыт, и успешно функционирует по сей день по инициативе международного молодёжного сообщества волонтёрской службы при поддержке правительства Германии и Австрии. Претендовать на участие в программе могут молодые люди от восемнадцати до двадцати девяти лет, при этом наличие и специализация образования не играет значимой роли.

Такая международная волонтёрская практика [2] оформляется официально: участник выбирает близкое и подходящее к его интересам и возможностям направление добровольной работы, получает ежемесячное денежное вознаграждение (стипендию), возможность медицинского страхования и полной либо частичной компенсации затрат на проживание, питание и проезд на общественном транспорте. Участник получает бесценный опыт работы в одной из интересующих волонтёрских сфер, который в дальнейшем сможет применить и в своей будущей волонтёрской деятельности уже на Родине, и в действующей или будущей профессии, а также нельзя не отметить возможность наработки международных контактов, обмена опытом с другими волонтёрами из разных стран, практики языка, которая в свою очередь также будет полезна для применения знаний, к примеру, при чтении международных актуальных  источников на тему волонтерства и социальной активности. И конечно, участники получают огромную порцию мотивации двигаться вперёд в волонтерстве, не останавливаясь на достигнутых результатах [3].

 

Список литературы:
1. Габдрахманова Регина Асхатовна Волонтерская деятельность в России и за рубежом // Вестник КГЭУ. 2012. №4 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterskaya-deyatelnost-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 11.07.2020).
2. Данилова Е.В. Международный опыт волонтерской деятельности // Вестник РМАТ. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-opyt-volonterskoy-deyatelnosti (дата обращения: 12.07.2020).
3. Добровольный социальный год в Германии (FSJ – Freiwilliges Soziales Jahr). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dobrovolets.ru – Текст. (Дата обращения 11.07.2020)
4. Зайцева Е. С., Шлай Е.В, Нахай Д.Ю. Особенности эмпатии у младших школьников, обучающихся в условиях инклюзивного образования // Символ науки. 2015. №7-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-empatii-u-mladshih-shkolnikov-obuchayuschihsya-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 12.07.2020).
5. Курмышева Лидия Константиновна Инклюзивное образование: зарубежный опыт // Сибирский педагогический журнал. 2012. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-zarubezhnyy-opyt (дата обращения: 12.07.2020).
6. Шульман Ли. Зачем заниматься волонтерством вместе со своими детьми (Why you should volunteer with your children) // YTravel.2014 г.
7. Candis Int-HoutSchool Volunteer Cashmere. Parents, why volunteer at school? “The school is part of your community and the stronger the school, the stronger the community.” – USA.
8. Schools Recruit, Recognize Contributions of Volunteers. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.educationworld.com. (Дата обращения 11.07.2020)