ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(283)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(283)
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о формировании глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Автор статьи анализирует факторы, которые влияют на успешное овладение глагольной лексикой, такие как тяжесть речевого нарушения, возраст ребёнка и продолжительность занятий с логопедом. Подчёркивается важность ранней диагностики и коррекции ОНР для успешного формирования глагольного словаря и развития речи в целом.
Abstract. This article discusses the formation of a verbal vocabulary in children with general speech underdevelopment (ONR). The author of the article analyzes the factors that influence the successful mastery of verbal vocabulary, such as the severity of speech impairment, the age of the child and the duration of classes with a speech therapist. The importance of early diagnosis and correction of ONR is emphasized for the successful formation of the verbal vocabulary and the development of speech in general.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи (ОНР), глагольный словарь, дети речевыми нарушениями.
Keywords: general underdevelopment of speech (ONR), verbal vocabulary, children with speech disorders.
Постановка проблемы: Изучению развития фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии посвящены работы таких учёных как Лалаева Р. И., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. И другие. Авторы подробно описывают нарушения речи у детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объёма активного и пассивного словаря, неточное употребление слов и другие аспекты нарушений. Формирование глагольного словаря является важным аспектом развития речи у детей с общим недоразвитием. Эти дети часто сталкиваются с трудностями в усвоении и использовании глаголов, что существенно влияет на их коммуникативные навыки. Поэтому, в данной статье мы рассмотрим особенности формирования глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи.
Цель статьи – теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме особенности формирования глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи.
Изложение основного материала. Глагольный словарь — это набор слов, описывающих действия или процессы. Он включает в себя глаголы, существительные и прилагательные, используемые для описания событий, действий или состояний. Глаголы могут описывать физические действия, такие как «бежать», «прыгать» или «плавать», а также эмоциональные состояния, такие как «любить», «ненавидеть» или «радоваться». Глагольный словарь является важным инструментом для общения и выражения мыслей[1].
Этапы формирования глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) включают в себя несколько стадий:
– Первый этап - подготовительный (от 1,5 до 3 лет). На этом этапе дети учатся понимать и использовать глаголы в своей повседневной жизни. Они изучают глаголы, связанные с действиями, которые они выполняют каждый день, например, “есть”, “пить”, “играть”.
– Второй этап - ранний (от 3 до 5 лет). В этом возрасте дети начинают активно использовать глаголы для описания своих действий и игр. Они также начинают понимать и употреблять глаголы, описывающие действия других людей.
– Третий этап - средний (от 5 до 7 лет). На данном этапе дети приобретают более сложные глаголы, которые описывают различные действия и состояния. Они начинают использовать глаголы в различных контекстах и ситуациях.
– Четвертый этап - старший (от 7 до 8 лет). Это этап, на котором дети с ОНР начинают активно употреблять глаголы в своих высказываниях. Они используют глаголы для выражения своих мыслей и чувств, а также для описания действий, происходящих вокруг них.
– Пятый этап - заключительный (8-9 лет). На этой стадии дети с ОНР уже умеют использовать глаголы различных временных форм и наклонений. Они могут правильно употреблять глаголы как в устной, так и в письменной речи.
Таким образом, формирование глагольного словаря у детей с ОНР происходит поэтапно, начиная от простых глаголов и заканчивая сложными глагольными конструкциями. Важно помнить, что каждый ребенок развивается индивидуально, и сроки освоения глагольного словаря могут варьироваться[4].
Формирование глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) является одной из важнейших задач коррекционной работы. Глаголы составляют основу предложения, выражая действия, состояния и процессы. Без достаточного глагольного словаря дети испытывают трудности в понимании и выражении речи, что негативно отражается на их коммуникативных навыках и успеваемости. Основными задачами коррекционной работы по формированию глагольного словаря у детей с ОНР являются:
1. Расширение активного и пассивного глагольного словаря. Дети должны научиться понимать и использовать в речи разнообразные глаголы, обозначающие различные действия, состояния и процессы.
