Статья:

Психологический анализ феномена детской застенчивости

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(95)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Архипова В.С., Долганина В.В. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 2(95). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/95/64761 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Психологический анализ феномена детской застенчивости

Архипова Валентина Сергеевна
студент, Ставропольский Государственный Педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Долганина Вера Васильевна
канд. психол. наук, доцент, Ставропольского Государственного Педагогического института, РФ, г. Ставрополь

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности характерные для застенчивых детей дошкольного возраста. Застенчивость у детей в дошкольном возрасте является частой проблемой с которой сталкиваются родители и педагоги. Описано состояние застенчивости и последствия, которые могут возникнуть при несвоевременно оказанной помощи со стороны педагогов, психологов и родителей. Приведены рекомендации для воспитателей по работе с дошкольниками. Определенны действия психолога в работе с застенчивыми детьми.

 

Ключевые слова: застенчивость, педагог-психолог, игра, общение, коррекционная работа.

 

На современном этапе развития российского общества уделяется большое внимание формированию у подрастающего поколения коммуникативных умений, настойчивости, а также готовности быть конкурентоспособным на рынке труда. При этом широко распространены вопросы родителей о том, как их детям обрести уверенность в себе, преодолеть чувство застенчивости и скованность. Ведь проявление застенчивости мешает личностному развитию ребенка  [6, С. 55-63]

Застенчивость – сложное состояние человека и может иметь различные последствия – от легкого дискомфорта до сильного страха перед кем-либо, а также тяжелого невроза. Каждый человек общался с детьми, которые в силу своих личностных качеств, таких как замкнутость, робость, нерешительность, было трудно общаться как со взрослыми так и со сверстниками.

Застенчивость как самостоятельное свойство человека в российской психологии мало изучена. По мнению Е.И. Гаспарова [5], застенчивость - это личностная черта, характеризующаяся отсутствием свободы в общении, наличием внутреннего ограничения поведения, которое не позволяет личности полностью реализовать свой личностный и наследственный потенциал.  

Согласно И.С. Кону, застенчивость рассматривается как «усиленное самосознание, повышенная забота индивида о себе и о том, как другие его воспринимают» [8]. Быть стеснительным - значит бояться людей, особенно тех, которые по тем или иным причинам отрицательно влияют на наши эмоции. 

Сторонником определения застенчивости является Рэймонд Кэттелл. Согласно его теории, застенчивые люди (типа H-) рождаются с более чувствительной нервной системой, чем носители H +. Эта повышенная чувствительность приводит к тому, что человек стремится избежать конфликтов и угрожающих ситуаций. Р. Кеттель считает, что, поскольку черты Н являются врожденными, никакие события, составляющие опыт человека, не могут их изменить. Р. Кеттель рассматривает застенчивость как биологически детерминированную черту, связанную с возбудимостью нервной системы.             

Происхождение этой особенности, как большинство других внутренних психологических проблем человека, имеет свои корни в детстве. У многих людей застенчивость появляется уже в возрасте от трех до четырех лет и сохраняется в течение всего дошкольного детства. Почти все дети, которые в возрасте трех лет вели себя скромно, сохранили это качество в дальнейшем. Однако степень стеснительности претерпевает изменения в течение всего дошкольного периода. У некоторых детей это качество остается устойчивой чертой личности, что значительно усложняет жизнь, поэтому важно вовремя распознать эту особенность и остановить ее чрезмерное развитие.        

У застенчивых детей характерна высокая чувствительность к оценке взрослого (как реальная, так и ожидаемая) и наблюдается повышенное ожидание и восприятие оценки. Похвала вдохновляет и успокаивает их, но небольшие замечание замедляет активность и вызывает новый всплеск стеснительности и смущения. Ребенок ведет себя застенчиво в ситуациях, в которых он ожидает провала в деятельности.       

Робость и смущение ребёнка определяют ожидание критического отношения к себе со стороны взрослого, что заметно при общении с незнакомцами, т.к. их отношение к себе дети ещё не знают. Неизвестная оценка взрослого парализует ребенка, он изо всех сил старается уйти от этой ситуации, переключить свое внимание с себя на что-то другое.   

С точки зрения психического развития и успеха в основной деятельности, то они не уступают своим сверстникам. Часто застенчивые дети значительно лучше справляются с заданиями, чем их товарищи. Но в случае неудачи или отрицательной оценки они менее настойчивы в достижении результата. Почти все застенчивые дети характеризуются острым опытом негативной оценки взрослого, часто парализующим как практическую деятельность ребенка, так и простое общение. Незастенчивый ребенок в такой ситуации стремится к активному поиску ошибки и привлечению взрослого, застенчивый дошкольник и внутренне и внешне сжимается от чувства вины за свою неумелость,  не решаясь обратиться за помощью.

Бихевиористы сегодня считают, что застенчивость является фиксированной фобической реакцией на социальные события [4].   

Е.И. Гаспарова, Т.А. Репина, Т.О. Смолева, Ю.М. Орлов, В.И. Гарбузов выделяют несколько предпосылок появления застенчивости:      

1) биологическую (слабость нервной системы, генетическая предрасположенность, наличие физического дефекта - задержка физического развития, его отклонение от нормы: хроническое заболевание);

2) социально обусловленную - неприятие детей родителями, отсутствие в семье отца, неблагополучная семья, неправильный тип воспитания: тревожно-мнительный (родители постоянно тревожатся за здоровье ребенка и чрезмерно опекают его), авторитарный (ребенка не хвалят, не ласкают, требовательны), обособленный уклад жизни старших членов семьи [9].

По словам Е.И. Гаспаровой, причиной стеснительности также может быть чрезмерная родительская опека над ребенком. Она подчеркивает, что беззащитность застенчивых детей является прямым следствием их уязвимости, чувствительности и отсутствия необходимых навыков общения. Неуверенность в своих действиях, которое чаще всего формируется под влиянием чрезмерной опеки и связано с повышенной чувствительностью детей к любым оценкам (осуждение, поощрение, осуждение и похвала, а также насмешки)[5].

По мнению Долганиной В.В, и  Загоруйко Е.С. избежать проявлений застенчивости нелегко, но все же возможно, при условии своевременной профилактической работы с детьми. Рекомендуется объединять застенчивых детей в пары с целью выполнения различных заданий с теми детьми, кто может достаточно легко справиться с заданием, при этом проявляет доброжелательный и спокойный характер. Такой подход с одной стороны позволяет неуверенному ребёнку, включиться в деловое общение со сверстником, а с другой - сравнивать свою работу с работой сверстников, при этом отнеся похвалу воспитателя и на свой счет (делали-то вместе) что, повышает внутреннюю самооценку ребенка [7, С.55-59].

Также важно помочь застенчивому ребёнку научиться, свободно и раскрепощено выражать свои эмоции, чувства и желания. Для того, чтобы снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно, дошкольникам также могут помочь специально организованные игры («Кто к нам пришел», «Угадай эмоцию», «Куклы пляшут», «Фанты», «Путаница», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» и др.).

Различные досуговые и праздничные мероприятия, театральные представления и прочее благотворно сказывается на снижении застенчивости. Так, вначале, стеснительный ребёнок может быть только зрителем на данных мероприятиях, а в дальнейшем можно перейти к второстепенным ролям, не исключающим речи. Участвуя в спектаклях и утренниках, стоит одеть детей в красивые костюмы, головные уборы, маски и прочую атрибутику, что позволит таким детям приобрести больше уверенности в себе   

Таким образом, застенчивый ребенок, с одной стороны, дружелюбен к другим людям, стремится общаться с ними, а с другой стороны, не решается выразить себя и свои потребности. Причина заключается в характере отношения застенчивого ребенка к себе. Все, что он делает, постоянно оценивается глазами других, которые, с его точки зрения, ставят под сомнение ценность его личности. Повышенная тревога за себя часто затеняет содержание совместной с кем-либо деятельности и общения. Признание и уважение всегда действуют для него как главные, затмевая как познавательные, так и деловые интересы, что препятствует реализации его способностей и адекватному общению с другими. В общении с близкими, когда характер взаимоотношений понятен ребенку, личный фактор уходит на задний план, а в общении с посторонними он явно выходит на передний план, провоцируя защитные формы поведения. Мучительный опыт самого себя, его уязвимость сковывает ребенка, не позволяет ему проявить свои, порой очень хорошие способности, выразить свои чувства.

Очень важно оказать своевременное воздействие, которое должно осуществляться на основе возрастных особенностей и быть направлено на преодоление подобных отклонений.   

Дошкольный возраст - это период интенсивного психического развития, проявления психических новообразований и становления личности. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку на протяжении всей его последующей жизни.

Помочь ребенку преодолеть застенчивость - общая задача воспитателей дошкольного образования, психолога и родителей. Эта проблема разрешима, но делать это нужно, пока ребенок еще маленький, поскольку чем старше становится ребенок, тем сильнее он развивает определенный стиль поведения, начинает осознавать этот «недостаток». Осознание их застенчивости не только не помогает, но и не позволяет преодолеть его.

 

Список литературы:
1. Катаевой Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми. — М.: Книголюб, 2004. — 56 с. (Психологическая служба.)
2. Березина Т.А. Игра как средство коррекции поведения дошкольника // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. - СПб.: Детство - Пресс, 2007.
3. Богачкина Н.А., Сиренко Р.Н. Как преодолеть детскую застенчивость. -Ярославль: Академия развития, 2007.
4. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 28-38.
5. Гаспарова Е. Застенчивый ребенок // Дошкольное воспитание. - 1989. -№ 3. - С. 71-78.
6. Долганина В.В. Теоретический анализ использования элементов Арт-терапии в работе с застенчивыми детьми младшего школьного возраста/ Проблемы современного педагогического образования. Научно-практический журнал. Серия Педагогика и психология. №4 (40) – Ялта: РИО ГПА, 2017. С. 55-63
7. Долганина В.В., Загоруйко Е.С. Профилактика застенчивости в младшем дошкольном возрасте/ Advances of science: Proceedings of materials V International scientific conference. Czech Republic, Karlovy Vary — Russia, Moscow, February 27-28, 2019. С.55-59.
8. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
9. Репина Т.А., Смолева Т.О. Неуверенный ребенок // Дошкольное воспитание. - 1980. - № 3.