Цифровизация технологического образования
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(127)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(127)
Цифровизация технологического образования
Аннотация. Статья посвящена вопросам цифровизации в России. Автор рассматривает цифровую трансформацию образования как ответ на реалии современного мира, который не может существовать в отрыве от виртуальной действительности. Здесь представлены структура цифровой образовательной среды, а также рассмотрены достоинства и недостатки перехода к цифровому образованию.
Ключевые слова: технологическое обучение, цифровизация, цифровая образовательная среда, онлайн-курсы.
Актуальным вопросом в российском образовании, на сегодняшний день, является процесс информатизации и цифровизации, что связано с усилением информационно-комуникационных технологий. Цифровая трансформация образования – это ответ на информационные вызовы в мире. Безусловно, у истоков цифрового бума стоит появление Интернета. Сегодня реальный мир связан с виртуальным. Очень быстрыми темпами цифровые технологии становятся частью не только экономической части жизни людей, но и культурной, политической и т.д. Поэтому система образования не может оставаться в стороне от данного процесса.
В словарях термин «цифровизация» объясняется, как «цифровой способ связи, записи, передачи данных с помощью цифровых устройств».
Существует несколько точек зрения, относительно цифровизации образования. Так, Л.В. Орлова отмечает, что современное образование должно предоставлять обучающимся возможность самостоятельно получать знания и формировать у них собственные инновационные навыки, соответствующие компетенциям XXI века: креативность, критическое мышление, коммуникация, кооперация [2].
Точка зрения А.Ю. Уварова заключается в том, что система образования должна соответствовать требованиям цифрового общества, что, в свою очередь, обеспечит переход к цифровой экономике. Такая цифровая трансформация образования будет реализована посредством «синергичного» обновления содержания. При этом все субъекты образовательного процесса будут погружены в цифровую образовательную среду [3].
Цифровая образовательная среда, по Н.Б. Стрекаловой – это выделение компонентов открытой ЦОС при организации самостоятельной работы обучающихся, под которой понимается планирование, методическое обеспечение, использование электронных учебников, технологическая организация процесса обучения (координация и контроль результатов обучения) [1].
Уваров А.Ю., в структуре ЦОС, выделяет информационный блок, информационные системы, сервисы, а также инструменты, используемые для решения определенных задач [3]. Например, сервис MOODLE, позволяет отслеживать рейтинг студентов и преподавателей. Существуют цифровые сервисы размещения и обмена информацией, ориентированные на организацию совместной работы участников образовательного процесса. Насыщенность сервисов ЦОС зависит от технических и финансовых возможностей образовательного учреждения.
Если высшие учебные заведения активно участвуют в процессе цифровизации образования, то в отношении школ, все не однозначно. Теоретически, переход к цифре должен сделать процесс обучения более доступным и качественным. Обучающиеся смогут получать информацию и в текстовой, и в звуковой, и в визуальной форме. Перед каждым человеком будет открыта возможность получать образование на протяжении всей жизни, выстраивая его по индивидуальному плану (в том числе, в виде онлайн-курсов).
Однако, практика 2020 года, когда образовательные учреждения были вынуждены уйти на дистанционное обучение, которое строилось на основе цифровых ресурсов, показала, что школы, а особенно начальная (а также 5-7 классы) не готовы к подобной форме от слова «вообще». Для того чтобы обучающиеся имели навыки самостоятельной работы с информацией, их необходимо обучить этому. Бесспорно, старшее звено, средне-специальные и высшие учебные заведения, успешно реализовались на цифровых площадках, которых, на сегодняшний день, достаточно много (можно подобрать наиболее отвечающую целям и задачам).
Опыт дистанционного образования выявил существующие пробелы, появилось множество онлайн курсов для педагогов, которые, в современных реалиях, обязаны научиться применять новые технологические инструменты и информационные ресурсы. К возможностям технологий виртуальной реальности относят применение цифровых тренажеров, которые, благодаря тому, что не привязаны к конкретному рабочему месту, расширяют круг изучаемых технологий. Так технологии мобильного обучения позволяют учиться в любом месте и в любое время.
Технологическое образование – научно-технический прогресс, который порождает новые технические, информационные, технологические достижения, для их эффективного использования обществом, в том числе, в процессе образования.
Ученые выделяют следующие особенности и свойства цифровизации образования:
Во-первых, необходимо стремиться к переводу учебных материалов: планов, занятий, журналов и дневников на онлайн-версии. Стоит задача создания электронных ресурсов, где обучающиеся могли бы найти подробную информацию для занятий.
Во-вторых, оснащение школ современными технологиями: компьютеры, планшетные панели, наличие скоростного Интернета должно быть на высоком уровне.
В-третьих, прогнозируется изменение профессии учителя. Цифровизация подразумевает самостоятельное изучение материала учениками. Роль учителя сведется к кураторству, к которому обращаются лишь при необходимости.
Положительные стороны цифровизации:
- Такая система обучения предполагает самостоятельность учеников, которые с детства сами будут стремиться к знаниям. Однако у нас возникают большие сомнения в данном вопросе относительно обучающихся из некоторых категорий семей.
- Предполагается, что исчезнет бумажная волокита. Возможно для учащихся это удобный вариант заменит горы учебников и тетрадей на планшет. Но полная замена бумажных носителей электронными – это нарушение здоровьесберегающих технологий воспитания. А для педагогов, как показывает практика, подобные изменения лишь увеличивают нагрузку (сохраняются и бумажные носители, добавляются электронные)
- В некоторых источниках, процесс цифровизации связывают с упрощением работы педагогов, в связи с тем, что их работа в новых реалиях будет заключаться лишь в помощи ученикам в выбранных им направлениях. Однако следует лишь задать вопрос учителям «насколько облегчилась жизнь учителей в период дистанционного обучении?», как возникнут большие сомнения в верности данного утверждения.
- Безусловно, цифровизация образования – это шаг в будущее, это значимый этап в процессе создания Интернет-технологий. Это поможет школьникам ориентироваться в информационном мире в будущем.
К недостатки относят:
- Риск отрицательного результата.
- Отсутствие творчества, т.к. электронные версии носят «сухой», скучный характер.
- Доступность к информации, легкость ее добывания уже сейчас привела к ослаблению мыслительных способностей людей.
- Плохая социализация.
- Проблемы с физическим развитием: зрение, моторика. Некоторые ученые предполагают, что работа на клавиатуре и отсутствие навыка письма, может привести к изменениям строения костей, суставов и мышц.
- Абсолютный контроль за школьниками, студентами, педагогами и родителями.
- Возможно, что после окончания процесса цифровизации учителей заменят роботы и виртуальные системы. Люди лишатся работы.
На наш взгляд цифровая образовательная среда, цифровые технологии и ресурсы могут быть очень эффективны как дополнительные возможности образования для активных, талантливых, одаренных детей, а полная цифровизация образования может негативно сказаться на уровне развития всего общества. Конечно, сейчас можно строить лишь предположения, действительность будет известна через десятилетие.