2. Уточнение и закрепление значений глаголов. Важно помочь детям понять и различать тонкие смысловые нюансы, связанные с использованием глаголов.
3. Формирование навыков словоизменения глаголов. Дети должны научиться правильно согласовывать глаголы по лицу, числу, времени и роду, а также использовать глаголы в разных грамматических формах (инфинитив, причастие, деепричастие).
4. Развитие связной речи. Формирование глагольного словаря способствует развитию связной речи у детей. Они учатся строить предложения и рассказы, используя различные глаголы, что повышает их коммуникативные способности.
5. Развитие познавательных процессов. Работа над глагольным словарем способствует развитию памяти, внимания, восприятия и мышления у детей. Они учатся классифицировать глаголы по смысловым группам, устанавливать причинно-следственные связи и обобщать информацию[3].
Формирование глагольного словаря является важной стадией развития речи у детей с общим недоразвитием. Один из эффективных методов – это использование игровых ситуаций и ролевых игр. Дети легче запоминают глаголы, когда им предлагается пример действия, в котором они могут принять участие. При создании игровых ситуаций можно использовать различные предметы, игрушки, костюмы. Например, ребенку предлагается играть в роли повара, где он может использовать глаголы, связанные с приготовлением пищи, такие как "готовить", "мешать", "нарезать" и т.д. Чем более реалистичной будет игровая ситуация, тем лучше будет происходить усвоение глаголов.
Еще один метод – это использование наглядности. Визуальные материалы, такие как картинки, фотографии или рисунки, помогают детям связать слово с его значение. Можно создать специальные карточки с изображением действий, чтобы ребенок мог видеть их и повторять. Например, на одной карточке изображена девочка, которая играет на скрипке, а на другой – собака, которая прыгает через препятствие. Эти изображения могут помочь детям запоминать и практиковать глаголы, связанные с данными действиями.
Также важно обращать внимание на контекстуальное использование глаголов. Ребенку нужно понимать, когда и в каких ситуациях можно использовать определенные глаголы. Для этого можно привлекать реальные жизненные ситуации, проводить игры, в которых ребенок должен будет выбирать правильный глагол для определенной ситуации.
Кроме того, регулярная практика является неотъемлемой частью формирования глагольного словаря. Дети должны иметь возможность применять усвоенные глаголы в повседневных ситуациях. Для этого можно проводить специальные уроки, игры или мероприятия, где ребенок будет вовлечен в разнообразные действия, помогающие ему практиковать и закреплять новые глаголы[1].
Факторы, которые могут повлиять на успешность овладения глагольной лексикой у детей с речевыми нарушениями, включают:
1. Тяжесть речевого нарушения: Чем более серьезное речевое нарушение у ребенка, тем сложнее ему освоить глагольную лексику. Однако даже в случае серьезных нарушений, при своевременной и правильной коррекционной работе можно достичь значительных успехов.
2. Возраст ребенка: Чем раньше начинается коррекционная работа, тем больше шансов на успешное освоение глагольной лексики. Однако, даже если ребенок приступил к занятиям в более старшем возрасте, при систематической работе также можно достичь хороших результатов.
3. Продолжительность занятий с логопедом: Чем дольше и регулярнее проходят занятия, тем выше вероятность успешного освоения глагольной лексики ребенком. Однако важно помнить, что продолжительность занятий должна быть адекватной возрасту и возможностям ребенка, чтобы избежать переутомления и потери интереса к занятиям.
4. Взаимодействие с родителями: Родители играют важную роль в процессе коррекции речи ребенка. Они должны активно участвовать в занятиях и выполнять рекомендации логопеда дома. Это может включать в себя повторение и закрепление пройденного материала, а также создание речевой среды, способствующей развитию глагольной лексики ребенка[2].
Выводы: Формирование глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи является сложным и важным процессом. Ограниченность словарного запаса, трудности в понимании значения и использовании глаголов, требуют особого внимания и применения специфических методик обучения. Систематическая наглядно-контекстуальная работа, использование игровых форм и индивидуальный подход – это некоторые из действенных подходов к формированию глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи.