Педагогические условия формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа при помощи ролевой игры
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(155)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(155)
Педагогические условия формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа при помощи ролевой игры
В современном мире процесс обучения требует постоянного усовершенствования, так как с каждым годом происходит смена приоритетов и социальных ценностей.
На сегодняшний день ситуация в подготовке специалистов среднего звена требует изменения в тактике обучения в системе ФГОС. Главными отличительными чертами выпускника-медика является, его коммуникабельность, умение находить выход в любой неотложной ситуации и мобильность. В связи с этим, при изучении профессиональных модулей и дисциплин весь акцент идет на сам процесс познания научного материала, и полностью зависит от любознательности студента.
Внедрение в систему образования активных методов обучения представлены в различных областях научного познания, исследовано многими педагогами, но на недостаточном уровне развито использование этого метода в условиях подготовки специалистов медиков среднего звена. Одним из таких методов, который позволит улучшить познавательную деятельность студентов, формировать их практические навыки, является метод «ролевой игры». Данный метод позволит построить обучение практически направленным, и личностно значимым для студента-медика.
Ролевая игра имеет хорошую особенность, четко поставленная цель и соответствующий результат. При данном методе студенту медику предоставляется возможность моделировать свою будущую профессию, самостоятельно выбирать свои действия, вырабатывать скорость, внимательность, сообразительность, применять теоретические знания в практической деятельности, ведь все эти качества должны быть у студента-медика к моменту выпуска из образовательного учреждения. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Для формирования профессиональных компетенций у студентов-медиков, посредством ролевой игры, нужно создать определенные педагогические условия, чтобы процесс активных форм обучения был более виден в результатах итоговой аттестации, в сравнении с традиционными методами обучения.
Для частоты эксперимента нужно взять две группы с одинаковым уровнем знаний, по одному и тому же профессиональному модулю, проводить практические занятия в одной группе по традиционной методике обучения, а во второй группе, наряду с традиционным обучением внедрять элементы активных методов обучения, то есть ролевую игру. В процессе обучения включать ситуации инсценирования профессиональной деятельности. Для этого нужно разработать сценарии с ролевыми ситуациями, роли непосредственно раздавать студентам. Во время проигрывания ролей всеми участниками игры, преподаватель не должен вмешиваться в процесс, но по завершению сценария, должен быть проведен тщательный анализ со студентами всех этапов сценария, выявлены ошибки. Особое внимание нужно уделить таким моментам, как правильность оказания неотложной (или сестринской) помощи (по алгоритму ли?), умение консультировать пациента, правильно ли подобрана фармакотерапия, правильность заполнения медицинской документации и многие другие моменты, касающиеся непосредственно самой ситуации.
Ролевые игры различных ситуаций помогают создать именно ту обстановку и условия будущей профессии, с которой в будущем столкнется студент-медик, при завершении обучения. Так же ролевая игра помогает студентам преодолеть напряжение, развивать активность, самостоятельность мышления, общение, творческий подход при выполнении различных манипуляций.
Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать вывод, что для формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа при помощи ролевой игры, необходимы ряд педагогических условий:
1. подготовка сценария игровой деятельности;
2. создание ситуационных задач направленных на изучение конкретной темы занятия;
3. распределение ролей среди студентов;
4. во время проигрывания ситуации преподаватель не вмешивается в процесс, не делает замечаний, даже если тактика оказания помощи студентом не соответствует алгоритму;
5. совместное обсуждение итогов игры, выявление ошибок сделанных студентами.
Соблюдая все эти педагогические условия, можно сказать, что ролевая игра станет неотъемлемой частью учебного процесса для студентов-медиков и практические занятия станут более интересными и практичными.