Статья:

Цифровизация технологического образования

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(127)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Саттарова З.Ф. Цифровизация технологического образования // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 34(127). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/127/78940 (дата обращения: 09.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Цифровизация технологического образования

Саттарова Зария Фаритовна
студент, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга
Исламов Артем Эдикович
научный руководитель, старший преподаватель, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам цифровизации в России. Автор рассматривает цифровую трансформацию образования как ответ на реалии современного мира, который не может существовать в отрыве от виртуальной действительности. Здесь представлены структура цифровой образовательной среды, а также рассмотрены достоинства и недостатки перехода к цифровому образованию.

 

Ключевые слова: технологическое обучение, цифровизация, цифровая образовательная среда, онлайн-курсы.

 

Актуальным вопросом в российском образовании, на сегодняшний день, является процесс информатизации и цифровизации, что связано с усилением информационно-комуникационных технологий. Цифровая трансформация образования – это ответ на информационные вызовы в мире. Безусловно, у истоков цифрового бума стоит появление Интернета. Сегодня реальный мир связан с виртуальным. Очень быстрыми темпами цифровые технологии становятся частью не только экономической части жизни людей, но и культурной, политической и т.д. Поэтому система образования не может оставаться в стороне от данного процесса.

В словарях термин «цифровизация» объясняется, как «цифровой способ связи, записи, передачи данных с помощью цифровых устройств».

Существует несколько точек зрения, относительно цифровизации образования. Так, Л.В. Орлова отмечает, что современное образование должно предоставлять обучающимся возможность самостоятельно получать знания и формировать у них собственные инновационные навыки, соответствующие компетенциям XXI века: креативность, критическое мышление, коммуникация, кооперация [2].

Точка зрения А.Ю. Уварова заключается в том, что система образования должна соответствовать требованиям цифрового общества, что, в свою очередь, обеспечит переход к цифровой экономике. Такая цифровая трансформация образования будет реализована посредством «синергичного» обновления содержания. При этом все субъекты образовательного процесса будут погружены в цифровую образовательную среду [3].

Цифровая образовательная среда, по Н.Б. Стрекаловой – это выделение компонентов открытой ЦОС при организации самостоятельной работы обучающихся, под которой понимается планирование, методическое обеспечение, использование электронных учебников, технологическая организация процесса обучения (координация и контроль результатов обучения) [1].

Уваров А.Ю., в структуре ЦОС, выделяет информационный блок, информационные системы, сервисы, а также инструменты, используемые для решения определенных задач [3]. Например, сервис MOODLE, позволяет отслеживать рейтинг студентов и преподавателей. Существуют цифровые сервисы размещения и обмена информацией, ориентированные на организацию совместной работы участников образовательного процесса. Насыщенность сервисов ЦОС зависит от технических и финансовых возможностей образовательного учреждения.

Если высшие учебные заведения активно участвуют в процессе цифровизации образования, то в отношении школ, все не однозначно. Теоретически, переход к цифре должен сделать процесс обучения более доступным и качественным.  Обучающиеся смогут получать информацию и в текстовой, и в звуковой, и в визуальной форме. Перед каждым человеком будет открыта возможность получать образование на протяжении всей жизни, выстраивая его по индивидуальному плану (в том числе, в виде онлайн-курсов).

Однако, практика 2020 года, когда образовательные учреждения были вынуждены уйти на дистанционное обучение, которое строилось на основе цифровых ресурсов, показала, что школы, а особенно начальная (а также 5-7 классы) не готовы к подобной форме от слова «вообще». Для того чтобы обучающиеся имели навыки самостоятельной работы с информацией, их необходимо обучить этому. Бесспорно, старшее звено, средне-специальные и высшие учебные заведения, успешно реализовались на цифровых площадках, которых, на сегодняшний день, достаточно много (можно подобрать наиболее отвечающую целям и задачам).

Опыт дистанционного образования выявил существующие пробелы, появилось множество онлайн курсов для педагогов, которые, в современных реалиях, обязаны научиться применять новые технологические инструменты и информационные ресурсы. К возможностям технологий виртуальной реальности относят применение цифровых тренажеров, которые, благодаря тому, что не привязаны к конкретному рабочему месту, расширяют круг изучаемых технологий. Так технологии мобильного обучения позволяют учиться в любом месте и в любое время.

Технологическое образование – научно-технический прогресс, который порождает новые технические, информационные, технологические достижения, для их эффективного использования обществом, в том числе, в процессе образования.

Ученые выделяют следующие особенности и свойства цифровизации образования:

Во-первых, необходимо стремиться к переводу учебных материалов: планов, занятий, журналов и дневников на онлайн-версии. Стоит задача создания электронных ресурсов, где обучающиеся могли бы найти подробную информацию для занятий.

Во-вторых, оснащение школ современными технологиями: компьютеры, планшетные панели, наличие скоростного Интернета должно быть на высоком уровне.

В-третьих, прогнозируется изменение профессии учителя. Цифровизация подразумевает самостоятельное изучение материала учениками. Роль учителя сведется к кураторству, к которому обращаются лишь при необходимости.

Положительные стороны цифровизации:

  1. Такая система обучения предполагает самостоятельность учеников, которые с детства сами будут стремиться к знаниям. Однако у нас возникают большие сомнения  в данном вопросе относительно обучающихся из некоторых категорий семей.
  2. Предполагается, что исчезнет бумажная волокита. Возможно для учащихся это удобный вариант заменит горы учебников и тетрадей на планшет. Но полная замена бумажных носителей электронными – это нарушение здоровьесберегающих технологий воспитания. А для педагогов, как показывает практика, подобные изменения лишь увеличивают нагрузку (сохраняются и бумажные носители, добавляются электронные)
  3. В некоторых источниках, процесс цифровизации связывают с упрощением работы педагогов, в связи с тем, что их работа в новых реалиях будет заключаться лишь в помощи ученикам в выбранных им направлениях. Однако следует лишь задать вопрос учителям «насколько облегчилась жизнь учителей в период дистанционного обучении?», как возникнут большие сомнения в верности данного утверждения.
  4. Безусловно, цифровизация образования – это шаг в будущее, это значимый этап в процессе создания Интернет-технологий. Это поможет школьникам ориентироваться в информационном мире в будущем.

К недостатки относят:  

  1. Риск отрицательного результата.
  2. Отсутствие творчества, т.к. электронные версии носят «сухой», скучный характер.
  3. Доступность к информации, легкость ее добывания уже сейчас привела к ослаблению мыслительных способностей людей.
  4. Плохая социализация.
  5. Проблемы с физическим развитием: зрение, моторика. Некоторые ученые предполагают, что работа на клавиатуре и отсутствие навыка письма, может привести к изменениям строения костей, суставов и мышц.
  6. Абсолютный контроль за школьниками, студентами, педагогами и родителями.
  7. Возможно, что после окончания процесса цифровизации учителей заменят роботы и виртуальные системы. Люди лишатся работы.

На наш взгляд цифровая образовательная среда, цифровые технологии и ресурсы могут быть очень эффективны как дополнительные возможности образования для активных, талантливых, одаренных детей, а полная цифровизация образования может негативно сказаться на уровне развития всего общества. Конечно, сейчас можно строить лишь предположения, действительность будет известна через десятилетие.

 

Список литературы:
1. Бондарева Г.А. Цифровизация и цифровые технологии в образовании [Электронный ресурс]/  Г.А. Бондарева, Н.П. Петрова //  Мир науки, культуры, образования, 2019 – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-i-tsifrovye-tehnologii-v-obrazovanii 
2. Леонтьева Л.С. Цифровые трансформации [Электронный ресурс]/ Л.С. Леонтьева, Л.Н. Орлова, Ван Чунь Лань // Вестн. Моск. ун-та. Современные управленческие технологии. – 2019. – № 2.– Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-transformatsii-v-predprinimatelstve 
3. Уваров А.Ю. Модель цифровой школы и цифровая трансформация образования [Электронный ресурс]/ А.Ю. Уваров // Исследователь. – 2019. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/model-tsifrovoy-shkoly-i-tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya